В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Попугаи Веры и Анатолия Купреяновых

Нажав кнопку звонка,  тотчас услышал из-за двери требовательный крик: «Слышишь?». Вслед затем дверь отворил хозяин квартиры, из глубины которой раздалось повторное «Слышишь?».

— Слышу, слышу, Боренька! Я уже открыл, — серьезно ответил Анатолий Михайлович. Потом застенчиво улыбнулся: — С возрастом, знаете, несколько притупился слух. Вот Боря и помогает.

Так состоялось мое знакомство с Борей — великолепным зеленым попугаем с берегов Амазонки, изъясняющимся на чистом русском языке. Доброжелательно покосившись на меня, он корректно представился:

— Попугайка Боря.

Зато его розовая подруга Кокочка была менее приветлива. Как всякая женщина, она нежна и ревнива. Когда мы уселись за стол, Анатолий Михайлович оказался спиной к Кокочке. Она несколько раз произнесла свое имя, а затем, оставаясь без внимания, начала сердито ворчать, потом жалобно постанывать. Розовый хохолок на ее голове вздыбился.

Она не успокоилась даже тогда, когда Анатолий Михайлович изменил позу,— слишком велика была обида. Только после того, как хозяин открыл дверцу клетки, Кокочка, успокоившись, села на его указательный палец, как на жердочку.

— Ну-ну, — утешал ревнивицу хозяин. — Покажи, как ты меня любишь.

Кокочка дважды приложила свой изогнутый клюв к лицу Анатолия Михайловича и совсем успокоилась. Перья на хохолке улеглись, и она победоносно взглянула на меня — знай, мол, кто тут главный...

В небольшой квартирке Анатолия Михайловича Купреянова «прописано» десять душ: он с женой Верой Петровной и восемь попугаев. Объединяет эту дружную семью общность профессиональных интересов: все они артисты. Когда в школе, или в клубе, или в Доме культуры появляется афиша, сообщающая о предстоящем выступлении Купреяновых, или, как они подписываются по старой привычке, «2-Флорено-2», радости детишек нет предела.

Еще бы! Ведь такое не всегда увидишь: вот на крошечном треке носятся по кругу заводные мотоциклы, иа которых восседают желтая Манечка и голубая Жанна. Вот в старинный кабриолет впрягается попугайчик Степа, а на сиденье эффектно красуется его синеперая подружка Клеопатра.

Потом все четверо катаются на животах с горки (совсем как их сверстники в детских садах). Потом Степа качает на качелях Манечку с Жанной, а затем все малыши вместе с красноносыми Марфушей и Петрушей — попугаями покрупнее участвуют в общем полете по кругу на детских самолетиках. Боря, как заправский матрос, взбирается по шесту вверх и там поднимает вымпел любимого (впрочем, не Борей, а Анатолием Михайловичем) спортивного общества «Динамо». Кокочка по команде дрессировщика входит в свою клетку и, как домовитая хозяйка, закрывает за собой дверцу.

Потом Боря подходит к микрофону и представляется. Усиленный звук собственного голоса попугай воспринимает с неизменным удивлением и потому весело, раскатисто хохочет. Детская аудитория в восторге и отвечает артисту дружным смехом. Непринужденная, праздничная обстановка общения юных зрителей с попугаями создает отличное настроение и у актеров и у зрителей. У ребят слова, произносимые попугаями, их веселые трюки не вызывают удивления: дети ведь привыкли, что в сказках животные говорят человеческим языком. В их восприятии все представление, разворачивающееся на крошечной эстраде (как правило, ею служит большой стол), ассоциируется с недавно прочитанными сказками, баснями. И это очень хорошо! Детское мышление развивается, круг сказочных образов как бы материализуется, любовь к нашим «меньшим братьям» делает детские сердца еще добрее...

Супруги Купреяновы — едва ли ни пионеры в области дрессировки маленьких попугаев. Воспитание будущих «актеров» начинается обычно с полугодовалого возраста. В результате длительной и кропотливой работы между птицами и дрессировщиками достигается полное взаимопонимание. Важно только подобрать «ключ к сердцу», и крошечная с ярким оперением птичка превращается в не менее яркого исполнителя довольно сложных трюков.

Вера Петровна и Анатолий Михайлович постепенно «наводят» одного попугая на определенные действия, а другие будто понимают задачу и повторяют ее вслед за более «смышленым». В результате каждый «артист» знает не только свою роль, но и может заменить собрата по искусству.

Анатолий Михайлович, отслужив положенный срок в Красной Армии, прямо с кавалерийского манежа перешел на цирковую арену, прошел курс наук в цирковом училище, был коверным, эксцентриком, акробатом, следуя тогдашней моде, взял «заграничный» псевдоним — Флорено. Зрители с большим интересом восприняли новый номер — эквилибр на пьедестале, который исполнял Анатолий Михайлович вдвоем с партнершей, недавней выпускницей балетной студии. Так в афише появились «2-Флорено-2». Впрочем, не только в афишах: вскоре юная акробатка стала тоже Купреяновой, приняв фамилию мужа.

Эта пара много лет проработала на арене и на эстраде, меняя жанры, постоянно изыскивая все новые средства эстрадно-цирковой выразительности. Они исполняли акробатические танцы, были музыкальными эксцентриками, пели куплеты, аккомпанируя себе на гитаре и концертино, конферировали.

Во время войны супруги Купреяновы, подобно сотням и тысячам советских артистов-патриотов, стали участниками фронтовой бригады.

Потом Анатолий Михайлович с Верой Петровной и небольшой группой артистов несколько лет радовали детвору эстрадно-цирковыми спектаклями, в которых разнообразие жанров сочеталось с отличным исполнением интермедий, реприз.

И сейчас, когда прожита большая жизнь, супруги Купреяновы остаются на эстраде. У них десятки друзей — самых искренних и восторженных зрителей. Глядя на трюки маленьких попугаев, слушая забавные реплики и смех Бори и Кокочки, остроумные комментарии Анатолия Михайловича, юные зрители радуются. И эту заразительную радость разделяют с детьми сами артисты — супруги Купреяновы.

М. РЕГИНИН

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100