В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

После фестиваля в Сопоте

Летом этого года в Сопоте (Польская Народная Республика) проходил десятый юбилейный фестиваль эстрадной песни. Главой советской делегации был генеральный директор всесоюзной фирмы «Мелодия» Василий Иванович Пахомов.

Наш корреспондент М. Гриневская обратилась к нему с просьбой рассказать о фестивале. Двадцать пять стран направили в этом году своих представителей на фестиваль в Сопоте, который приобрел уже широкую популярность не только в Европе. На его концертных площадках выступали посланцы Канады, Японии, США, Латинской Америки и других стран.

Выступления многих исполнителей, приехавших из капиталистических стран, предваряла широкая реклама: распространение аннотаций, брошюрок, плакатов. Этим занимались импрессарио и административные работники, кроме того, с артистами приехали и группы наблюдателей в пять и более человек. Все это свидетельствует о том, что многие страны используют Сопотский фестиваль для широкой рекламы своих исполнителей, задолго и тщательно готовятся к нему.

Надо сказать, что немало певцов прибыло со своими инструментальными ансамблями. Артисты, выступавшие в сопровождении оркестра, имели, как правило, своих дирижеров или пианистов-аккомпаниаторов. Я уверен, что выступления польки Ма-рыли Родович, кубинки Лурдес Гиль, испанца Маноло Эскобаро не были бы и в половину так интересны, не имей они художественной, музыкальной и чисто зрелищной поддержки в лице их ансамблей.

Какое же впечатление оставил Сопотс.сий фестиваль? Не берусь судить, был ли он раньше лучше или хуже. Но во всей песенной пестроте, театрализации, в манере исполнения многих артистов, даже в том, что первое место в конкурсе песен занял нарочито экспансивный канадец Робер Шарлебуа — во всем этом ощутимо чувствовалась общая тенденция Сопотского фестиваля, как фестиваля легкой эстрадной песни. В разнообразном песенном море европейской эстрады за последние два-три года широкое распространение получили песни динамические, ритмичные, с ярко выраженным танцевальным ритмом, красочно оркестрованные; песни с нехитрой, легко запоминающейся мелодией, с припевом, под который легко скандировать, насвистывать, подпевать. А если такие песни исполняет обаятельная, как говорится, «с огоньком» певица, как Галина Ку-ницкая, получившая «премию публики» за «Духовые оркестры», то успех им обеспечен.

И мне кажется, что фестиваль нынешнего года взял направление именно на легкую песню. Я не музыкант и поэтому не берусь с профессиональной точки зрения судить о всем, что исполнялось на этом конкурсе. Песни были самые разные, исполнители тоже. Но их в большинстве своем объединяла подчеркнутая сиюминутность. Они не носили на себе печати глубоких чувств, переживаний, они не отражали, как правило, нашего времени. И были в общем похожи на огоньки светлячков в летнюю ночь — сверкнут и погаснут.
И, наверное, поэтому известным диссонансом на этом фестивале были выступления некоторых лауреатов прошлых лет, как, например, швейцарца Анри Деза или гостьи этого фестиваля американки Джоан Баез.

Из других исполнителей, выступавших на сцене «Лесной оперы», интереснее всех показались нам талантливая югославская певица Тереза Кесовия и англичанка Фридей Броун. Броун очень музыкальна, сдержанна, она ни на йоту не переигрывала и, не стремясь казаться сверхмодной, пела так, что слушать ее было приятно и неутомительно. Она имела наибольший успех у зрителей, и ей же присудили первую премию за исполнение польской песни.

Советская певица Галина Ненашева представляла в Сопоте песню Арно Бабаджаняна «Судьба». Исполняла, как мне кажется, интересно. Может быть, неудачно Ненашева подобрала себе польскую песню. Однако тот факт, что она не получила премии, не говорит еще о том, что ее выступление было неудачным. Певица она интересная, молодая, ищущая, и я думаю, что в ее творческой судьбе в дальнейшем будет много побед.

В третий день фестиваля проводился «День грампластинки». Многие страны послали на него известных певцов и популярные музыкальные ансамбли. Испанию представлял Маноло Эскобаро — известный певец и актер, он пел в сопровождении превосходного трио гитаристов. От Голландии выступала певица Сандра, от Кубы — ансамбль «Лос Папинос», от Франции — ансамбль «Лос Инкас», от Венгрии — мастер художественного свиста Томаш Хаски с ансамблем.

Приз ассоциации музыкантов польского джаза был присужден в «День грампластинки» советскому артисту Валентину Баглаенко — за лучшее исполнение народной песни. В соревновании с Маноло Эскобаро, настоящим «китом» эстрады, он нисколько не проиграл. Только незначительный перевес при голосовании позволил Эскобаро получить премию «Гранд при де диск».

И совсем своеобразным, более строгим и более ярким по художественным достоинствам, был «парад звезд» — выступления лауреатов прежних лет, где блестяще показался талантливый Муслим Магомаев.

Итак, прошел еще один Сопотский фестиваль. Давно улеглись переживания, восторги и недоумения, связанные с ним. Но мне кажется, что его итоги заслуживают того, чтобы их обсудить, сделать выводы. Это необходимо, ибо в последние годы артисты советской эстрады активно участвуют во многих европейских фестивалях — в Сопоте, Братиславе, Софии, Бухаресте, Каннах.

Если для выступления в различных музыкальных соревнованиях пианисты, скрипачи, виолончелисты имеют возможность серьезно готовиться и ими руководят высококвалифицированные педагоги и концертмейстеры, то на подготовку эстрадных артистов, на мой взгляд, обращается очень мало внимания. Часто артист готовится, как говорится, на свой собственный страх и риск.

Может быть, следует подумать о том, чтобы в Управлении музыкальных учреждений Министерства культуры СССР или в Госконцерте иметь отдел эстрадных фестивалей и конкурсов, который занялся бы серьезной подготовкой исполнителей и ансамблей, а также подбором и заказом репертуара для них. Отдел должны, на мой взгляд, возглавить опытные специалисты эстрадного искусства и эстрадной режиссуры, с широким привлечением авторских сил.

Думается, было бы целесообразно, прежде чем направлять артистов на Международный фестиваль, организовывать для них концертное турне по стране. Перед отъездом на ответственное соревнование исполнители должны иметь некоторое время для репетиций, подготовки инструментов и костюмов, подробного ознакомления с условиями фестиваля, на котором им предстоит выступать.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100