В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Поздравления с 50-летием ГУЦЭИ

Дорогие друзья, руководители, педагоги, будущие артисты советского цирка!
Примите мое поздравление с 50-летием со дня основания первой в мире школы цирка, а также мои добрые пожелания большой любви к своему делу. Это принесет много радости зрителям, а вам всем - счастье.
От души, Карандаш

Спасибо училищу!

Всей своей жизнью, своим творчеством и успехами мы обязаны училищу. Нам выпало учиться в начале тридцатых годов. Первые пятилетки, бурное строительство и массовый энтузиазм советских людей. Интересное это было время. Но трудности еще встречались на каждом шагу. Приходилось заниматься в нелегких условиях: стипендия наша была но сравнению с аппетитом очень невелика, пальтишки старенькие.
Но мы были романтиками, влюбленными в искусство цирка, и трудности порою даже не замечали. А главное, рядом были чудесные люди — бескорыстно преданные цирку, добрые, отзывчивые и умные — наши педагоги. И это они помогли нам справиться с любыми трудностями, с творческими неудачами. Педагоги хотели сделать из нас, мальчишек и девчонок, не только артистов, способных работать в самых разнообразных жанрах, творчески мыслящих, но и воспитать трудолюбивых. закаленных, дружных, нравственно стойких людей За это им огромное спасибо. Особенно мы благодарны А. Шираю, который помог нам и нашему партнеру И. Фридману подготовить номер ханд-вольтиж.
И если сегодня выпускники ГУЦЭИ создаю? интересные номера и аттракционы, то в этом заслуга училища.

Народный артист РСФСР ВЛАДИМИР ВОЛЖАНСКИЙ и НИКОЛАИ ВОЛЖАНСКИЙ

Мы были первыми

Когда проходишь по 5-й улице Ямского поля мимо циркового училища, волнуется сердце — эти ниша юность, чудесная юность с ее мечтами и надеждами. Мы поступили в училище почти в одно и то же время: один в двадцать седьмом, другой в двадцать девятом. Нот снизили сейчас: поступали в училище и задумались над этими словами. Училища-то не было. Занимались, репетировали где придется: в разных клубах, в коридорах старого Московского цирка. И там, где стоит сейчас училище, были расторгуевские конюшни, кирпичное здание с шатровой крышей. Их перестроили, оборудовали, и в 1929—1930 учебном году мы получили наконец свое здание, которое стало называться Техникумом циркового искусства. Наверное, те, которые переступают сегодня порог великолепного современного здания, не поймут нашей беспредельной радости, когда мы въезжали в помещение бывших конюшен. После скитаний по чужим углам получить свой дом — ну, это ли несчастье!
Прошло уже много лет, а забыть преподавателей невозможно. И в сердцах наших они живы: М. Воронько, дедушка Пешков, С. Сергеев, Н. Фабри и, конечно же, О. Линдер — удивительный человек и замечательный директор.
В училище мы познакомились, здесь сложились наш дуэт Ирина Вавилова — Валентин Файертак и наша семья.
Многое изменилось за эти десятилетия: выстроено новое, прекрасное здание училища, сменились педагоги, не одно поколение будущих артистов вышло из училище. А перед нашими глазами любимые преподаватели и наши ребята. Ребята. Так мы при встречах и сейчас называем друг друга, и когда собираемся все вместе и вспоминаем родное училище, то кажется, что ничего не изменилось, что не пролетели годы, что мы по-прежнему молоды.

Первые выпускники училища
ИРИНА ВАВИЛОВА
ВАЛЕНТИН ФАЙЕРТАК

В ногу со временем

Я любил жонглировать, любил вольностояшую лестницу Педагог-режиссер Николай Эрнестович Бауман почему-то вдруг открыл но мне нижнего. И прямо с первого курса меня перевели на третий, где началась подготовка номера «Эквилибристы на першах». Бауман не только учил держать перш нижнего, он готовил верхних, учил их легко взбираться на перш и так же легко спускаться с него, отрабатывал с ребятами стойки, флажки и другие трюки.
Перед выпуском наш номер отправили репетировать в Ригу. Вместе с выпускниками поехал и педагог. Бауман не жалел для нас времени, помогал отточить каждый трюк, каждую мизансцену. Мало того, он по-отечески заботливо относился к нам. помогал в быту, он цементировал, крепил коллектив, а это, по-моему, не менее важно, чем создать номер. может быть, даже важнее.
Николай Эрнестович Бауман. Ему своим становлением обязаны артисты разных жанров циркового искусства. Чем же объяснить такой широкий диапазон его творческой деятельности? Я думаю, что творческая широта стала требованием режиссерской фантазии Баумана. Он постоянно расширяет рамки знаний в разных жанрах, стремится глубже вникнуть в них Вот так всю жизнь не отстает от времени, творит и самосовершенствуется, отдает себя ученикам наш замечательный друг и учитель Николай Эрнестович Бауман Так. я знаю, работают с воспитанниками и другие педагоги нашего родного училища.

Л. КОСТЮК

Как состоялся наш дуэт

В училище мы поступили н одно время, вместе занимались, не о том, что образуем очень прочный творческий союз — клоунский дуэт, — даже не помышляли. У нас были разные увлечения: один собирался нс эстраду купле!истом вместе с Альбертом Писаренковым, а другого привлекали пантомима, музыкальная эксцентрика.
Но однажды мы сделали клоунаду "Вода" — с нее-то все и началось. Правда, и тогда мы не думали о совместном творческом будущем. Будущее наше увидели педагоги и директор Л. Волошин, которые раньше нас поняли, что мы друг друга дополняем, и не только поняли у то сами, по убедили и нас. И мы бесконечно благодарны и Волошину и нашим первым учителям /О. Белову и Б. Б реев у за то. что они нашли нас друг для друга: без них бы дуэт не состоял: к Благодарны за то. что они научили нас работать самостоятельно, думать, искать, ни на кого не надеясь. Это нам очень пригодилось, когда вышли из училища, начали работать — мы сами создаем для себя репризы

Часто нам приходится выезжать на гастроли за рубеж И где бы ни пришлось выступать, но вопрос корреспондентов. где учились, что закончили, с гордостью отвечаем: "Мы — выпускники ГУЦЭИ".

Заслуженные apтисты РСФСР ГЕННАДИЙ РОТМАН И ГЕННАДИИ МАКОВСКИЙ

Нас учили понимать прекрасное

Так уж получилось, что, учась о разнос время, мы занимались у одних и тех же педагогов, н даже выпускал нас один режиссер Николай Григорьевич Денисов. Я выпускалась но специальности акробата-эквилибриста, а мой будущий партнер Гунар Каткезич — с номером ханд-вольтиж. И в том, что позднее, порядком поработав, мы с Гуиаром сумели вместе с режиссером В. Левшиным создать номер на музыку А. Хачатуряна. есть заслуга наших общих педагогов: Л. Лонштейн, И. Маликова (руководителя курса), И. Новодворской, Н. Оберовой, Ю. Мандыча, К. Филатовой, которая нее четыре года занималась с нами танцем Г. Аркатова преподавателя гимнастики. Они стремились все эти годы воспитать в студентах художественный вкус, привить любовь к музыке, хореографии -словом, развить чувство прекрасного и научить нас самих создавать это прекрасное, научить творчеству. И вот все это, заложенное нашими педагогами, проявилось, когда мы начали готовить свой гимнастический дуэт на музыку балета «Спартак» А. Хачатуряна.
Конечно, в процессе работы над номером многим еще нужно было овладевать, многое для себя открывать заново. Но мы были подготовлены к этому и физически и эстетически.

ТАМАРА МУСИНА

Как я стал клоуном

Никогда не забуду Своего поступления в Училище. С трудом я прошел первые два тура, а ни третьем комиссия решила: «Не принимать»: подвела дикция, я шепелявил. Но мне предоставили последний шанс. Педагог Сергей Андреевич Каштелян предложил сыграть этюд-экспромт на тему: "Час не приняли в училище".
Наверное, я вложил сюда такое отчаяние, такое страстное желание, решимость биться до конца, что комиссия приняла меня, правой, условно — к копии первого полугодии нужно было овладеть четкой дикцией.
Техникой речи со мной занималась Г. Манучарова, и я бесконечно благодарен ей за те уроки, без которых как артист. как коверный я был бы немыслим.
С огромной любовью я вспоминаю А. Пушкину, которая сейчас преподает в Вахтанговском училище. Она научила меня понимать глубину художественного произведения, его внутренний смысл.
Я решил стать соло-клоуном. Мне сказали, что клоуну нужно знать все. и я занимался на двух отделениях одновременно: клоунады и физкультурно-акробатическом. Вообще мне здорово повезло с педагогам. Каштеляну я обязан своим становлением как синтетического актера.
Замечательные педагоги занимались с нами актерским мастерством: вначале М. Минаев — ученик Станиславского, позднее Б. Браганцев.  Овладеть музыкальными инструментами помог Г. Красавцев. Он научил меня играть на трубе и саксофоне, которые до училища я даже не брал в руки.
В 1959 году, после второго курса, меня призвали в ряды Советской Армии И когда я решил организовать том солдатский цирк, очень помог А. Волошин: давал нам костюмы, помогал с репертуаром. А после демобилизации я снова вернулся в училище.
Официальным педагогом по выпуску был Ф. Земцев Он же и насоветовал мне взять собаку. Так, в училище я пока стоящему занялся и дрессировкой.
Часто я бываю в родном училище. Оно действительно родное для меня: мы помогали его строить, здесь работают мои родители, отсюда я вышел на манеж, как и мечтал, соло-клоуном. Сыграюсь бывать на нсех выписках просмотрах И каждое посещение заряжает молодостью.

ЕВГЕНИЙ МАЙХРОВСКИЙ

Этого запаса хватило на долгие годы

В училище мы очень много репетировали, и когда я пришла в цирк, у меня был такой запас сил и трюков, я так физически была подготовлена, что работалось легко и думалось уже только о художественной стороне номера. Во этого запаса прочности, полученного в училище, хватило на долгие годы.
Сейчас я сама готовлю гимнасток, воспитываю молодежь. И очень часто в своей работе использую методику моих педагогов, и прежде всего С. Морозова.

ГАЛИНА АДАСКИНА, заслуженная артистка РСФСР

Бесконечно благодарен моим педагогам

Наверное, в связи с пятидесятилетием и адрес училища будет сказано очень много теплых, хороших слои. В самом деле, сколько за эти годы из стен его вышло замечательных мастеров советского цирка, сколько людей с благодарностью и уважением вспоминают педагогов училища, которые помогли им пойти себя я искусстве манежа. Вот и мне. выпускники Государственного циркового училища, тоже хочется еще раз сказать в эти юбилейные дни. Дорогие мои наставники! Спасибо вам за ваши умные советы, за вашу доброту и терпение, за то, что вы научили нас любить цирк и трудиться».
Но особый мой поклон заслуженной артистке РСФСР Виолетте Николаевне Кисс.
Виолетта Николаевна, в прошлом замечательная акробатка и антиподистка, выступавшая вместе со своим братом, жонглером Александром Касс, воспитывала во мне терпение, любовь к труду, учила никогда не останавливаться на достигнутом. Ведь груд дли жонглера — главное. Постепенно Виолетта Николаевна открывала передо мной все тайны и премудрости жанра, его бесконечные возможности.
Существует мнение, что для жонглера физические нагрузки противопоказаны, считалось ото закрепощает мышцы Совсем иначе думает Виолетта Николаевна: «Для того, чтобы выбросить и поймать семь колец, не обязательно обладать большой физической силой, а вот для серии трюков с семью кольцами, связанных и одну комбинацию, а также для жонглирования девятью кольцами — физическая сила просто необходима».
Весь опыт моей работы подтвердил точность утих слов.
И я бесконечно благодарен Виолетте Николаевне Касс и другим преподавателям за те памятные уроки, которые помогли мне стать артистом.

СЕРГЕЙ ИГНАТОВ

Самые светлые годы — студенческие

Всем, что есть в нас, артистах, хорошего, мы обязаны педагогам ГУЦЭИ.
Клавдия Ивановна Филатова удивительно скромный, огромной душевной теплоты человек преподавала нам сценическое движение, учила нас пластике, хореографии. Именно на ее уроках мы постигали благородную красоту движений, отточенность и гармоничность трюкового рисунка.
Юрий Гаврилович Мандыч закладывал фундамент многих номеров. С помощью его творческой фантазии родилось немало интереснейших в цирке аттракционов И мы считаем себя счастливыми, оттого что были его учениками.
Иля Яковлевна Новодворская открывала для нас прекрасный мир театра и цирка... А то, что до поры было скрыто от нашего зрения и от нашего слуха, неожиданно становилось на ее лекциях доступным, близким и понятным.
Жаль, что мы уже никогда не будем студентами ГУЦЭИ о его открытиями и постижениями, с его трудной и прекрасной жизнью, и по-хорошему завидуем тем, кто учится в нем сейчас, и тем, кому предстоит еще осваивать самые первые и самые важные шаги в искусстве.

ЛЮБОВЬ ПИСАРЕНКОВА, ВЯЧЕСЛАВ БОРИСЕНКО, АРКАДИИ БУРДЕЦКИЙ

Училище дало мне две профессии

Вспоминается, как летом 1957 года шестнадцатилетним пареньком я приехал в Москву. Это были веселые, звонкие дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, на который меня послали как участника художественной самодеятельности. И вот тогда-то я решил пойти в цирковое училище, о котором мечтал давно В училище было по-летнему тихо и пустынно. И кроме Мандыча, который репетировал какой-то номер, других преподавателей не было. Когда он узнал, что я участник самодеятельности, что хотел бы учиться в ГУЦЭИ, то сказал: "Ну-ка, раздевайся, что ты умеешь?" Мандыч посмотрел меня и посоветовал приезжать сдавать экзамены.
В том же году я стал студентом ГУЦЭИ. Первые годы мы занимались в старом здании, но вот к нашим обычным урокам, тренировкам прибавилась стройка. Да, все мы, студенты, учились и одновременно строили свое новое училище. Такой творческой и трудовой были атмосфера в училище.
Потом начались занятия в новом здании. Трудно передать, но всех студентов охватил тогда какой-то особенный творческий побьем Видимо, и новое прекрасное, здание располагало к этому. Каждый стремился сделать что-то оригинальное. И мне тоже хотелось придумать что-то свое. Эквилибр на катушках, номер, с которым я сейчас выступаю, помог создать Н. Зверев. Человек спокойный, рассудительный, он подолгу вынашивал замысел, обдумывая все до малейших деталей
Зверев готовит, как правило, камерные номера, но они-то и требуют особо тщательной, особо тонкой отделки. И я благодарен своему педагогу за то, что он научил меня подолгу отрабатывать, оттачивать трюки, за то, что он, научил меня творчески работать.
Годы, проведенные в училище, дороги мне еще и тем, что там проявилось мое хобби — фотография, которая позднее стала второй профессией. Помнится, вызвал к себе директор училища А. Волошин и поручил создать в училище фотолабораторию, собрать материалы для музея.
Уже будучи артистом, я серьезно занялся фото- и кино-Журналистикой, снимал фильмы «Здравствуй, русский цирк!» (о гастролях в Португалии и Испании), «На аренах Австралии», «На манежах Латинской Америки» (фрагменты). Я принимаю участие в оформлении книг, фотоальбомов. Несколько лет я член Союза журналистов СССР. А началось все в училище.
И я рад. что могу теперь помочь училищу как фотокорреспондент.

СТАНИСЛАВ ЧЕРНЫХ

Нам дороги эти люди

Достаточно вспомнить всего лишь один наш выпуск 1954 года, чтобы убедиться, как многим помогло училище наиболее полно раскрыть свои возможности, найти себя в искусстве цирка. Это и руководитель номера «Вольтижеры с подкидной доской» М. Карпов, и руководитель номера «Эквилибр с обручем» Ю. Корнеев, ныне режиссер отдела формирования Союзгосцирка, это и гимнастки В. Суркова, Г. Петринская и А. Хазова, ныне заслуженные артистки РСФСР. И сегодня мы вспоминаем наших наставников: С. Сосину, Ю. Польди, Ф. Сазонову, К. Филатову, Л. Лемперт, М. Корабельник, режиссеров-педагогов И. Маликова, Г. Аркатова, Б. Максимовича, Н. Баумана, Н. Степанова и С. Морозова.
Воспитанники училища более поздних выпусков назовут, быть может, других учителей, но нам особенно дороги именно эти люди, которые сумели вдохнуть в нас любовь и преданность цирку.
Разве можно забыть ту одержимую атмосферу училища, когда Серафима Иосифовна Сосина (ей в ту нору уже было далеко за шестьдесят), дабы «селить в нас кураж и раззадорить » первый раз решиться на трюк без лонжи, с завидной легкостью прыгала «окрошку»! А разве можно забыть участие во всех наших творческих судьбах мудрого Александра Маркиановича Волошина, наставника и друга.
И сегодня я от всей души поздравляю родное училище, всех его замечательных педагогов, и по-хорошему завидую нынешним выпускникам, их возможности совершить в цирке больше. чем мы.

ВИКТОР ВЛАДИМИРОВ, заслуженный артист РСФСР

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100