В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Премьера в Алма-атинском цирке

В день премьеры Алма-атинский цирк выглядел необычно. Оригинальная чеканка, расположенная по периметру верхнего яруса, подвески с разноцветными камнями под куполом, яркий ковер, в росписи которого использованы народные мотивы, нарядные переливчатые занавесы — все это создавало атмосферу праздника.

Предстоящая программа тоже была не совсем обычной для цирка. Авторы ее, Виль Головко и Олег Левицкий, вынесли на суд зрителей мюзик-холльный спектакль-феерто. Шесть новелл, составляющих единую драматургическую линию, посвящены различным периодам истории Казахстана, его древним обычаям, быту и его замечательным труженикам сегодняшнего дня («Эпос», «Цветы земли», «Степь», «Караван», «Медео» и «Байконур»).

«Земля чудес», как назвали свою постановку ее создатели, — своеобразный синтез цирка, театра, эстрады и балета. Режиссер-постановщик В. Головко смело ввел а ткань спектакля такой элемент, как вокально-инструментальный ансамбль; не подменяя оркестр, он несет самостоятельные функции. Этот небольшой, ко хороню слаженный коллектив (руководитель Сейдула Байтереков) исполняет песни и вокализы, тематически соответствующие каждой новелле, определяя тем самым се тональность. Стихи лауреата премии Ленинского комсомола Олжаса Сулейменова, также предваряющие действие, придают новеллам особый смысл, особую наполненность. Органически входят в новеллы, ритмически н стилистически переплетаются с ними хореографические интермедии. В «Эпосе» — это танец воинов, в «Степи» — танец табунщиков, в «Караване» — танец девушек с кувшинами.

Все это позволило найти интересное композиционное решение — отказаться от инспектора манежа (ои, конечно, существует, однако в контакт со зрителями не вступает, номеров не объявляет), отчего представление воспринимается целостным спектаклем. Стремясь выдержать представление в едином ключе, авторы его решают все оформление, будь то сбруя в конном номере, катушка в эквилибре на кувшине или реквизит акробатов с подкидными досками, в одинаковой национальной, несколько стилизованной манере.

Я уже говорил, что спектакль подчинен сквозной драматургической линии. Сюжетны и сами новеллы, сюжетны номера, входящие в них, зачастую продуманы интересные сценические образы для исполнителей. Взять хотя бы «Каразан», где перед нами предстает на манеже сценка из далеких времен казахского кочевья. Под заунывные звуки медленно движется по пустыне караван. Сигнал старшего погонщика — остановка. Девушки, сняв кувшины с верблюдов, угощают водой погонщиков, а потом в плавном танце кружат около огромного кувшина, установленного в центре манежа.

Вдруг появляется юноша (Марат Кушмагамбетов), а погонщики непринужденно, будто зрители, рассевшиеся вокруг. с интересом наблюдают, как он исполняет «Эквилибр на кувшине». И эта раскованность зрителей, их увлеченность номером создают на манеже атмосферу достоверности. Но вот финальный трюк; вовлеченные в действие погонщики сбрасывают халаты и на ремнях, за которые они вели верблюдов и которые теперь превращаются в гимнастические снаряды, начинают показывать различные трюковые комбинации, затем опускаются сверху на спины верблюдов и покидают манеж.

А в центре арены уже юная казашка в старинном костюме — дрессировщица смешанной группы «Верблюды и медведи» Шолпан Кожамбердыева. Завершается эта новелла комичным пародийным танцем клоунов «Ритмы Востока».

Продуманность «Каравана» и других новелл, в большей или меньшей степени их драматургическая завершенность, удачно найденные для участников образы — все это усиливает зрелищность феерии, ее эффект. А костюмы к оформление спектакля, выполненные по эскизам художника-постановщика, заслуженного деятеля искусств Казахской ССР Владимира Семизорова, настолько броски, со вкусом стилизованны, что стали подлинным украшением спектакля.

Но главное в цирке — все-таки трюк. И в конечном счете мы оцениваем представление по уровню профессионально го мастерства артистов, оригинальности и технике исполнения трюков. Как же со всем этим обстоит дело в феерии «Земля чудес»?

Перед Вилем Головко стояла, прямо скажем, нелегкая задача, — по существу, надо было заново подготовить сложнейший в постановочном отношении спектакль, а кроме того, еще ряд номеров. И тем приятнее отметить, что в спектакле много удач. Очень хорош, на мой взгляд «Воздушный полет». Его руководитель Герман Федоренко сам исполняет сложный трюк в воздухе с приходом на ту же трапецию; Роза Есканова, стоя под куполом, роняет платочек, бросается за ним, на лету ловит его и приходит в сетку. На редкость впечатляющий трюк!

Акробаты с подкидными досками, которых возглавляет Николай Винник, показывают оригинальные «высотные» трюки. Например, нижний укрепляет за поясом перш, на этот перш встает средний, к нему в плечи, выкрутив сальто с подкидной доски, «приземляется» второй средний, а уже к нему точно так же приходит верхний. Таким образом, нижний держит на перше колонну из трех.

В номере джигитов под управлением Кадырхана Булибекова искушенный зритель по достоинству оценит групповую «вертушку», а также трюк «под живот лошади», исполненный двумя девушками-наездницами.

Ш. Кожамбердыева со своей смешанной группой животных подготовила эффектный финал: верблюды со всадниками-медведями заканчивают номер торжественным поклоном, верблюды, кланяясь, подгибают передние ноги, а косолапые артисты встают, приветственно поднимая лапы.

Даже совсем молодые артисты-роликобежцы под руководством Саугабая Ермуханбетова, вставшие на ролики менее года назад, исполняют довольно сложные, интересные трюки.

Воздушные гимнастки Римма Джумагазиева и Сара Тулеупа сочетают на рамке темповую работу с силовой. Как известно, обычно на рамке такие стремительные трюки, кок сальто-мортале и пируэты, исполняют партнеры, где «нижним», как правило, является мужчина. Здесь же оба исполнителя — женщины, и это, пожалуй, одни из немногих з нашем цирке номеров.

Перспективно и клоунское трио, в котором участвуют недавние выпускники ГУЦЭИ и Казахской студии циркового искусства Мурат Джумагалиев, Кудайберген Касымжанов и Владимир Карп.

Подготовка номеров проведена за сравнительно короткий срок, причем порою приходилось в «пожарном порядке» переквалифицировать артистов из одного жанра в другой. В этом большая заслуга педагогов, тренеров, мастеров цирка, среди которых А. Соколов, Г. Федоренко, А. Петрова, Н. Куровская, Ю. Белов и другие.

Самых добрых слов заслуживает лауреат Всесоюзного конкурса артистов балета Владимир Катаев. Дело в том, что в составе нового Казахского коллектива нет кордебалета, а между тем хореографические связки, танцевальные сценки вплетены в канву всего спектакля и играют в нем немаловажную роль. В. Катаев сумел в процессе репетиций сделать из джигитов, роликобежцев, гимнасток, акробатов балетную группу, обучить ее и поставить ряд разнообразных по ритмике, эмоционально насыщенных танцев.

Новая постановка Алма-атинского цирка состоялась в те дни, когда вся республика находилась под впечатлением незабываемых событий: рекордного вклада хлеборобов Казахстана в житницу страны, приезда в республику Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л. И. Брежнева и его теплых слов в адрес тружеников полей.

Отрадно, что и сама идейная направленность спектакля «Земля чудес», посвященного 60-летию Великого Октября, позволила авторам средствами циркового искусства дать зрителю представление о Казахстане, о его прошлом, о сегодняшнем дне этого чудесного края. Пролог феерии, посвященный хлеборобам республики, такие жизнеутверждающие новеллы, как «Медео», рассказывающая о спорте, или «Байконур», где прославляются наши достижения в космосе, свидетельствуют об идейной значимости представления.

Выше уже назывались имена создателей феерии. Думается. что следовало присоединить к ним те партийные, советские и общественные организации республики, повседневно оказывавшие поддержку и конкретную помощь в работе над спекталем. Достаточно сказать, что свыше двадцати предприятий Казахстана помогали изготавливать оформление, реквизит и костюмы для нового циркового коллектива.

Значит ли все сказанное, что в этой работе нет просчетов, недостатков? Конечно, они есть. В частности, налицо явная перегруженность стихотворными монологами, не всегда уместны танцы. Нет нужды говорить о том, что не все номера равноценны, некоторые явно требуют дальнейшей работы.

Но самое главное — сделан важный шаг по пути решения проблемы, обсуждавшейся на различных совещаниях, неоднократно ставившейся на страницах газет, журналов, в том числе и «Советской эстрады и цирка». А состоит она в том, что давно назрела необходимость внести свежую струю в наше цирковое искусство. При всех тех несомненных общепризнанных успехах, которых достигли мастера советской арены, растущие запросы зрителя, сама логика развития циркового искусства настоятельно требуют нового. Феерия «Земля Чудес» свидетельствует о том. что поиск в искусстве приносит хорошие плоды.

М. ВИКТОРОВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100