В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Прежде всего - творчество

ГОСУДАРСТВО ЗАБОТИТСЯ ОБ ОХРАНЕ И ПРИУМНОЖЕНИИ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБЩЕСТВА, ШИРОКОМ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ. В СССР ВСЕМЕРНО ПООЩРЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА И НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА.

Из Проекта Конституции Союза Советских Социалистических Республик


12 апреля 1977 года состоялось собрание партийно-хозяйственного актива Союзгосцирка. С докладом об итогах работы Всесоюзного ордена Ленина Объединения Государственных цирков в 1976 году и в первом квартале 1977 года, а также о задачах коллектива по выполнению творческого плана 1976—1980 годов выступил управляющий Союзгосцирком, заслуженный деятель искусств РСФСР Анатолий Андреевич Колеватов.

Этот доклад, переработанный в статью для журнала, предлагаем вниманию читателей.
Претворяя в жизнь решения XXV съезда КПСС и октябрьского Пленума ЦК КПСС (1976), советский цирк вносит свой значительный вклад в дело коммунистического воспитания советских людей, в формирование их принципов и эстетических вкусов, занимая при этом видное место в организации культурного отдыха трудящихся города и деревни. Идейное содержание и художественный уровень циркового искусства позволяют в основном эффективно решать задачи удовлетворения растущих культурных потребностей советского народа.

Прошедший 1976 год был для всех работников системы Союзгосцирка сложным и напряженным. И тем радостнее, что многотысячный коллектив тружеников советского цирка, который вместе со всем народом боролся за выполнение и перевыполнение основных показателей народнохозяйственного плана, вышел из него с честью.

Перевыполнены планы по привлечению зрителей, по доходам, по прибыли. Выполнили план по рентабельности летние, зимние (нессудные) цирки, зооцирки. Дирекции коллективов «Цирк на сцене», «Балет на льду». Фонд заработанной платы израсходован строго в пределах плана.

Успешному выполнению всех плановых показателей способствовали более целенаправленная и разносторонняя организаторская, политико-воспитательная работа в коллективах, возросший уровень социалистического соревнования.

В 1976 году первое место по Всесоюзном социалистическом соревновании, с вручением переходящего Красного знамени Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры и денежной премии, присуждалось Харьковскому и Ленинградскому циркам, передвижному цирку «Маяк» и Ленинградской группе «Цирк на сцене». Вторые и третьи премии — «Балету на льду», Московскому цирку на Цветном бульваре, Украинской группе «Цирк на сцене».

Хорошо работали Сочинский, Киевский, Днепропетровский, Краснодарский, Омский, Красноярский, Уфимский цирки, передвижной цирк «Встреча», зооцирки № 2 и 4.

Впервые в системе Союзгосцирке подведены итоги социалистического соревнования среди коллективов и постоянно действующих программ. Первое место и переходящее Красное знамя присуждено постоянно действующей программе под руководством Юрия Ааьерино. Второе место и вымпел присуждены коллективу «Цирк на льду N2 1». Третье место — Армянскому коллективу.

Подведены итоги социалистического соревнования между программами, выезжавшими за рубеж в 1976 году. Среди программ, выезжавших в социалистические страны, первое место присуждено коллективу «Рига», гастролировавшему в МНР (руководитель Г. Ломакин). А среди выезжавших в капиталистические страны первое место присуждено программе Московского «Цирка на сцене», побывавшего в Дании (руководитель В. Котик).

По итогам социалистического соревнования 556 работников цирка представлены к награждению знаком «Победитель социалистического соревнования 1976 года».

Однако, несмотря на выполнение плана 1976 года, Союзгосцирк не смог полностью добиться рентабельной, ритмичной работы каждого отдельного предприятия. У нас, к сожалению, еще есть недостатки и упущения, имеются факты плохого хозяйствования. Необходимо сосредоточить все внимание на этих просчетах, чтобы в будущем избежать их.

Более всего нас тревожит, что в минувшем году ряд цирковых предприятий не выполнили плана по прибыли. К ним относятся ссудные цирки — Куйбышевский, Донецкий, Грозненский, Ворошиловоградский, Ставропольский, Криворожский, Уфимский, Алма-Атинский, Магнитогорский, Новокузнецкий, Рязанский, Запорожский, Владивостокский, а также два зимних нессудных цирка — Бакинский и Тбилисский.

Не выполнила плана по прибыли и, кроме того, допустила перерасход сметных ассигнований Всесоюзная дирекция Союзгосцирка.

Анализ работы цирков, не выполняющих план, показывает, что многим директорам не хватает хозяйственной предприимчивости. Из всего многообразия организаторских мер по привлечению зрителей они избирают лишь одну — дополнительные представления, забывая подчас, что кроме доходов это влечет за собой и расходы, которые не окупаются. На эти просчёты надо обратить самое серьезное внимание

В 1977 году перед предприятиями и аппаратом Союзгосцирка стоят задачи не только по ликвидации недостатков, имевших место в 1976 году, но и значительное улучшение качества всей работы. Необходимо улучшить организаторскую работу в цирках, повысив персональную ответственность их руководителей.

Если мы обратимся к деятельности цирков, хорошо работающих из года в год, то увидим, что директора этих предприятий ни на один день нс снижают усилий по привлечению зрителей: они лично занимаются телерекламой, организовывают выезды артистов на заводы и фабрики, в учебные заведения, устраивают кавалькады, пресс-конференции, целевые представления, о том числе для сельского населения. Я не называю имен этих руководителей, так как это большинство тех директоров, кто успешно справился с планом 1976 года, кто работает каждый день с полной отдачей сил. Именно к такой отдаче творческих сил призывает нас Центральный Комитет партии.

Внимание, которое мы уделяем анализу состояния и мерам улучшения финансово-хозяйственной деятельности, закономерно. Но Союзгосцирк — организация творческая, и потому проблемы его художественно-творческого состояния и дальнейшего развития были и остаются главными.

Осуществляя эту главную задачу — создание новых высокохудожественных произведений циркового искусства и совершенствование действующих номеров и аттракционов, — Союзгосцирк в 1976 году проделал большую работу.

Создано три цирковых коллектива: Казахский, в котором режиссер В. Головко поставил программу «Земля чудес». Цыганский, с программой в одном отделении по мотивам пьесы А. Хрусталева «Четыре женихе» (режиссер М. Шишков), и «Цирковое обозрение» (режиссеры Н. Барзилович и А. Кисс).

Выпущены новые аттракционы: «Дрессированные львы» О. Борисовой, «Медведи-иллюзионисты» Г. Минасова, «Африканские львы» Н. Сквирского, «Парад улыбок» — иллюзионный аттракцион X. Аблулаеза.

За 1976 год подготовлено свыше семидесяти цирковых номеров, среди которых «Парад велосипедистов» В. Голубева, тематические акробатические номера «Женихи» В. Оцулок и «Летающие аланы» Ю. Бутаева, «Воздушный канат» в исполнении М. Осинской, «Иллюзия с цветами» Л. Магомедовой, клоунский дуэт Д. Альперова и А. Борисова и многие другие.

Проведена значительная работа по усовершенствованию почти ста номеров; все они вернулись в «конвейер» в лучшем качестве.

Однако творческое состояние «конвейера», идейно-художественный уровень многих цирковых представлений, номеров и аттракционов, профессионализм и исполнительская культура артистов еще нс в полной мере отвечают новым, более высоким требованиям, которые, естественно, предъявляются к программам в новых стационарах.

Больше всего тревожит то, что о цирковом «конвейере» еще весьма и весьма немало так называемых «средних», а иногда и просто слабых номеров. Такое положение нс дает возможности формировать полноценные в идейно-художественном отношении программы. За примером далеко ходить не надо. Включение в программу Московского цирка на проспекте Вернадского целого ряда слабых номеров вызывает по меньшей мере удивление.

Параллельно с выпуском новых произведений художественному отделу и Всесоюзной дирекции необходимо обратить внимание на творческое состояние целого ряда действующих аттракционов — М. Назаровой, М. Ширвани, Ю. Дурова, В. Иванова. Н. Рубана, В. Запашного, музыкального аттракциона лилипутов, спектакля «Хан-Гирей», а также национальных коллективов — Грузинского, Башкирского, Молдавского, Таджикского. Киргизского, Литовского, которые, к сожалению, перестают пользоваться успехом из-за пришедшего в негодность оформления, неукомплектованности кадрами и яркими самобытными номерами, а последнее нередко бывает из-за отсутствия животных.

Нельзя дальше проявлять пассивность и умалчивать о тех, кто имеет плохой номер, кто не пользуется у зрителей популярностью, не репетирует, кто годами не вносит в номера ничего нового. Без этого нс будет борьбы за качество!

Всем хорошо известно, что на прошлом партийно-хозяйственном активе одним из главных вопросов был вопрос выполнения постановления коллегии Министерства культуры СССР от 2 марта 1976 года «О работе Союзгосцирка».

Коллегия указала на отдельные недостатки а работе Союзгосцирка и обязала устранить их как можно скорее.

Особое внимание было обращено на слабое художественное качество и однообразие многих цирковых программ, аттракционов и номеров, на отсутствие достаточного количества тематических спектаклей, пантомим, феерий, детских представлений.

С этой целью Союзгосцирком были проведены конкурсы на лучший детский спектакль и конкурс сценариев цирковых представлений, аттракционов и номеров. Лучшие сценарии вошли в пятилетиий творческий план.

Коллегия обратила внимание на слабую работу художественного совета Союзгосцирка. В настоящее время художественный совет активизировал свою роботу. На заседаниях были рассмотрены проблемы развития цирковой клоунады и драматургии цирка; трижды обсуждался пятилетний план художественно-творческой работы Союзгосцирка на 1976—1980 годы. На ближайших заседаниях художественного совета намечено рассмотреть следующие вопросы: «60 лет Советского государства и перспективы развития советского циркового искусства», «Состояние цирковой режиссуры совместно с кафедрой циркового искусства ГИТИСа имени А. В. Луначарского и сектором Театра народов СССР Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания», «Основные направления развития цирковых жанров» и другие проблемные вопросы.

Выполняя постановление коллегии Министерства культуры СССР, Союзгосцирк за истекший период проделал значительную работу. Утверждена новая инструкция и нормативы репетиционных периодов для различных номеров; внесены предложения о создании конструкторского бюро, научно-методического центра с библиотекой, музеем, кинофотолабораторией; активно работают Совет ветеранов и Совет директоров; утверждено положение о создании при цирках союзных республик детских цирковых самодеятельных студий; Министерством культуры СССР узаконена стажировка режиссеров, дирижеров и дрессировщиков цирка; определены и утверждены приказом постановочные цирки; разработан план проведения семинаров по повышению квалификаций артистов, режиссеров, руководителей и директоров предприятий. Принят ряд мер по строительству вторых манежей в цирках и конно-репетиционной базы в Москве; намечено создание нового, более мощного производственно-художественного комбината.

И все же важнейшим вопросом постановления являлся вопрос создания пятилетнего творческого плана, в связи с чем в Союзгосцирке разработан, а Министерством культуры СССР утвержден пятилетний творческий план на 1976—1980 годы, который по своему масштабу и содержанию не может сравниться ни с какими составляемыми ранее.

Основные направления и задачи плана исходят из решений XXV съезда КПСС о повышении роли искусства в коммунистическом строительстве, все возрастающих требований народа к идейно-художественному качеству наших произведений, из постановления коллегии Министерства культуры СССР от 2 марта 1976 года «О работе Союзгосцирка», а также из реальных потребностей циркового «конвейера», с учетом продолжающегося роста сети стационарных цирков.

Главное в плане — это создание ярких произведений циркового искусства на современную тему, новых цирковых коллективов. представлений, аттракционов и номеров, значительных произведений клоунады, существенное укрепление национальных коллективов, создание специальных программ для детей и юношества, подготовка тематических представлений к 60-летию Великого Октября и другим знаменательным датам.

Среди них спектакли и тематические представления, посвященные 60-летию Октябрьской социалистической революции: «Прометей» (автор и режиссер народный артист РСФСР В. Вол-жанский), «Вчера и сегодня» (автор и режиссер В. Головко), «Спартак», создающийся на базе аттракциона «Сломы и тигры» (автор и режиссер М. Запашный), «Руслан и Людмила» — спектакль по одноименной поэме А. Пушкина (автор Шаг-Новожилов, режиссер А. Сонин) и другие произведения.

В плане предусмотрено также создание новых цирковых коллективов, среди которых: «Космическая фантазия» — представление на тему освоения космоса (автор и режиссер Владлен Левшин); «Спорт глазами цирка» — программа к Олимпийским играм в Москве (выпуск Всесоюзной дирекции); коллектив «Цирк на воде № 2» с аттракционом «Дрессированные дельфины»; «Россия — наша Родина» — коллектив из представителей всех 16 автономных республик России и другие коллективы.

Большим самостоятельным разделом пятилетнего плана является художественное совершенствование действующих коллективов, аттракционов и номеров. По своему значение эта работа не менее важна, чем подготовка новых произведений.

Сейчас, когда пятилетний план утвержден, нас волнует один вопрос — несколько реален этот план, в чем состоят трудности его реализации, что нужно сделать для их преодоления, на чем нужно сосредоточить организаторскую работу аппарата, на чем сосредоточить наши творческие силы.

Мы считаем, что план, пусть и очень трудный, в своей основе реален. Давайте рассмотрим, на чем основана эта реальность.

Для всех создаваемых произведений, намеченных к выпуску в 1977—1978 годах, имеются рассмотренные и одобренные режиссерской коллегией, сценарии или развернутые творческие заявки. Для них уже определены постановочные группы, а также репетиционные базы — цирки, в которых будут создаваться эти номера и аттракционы.

Реальность плана основана также на том, что создание крупных, новаторских по замыслу произведений будет находиться в руках самых опытных режиссеров, в руках ведущих мастеров цирка и других видов искусств и хорошо зарекомендовавшей себя творческой молодежи.

Успех реализации плана во многом будет зависеть от степени организации творческого процесса в постановочных цирках. Союзгосцирком определены восемнадцать таких цирков, а штаты многих из них дополнительно вводятся должности режиссеров, художников, балетмейстеров, концертмейстеров. Имеется в виду, что эти стационары станут одновременно учебно-курсовой базой по повышению актерского мастерства, по изучению основ сценического движения и сценической речи, хореографии, грима и т. д. Для этих цирков будут открыты специально банковские счета, средства с которых могут быть использованы только на постановочные нужды.

В Отчетном докладе ЦК КПСС, в выступлениях делегатов XXV съезда КПСС н особенно в постановлении ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» звучало много добрых слов в адрес нашей творческой смены.

Выполняя постановления ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью», Союзгосцирк запланировал и уже осуществил такие конкретные мероприятия, кок дальнейшее повышение идейно-политического и общеобразовательного уровня творческой молодежи Союзгосцирка в системе партийного просвещения; создавая крупные аттракционы и номера, мы будем активнее привлекать для участия в них молодых артистов, режиссеров, художников; формируя программы для зарубежных гастролей, станем направлять туда наиболее талантливых молодых артистов. Необходимо обеспечить широкую пропаганду работ молодых режиссеров и артистов через радио, телевидение, прессу и т. д., шире использовать наставничество ветеранов советского цирка как одну из форм дальнейшего творческого роста молодых исполнителей. В целях создания дополнительных творческих стимулов в развитии клоунады учрежден вымпел имени народного артиста СССР М. Румянцева (Карандаша) для вручения лучшему клоуну года.

Создавая новые произведения циркового искусства, следует как можно шире использовать достижения науки и техники. 3 связи с этим расширить связи с научно-исследовательскими институтами и лабораториями, кафедрами различных вузов, конструкторскими бюро промышленных предприятий, с институтами эволюции и экологии животных АН СССР. Союзгосцирк должен выступить как центр технического прогресса и при строительстве новых цирковых зданий.

Среди многочисленных документов, подготовленных Союзгосцирком во исполнение постановления коллегии Министерства культуры СССР от 11 апреля 1977 года «О плане создания новых цирковых номеров и аттракционов на 1976—1980 г.г.» выпущено Положение о цирковых коллективах и стабильных программах, в которых определены их творческие цели и задачи.

В настоящее время в системе Союзгосцирка работают тринадцать национальных коллективов, одиннадцать стабильных программ, пять так называемых тематических коллективов.

Многие из них демонстрируют яркие, полноценные цирковые представления в двух отделениях. Однако это в большей степени относится к тематическим представлениям и стабильным программам, таким, как коллективы Валентина Филатова, Олега Попова, Юрия Авьерино, Эмиля и Игоря Кио, Анатолия Корнилова, Эльвины Лодчсрмиковой.

Но если говорить о национальных коллективах, то, к сожалению, далеко не каждый из них отвечает тем высоким требованиям, которые предъявляются партией и правительством к произведениям искусства. Строго говоря, каких коллективов считанное количество. Это — Казахский, Украинский и «Русские самоцветы».

Что же лежит в основе такого неудовлетворительного положения? Анализ показывает, что во-первых, нынешняя система подготовки национальных кадров себя не оправдывает. Я имею в виду наши стажерские группы, которые готовили артистов для Башкирского, Молдавского, Киргизского коллективов. Как же велась в них работа с молодежью? Проходила она следующим образом: стажеров готовили нс всесторонне, а только узкопрофессионально, для определенного номера. Когда же в коллективах вдруг возникала необходимость быстро перестроить некоторые номера (случалось, что одного исполнителя призывали в ряды Советской Армии, другой заболевал), то тут-то и выяснялось: заменить ушедших или временно выбывших из строя некем.

Вторая причина подобного положения в коллективах, на наш взгляд, кроется о слабой работе Всесоюзной дирекции. Она, как известно, должна заниматься усовершенствованием коллективов. Но, к сожалению, настоящей большой работы с коллективами в Дирекции почти не ведется.

Мне могут возразить, что всесоюзная дирекция выпустила несколько номеров для национальных коллективов. Это так, но подобное входило в план мастерской спортивно-акробатического жанра. А успешный выпуск новых программ Казахского и Цыганского коллективов, скорее, заслуга Михаила Шишкова и Виля Головко, который, следует заметить, тогда еще в Дирекции не работал. Хочется надеяться, что в этом году творческая помощь коллективам повысится. Нас обязывает к этому предстоящий конкурс — смотр национальных коллективов, посвященный 60-летию Советской власти.

В январе 1977 года состоялось совещание министерств культуры союзных республик, на котором выступал заместитель министра культуры СССР товарищ К. В. Воронков. Ом поставил перед союзными Министерствами вопрос об оказании творческой и материальной помощи национальным цирковым коллективам. Многие республики откликнулись на этот призыв. Они готовы предоставить нам своих авторов, художников, композиторов. Министерства выделяют также и большую материальную помощь. Наша задача заключается в том. чтобы, используя все это, направить все свои силы на создание национальных спектаклей самого высокого класса.

Выше было высказано ряд критических замечаний в адрес Всесоюзной дирекции. Теперь остановимся на ее деятельности несколько подробней. Сегодня мы не можем сказать, что работа ее удовлетворяет Союзгосцирк.

В данное время постановочная работа является слабым звеном в общей деятельности Всесоюзной дирекции. Работники Дирекции не смогли наладить деловые контакты с художественно-производственным комбинатом, с цирками, не смогли заключить договора с различными театральными мастерскими на изготовление реквизита и костюмов. Деловые связи с заводами, комбинатами остались те же, что и до организации Дирекции. В результате систематически срываются сроки выпуска номеров. находящихся на репетиционном периоде. Так в 1976 году из восьмидесяти семи номеров выпущено только пятьдесят один.

Никогда в Союзгосцирке но было столько заведующих постановочной работой, однако сдвигов пока нет. Артисты по сей день обивают пороги различных организаций, прося помощи в изготовлении того или иного реквизита. Процесс оформления заказов во Всесоюзной дирекции невероятно длителен. От поступления заявления до составления монтировочных ведомостей и смет проходят месяцы. Это касается номеров, вошедших в план. Что же до того, чтобы произвести реконструкцию аппаратуры или изготовить костюмы действующим номерам «конвейера», то здесь дело обстоит еще хуже. Объясняется это прежде всего тем, что в Дирекции до сих пор не налажена правильная организаторская работа, в творческих мастерских нет четкого распределения обязанностей, нет и должного спроса с руководителей.

Много раз мы говорили о том, что настало время наладить тесные контакты с писательскими союзами. Кое-что в этом направлении уже делается, однако очень медленными темпами. А между тем 40 процентов произведений творческого плана Дирекции не имеют сценариев. В этом вина не только самой Дирекции, но и художественного и репертуарного отделов Союзгосцирка. В работе этих двух отделов за последнее время прослеживается тенденция уйти и сторону от решения проблемных вопросов, ссылаясь на то, что это функции Всесоюзной дирекции. Наши отделы, видимо, забыли, что контролировать — значит помогать. В этой помощи Дирекция очень нуждается. Думаем, что и та критика, которая здесь высказана, поможет коллективу Всесоюзной дирекции.

В многогранной деятельности Союзгосцирка важное место занимает работа по осуществлению культурных связей с зарубежными странами. Все гастроли за рубежом, по свидетельству многочисленной прессы, прошли с небывалым успехом. Участники программ сумели продемонстрировать высокое мастерство, приумножить славу советского цирка, рассказать правду о нашей стране, о жизни и труде советского народа, об огромном внимании нашей партии и государства к искусству вообще и к искусству цирка в частности, сумели вызвать чувство симпатии к нашей Родине и се народам, умножить число друзей Советского Союза.

В 1976 году продолжал расширяться и укрепляться обмен программами, отдельными номерами, а также творческими работниками советского цирка с цирками социалистических стран.

Нами передан в дар Социалистической республике Вьетнам цирк шапито с комплектным оборудованием, дай в дар Социалистической республике Вьетнам цирк шапито с комплектным оборудованием.

По просьбе лаосских товарищей в Советском Союзе проходили творческую стажировку сорок восемь артистов Лаосской Народно-Демократической Республики.

1977 год является самым важным и самым напряженным годом пятилетки. И прежде всего потому, что он является годом 60-летия Великого Октября!

Во всех коллективах системы широко развернулось социалистическое соревнование за достойную встречу 60-летия Советской власти. Принимаются повышенные социалистические обязательства, направленные на достойное выполнение производственно-финансовых и творческих планов.

Ведущие цирки страны готовят крупные тематические представления, посвященные юбилейной дате. Среди этих работ наиболее значительными станут спектакли-пантомимы следующих стационаров: Московского на Цветном бульваре — «Избранные страницы», Ленинградского — «Октябрь — всегда впереди», Киевского «Корчагины семидесятых». Интересными обещают быть спектакли на манежах Тулы, Горького, Перми, Харькова, Минска и других.

Мы наметили провести смотр-конкурс на лучший цирковой спектакль, посвященный 60-летию Советской власти.

Кроме того, во всех цирках к юбилейным торжествам будут подготовлены расширенные парады-прологи и эпилоги, посвященные советскому народу, создавшему первое в мире социалистическое государство.

Вместе со всем советским народом работники Союзгосцирка — артисты, режиссеры, художники, сотрудники аппарата — приложат все силы к тому, чтобы встретить 60-летие Октября новыми успехами, новыми достижениями в искусстве цирка, досрочным выполнением плана 1977 года. Этой задаче будут отданы все наши силы, талант и мастерство артистов советского цирка.

Участники партийно-хозяйственного актива Союзгосцирка горячо, по-деловому обсуждали вопросы, поставленные в докладе управляющего А. А. Колеватова.

В прениях участвовали артисты и руководители коллективов Е. Т. Милаев, Ю. К. Авьериио. О. А. Ратиаии, В. А. Летунов, А. Н. Николаев, В. В. Голиков, профессор Ю. А. Дмитриев, писатель Ю. Н. Благов, директора цирков А. Н. Жидков, Б. М. Заец, И. М. Польди, Ю. В. Рябинкин, директор Московских коллективов «Цирк на сцене» В. А. Мильруд. художественный руководитель Всесоюзной Дирекции В. В. Головко, художественный руководитель ГУЦЭИ Л. Ф. Шляпки, затем выступили заведующий отделом ЦК Профсоюзов работников культуры Н. К. Цветков и секретарь парткома Союзгосцирка А. Г. Гусейнов.

Многие выступавшие говорили о большой ответственности, возложенной на них новым пятилетним планом, принятым Союзгосцирком и утвержденным Министерством культуры СССР. Участники партийно-хозяйственного актива поделились своим опытом и достигнутыми успехами, отметили отдельные трудности и сложности, с которыми еще порой приходится сталкиваться. Ими были внесены интересные предложения, направленные на дальнейшее улучшение работы. Ведущей темой выступлений была тема социалистического соревнования — оно широко развернулось между творческими коллективами.

В заключение выступил заместитель министра культуры СССР К. В. Воронков.


оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100