В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Проблемы цирка и эстрады

Как мы уже сообщали в предыдущем номере, в Москве состоялась конференция на тему «Теоретические принципы циркового и эстрадного искусства». Конференция была организована Институтом истории искусств Министерства культуры СССР совместно с Главным управлением эстрады и цирка Министерства культуры Германской Демократической Республики.

Ниже мы публикуем краткое изложение докладов и выступлений в прениях.

Во вступительной части своего доклада «Традиции и новаторство советского цирка» доктор искусствоведения, профессор Ю. Дмитриев подчеркнул основоопределяющее значение для всех работников идеологического фронта, в том число и работников цирка, решений XXIV съезда КПСС и речи на нем Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева.

Далее докладчик подробно остановился на самой природе циркового искусства, возникшего из народных площадных представлений. Родившись на площади, цирк, естественно, вобрал в себя широкое разнообразие народных зрелищ. Отсюда стремление к героике и буффонаде, к преувеличенности действия и отказу от камерности. Есть все основания полагать, что первоосновой цирка были трудовые процессы. Народное начало всегда присутствовало на манеже, и в этом его подлинная демократичность. Народность и демократичность цирка отмечены а декрете «Об объединении театрального дела», подписанном В. И. Лениным 26 августа 1919 года. Этот документ положил начало становлению советского цирка. Содержанием цирка является показ поэзии труда.

Большое внимание уделил докладчик формам циркового искусства. По его мнению, для цирка прежде всего характерна необычайность всего показываемого на арене. В цирковом представлении все в конечном счете эксцентрично и алогично. Имеющимися в его распоряжении средствами цирк стремится показать, что возможности человека безграничны, что человек — хозяин всех вещей. В докладе приводятся слова Горького: «Все, что я видел на арене, слилось в некое торжество, где ловкость и сила уверенно праздновали свою победу над опасностями для жизни». В этих словах, подчеркнул Ю. Дмитриев, заключена нравственная и эстетическая сущность цирка. Действия, производимые на манеже, всегда опоэтизированы: их цель — показать прекрасного, гармонично развитого человека, сильного телом и духом.

Цирку присуща открытость действия, прямая демонстрация мастерства. Здесь исполнитель не может сыграть сильного, смелого, ловкого. Он должен быть им. А раскрыть эти качества можно только через трюк. В этой связи докладчик напоминает, что трюк — это одухотворенное физическое действие. Художественную и социальную сущность трюки приобретают лишь тогда, когда они подчинены четкой идее, помогают создать интересный образ. Если нет образа, то нет искусства, трюк становится лишь элементом спорта. Артист, выступающий на манеже, создает характер, не загроможденный бытовыми деталями, он перевоплощается в изображаемый им персонаж. Причем цирковой образ, как и всякий другой, историчен и социален.

В докладе приводятся примеры подлинно одухотворенных номеров, в которых высокое профессиональное мастерство сочетается с умением исполнителей создать художественный образ. Это — выступления акробатов под руководством В. Довейко, дрессировщиков львиц Л. и В. Шевченко, участников воздушного полете «Галактика» и номер «Русская тройка», созданный Н. Ольховиковым, и др. Для них исполнение номера и даже отдельного трюка — это прежде всего раскрытие своей творческой индивидуальности.

К сожалению, еще не все артисты ведут настойчивый поиск новых оригинальных трюков. Докладчик призвал смелее экспериментировать, вводить в номера то, что предлагает современный спорт: стрельбу из лука, ружья и пистолета, бадминтон, городки, хоккей и т. д.

Нас радует, говорит далее Ю. Дмитриев, что с каждым годом в стране становится все больше и больше национальных цирков. Почти все союзные и некоторые автономные республики имеют теперь свои коллективы. Однако не все еще национальные коллективы и номера обрели свое лицо.

8 современном цирке все большая роль отводится режиссуре. Сейчас у нас немало талантливых и знающих режиссо-ров, начиная с народного артиста РСФСР М. Местечкина. И все же номера и аттракционы нередко но имеют интересного режиссерского решения. Постановщики не задумываются над характерами персонажей — в разных по жанру номерах участвует как бы одно и то же яйцо, некий абстрактный человек. Шаблонно ставятся прологи со скучным проходом исполнителей и чтением стихов. Не всегда продумывается костюм исполнителей.

Особое место в цирке занимают клоуны. Соединение героического и комического, подчеркивает докладчик, — одна их важнейших сторон циркового искусства. Нельзя забывать, что демократический цирк, как и все демократическое искусство, в конечном итоге оптимистичен, он утверждает победу добра над злом, прекрасного над безобразным. В отличие от зарубежных клоунов каши коверные стремятся уйти от пустого комикования, они наполняют свои выступления социально направленным содержанием. Еще о 1919 году А. в. Луначарский писал: «В обновленном цирке клоун должен иметь высокий в своем комизме репертуар ... Клоун смеет быть публицистом».

В отличие от дореволюционного комика, который был объектом насмешек, современный клоун — организатор веселья, публика вместе с ним смеется над тем, что подлежит осмеянию.

Особая заслуга в становлении и развитии клоунады советского цирка принадлежит Карандашу. Он создал принципиально новый клоунский образ, соединив комические, иронические и лирические черты. Карандаш — публицист в высоком понимании этого слова. Обаятельный образ народного весельчака и умельца, которому все по плечу, создал Олег Попов. «Солнечный клоун» вобрал в себя самую суть советского цирка. Сложные психологические этюды исполняют Юрий Никулин н Михаил Шуйдин, их острые характеры решаются гротесковыми средствами. Талантливы и разнообразны клоуны Г. Маковский и Г. Ротман, Л. Енгибаров, А. Николаев, В. Мозель, братья Ширман и другие.

Но, к сожалению, немало еще клоунов, которые ограничивают свой репертуар пустяками, традиционными шутовскими антре. Между тем нам не следует забывать публицистические традиции, которые утверждали такие корифеи цирка, как Анатолий и Владимир Дуровы, Виталий Лаз;аренко, Бим-Бом (Иван Радунский и Мстислав Станевский). Надо помнить, что злободневность и острота — тоже отличительные качества народного искусства.

В заключение докладчик еще раз напомнил, что цирк в прошлом часто тяготел к паноптикуму, к этому музею «чудес». Тогда зрителе шел а цирк посмотреть на необычное и часто не искал художественного содержания. Советский цирк стал подлинным, высоким искусством, и сейчас художественное содержание должно пронизывать все звенья циркового действия. Именно поэтому идейная и образная сторона искусства манежа является сегодня важнейшей.

ОПИРАЯСЬ НА ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ

Наше цирковое искусство, как и все другие виды искусств, строится на ленинских принципах партийности и народности, сказал в своем докладе «Традиции и новаторство цирка в Германской Демократической Республике!» художественный руководитель Центрального цирка ГДР Марио Турра. Решительно и принципиально отграничивается оно от циркового бизнеса, составляющего сегодня суть цирка в буржуазном обществе.

Погоня за сенсацией, «щекотание» нервов зрителя игрой в смертельную опасность, потакание самым низменным инстинктам — вот на чем строится, как правило, цирковой бизнес на Западе. Во всевозможных шоу дело доходит до того, что в одном, представлении объединяется аттракцион с животными и стриптиз. В упадке находится и клоунада, в которой преобладает безысходный пессимизм. Западный цирк все больше и больше проникается антигуманизмом. Разве можно считать человечным номер, идущий в Мюнхенском цирке, когда артист прыгает из-под купола в объятия стоящего на манеже человека. Прыгает без защитной сетки и без лонжи! В газетах писали, что в течение нескольких лет сменилось три исполнителя, так как предыдущие погибали.

В своем творчестве, подчеркивает докладчик, мастера манежа ГДР опираются на лучшие, демократические традиции старого немецкого цирка, обогащая эти традиции и духом новаторства, высокой социалистической моралью. Отличной школой ДЛЯ немецких артистов является более чем полувековой опыт советского цирка, а также цирков братских социалистических стран.

Какими же основными принципами руководствуются сегодня деятели цирка ГДР.

Прежде всего это принцип единства и многообразия, дающий возможность продемонстрировать в одной программе большое число разнообразных номеров. Наш опыт, отмечает докладчик, показывает, что номерам должно быть просторно в программе, ничего не должно мешать показу основных составных частей цирка — дрессуры и клоунады. Это самостоятельные единицы. Но внутри каждого номера возможно смешение различных жанров, что представляет дополнительный интерес для публики. Актер на манеже должен быть хорошо воспринимаем зрителями, ничего нельзя мельчить. Это, в частности, относится и к маске клоуна. Желательно, наконец, соблюдать принцип интернациональности программы: зритель хочет увидеть не только своих артистов, но и исполнителей-гастролеров.

Докладчик подчеркивает, что успех каждого номера во многом определяется артистизмом исполнителя. Ой Приводит слова Иоганнеса Бехера о том. что в артисте выражается одна из важнейших сторон социалистического идеала человека — мечта о единстве прекрасного тела и высокого духа. Цирк должен всячески подчеркивать радость жизни, вызывать чувство гордости за неограниченные человеческие возможности.

В социалистическом обществе, развивает свою мысль М. Турра, артист должен эстетически и нравственно воспитывать публику, прививать ей высокий вкус, бороться с буржуазными пережитками в сознании людой. Противопоказано унижать человека, показывать непристойности, грубые и циничные шутки. Даже высмеивая слабости и пороки, надо не оскорблять человеческое достоинство.

Далее докладчик подробно остановился на проблеме дрессуры — важнейшей составной части немецкого цирка. Каждая программа, по его мнению, должна быть насыщена номерами с животными, причем лучше всего, если это животные экзотические. Дрессировщики должны руководствоваться в своей работе законами красоты и комического. Широко практикуются в цирке ГДР смешанные группы животных — это всегда зрительски интересно. Искусство дрессуры опирается на учение И. П. Павлова об условных рефлексах, всесторонне используется опыт таких выдающихся мастеров советского цирка, как Борис Эдер, Валентин Филатов и другие. Немецкие дрессировщики — сторонники гуманного отношения к животным, ибо и сама манера дрессуры оказывает воздействие на эстетические и этические взгляды зрителей.

Так же обстоятельно была рассмотрена в докладе и проблема современной клоунады. М. Турра подчеркнул коренную разницу между положением и ролью клоуна в буржуазном и социалистическом обществах. Если на Западе клоун олицетворяет собой человека «низшего сорта», над которым волен издеваться каждый, то в нашем обществе это полноправный, пользующийся уважением и любовью гражданин, носитель жизнеутверждающих, оптимистических принципов. Уходит в прошлое безликая бело-красная клоунская маска. Советские друзья, в особенности Олег Попов, научили своих немецких коллег находить подлинно человеческий образ, близкий и понятный зрителю. Докладчик напомнил высказывание М. И. Калинина о том, что способный клоун, вызывая смех в зрительном зале, тем самым водет очень важную и сложную культурно-воспитательную работу. Проблема подготовки квалифицированных, отлично владеющих смежными жанрами клоунов — одна из насущных задач немецкого цирка.

В заключение М. Турра выразил уверенность в том, что тесное творческое содружество работников цирка СССР.  ГДР и всех стран социализма приведет к новому подъему любимого народом искусства.

ЗА ИДЕЙНОСТЬ И ХУДбЖЕСТВЕННОСТЬ

Идейное, нравственное и эстетическое воспитание народа — основное назначение советского искусства. Этому назначению, сказала в своем докладе «Новаторские тенденции советской эстрады» кандидат искусствоведения Е. Уварова, вполне отвечает искусство нашей эстрады.

В начале доклада Е. Уварова обращается к прошлому эстрадного искусства. Русская эстрада, сформировавшаяся в самостоятельный вид искусства на рубеже XX века, являла собой довольно пеструю картину... Стремительный процесс ее развития был связан с распространением так называемой массовой культуры, с ростом населения городов, которое требовало развлечения и зрелищ. Рождаются театры миниатюр; как «развлечение» эстрада приходит в кино (в виде кинодивертисментов), в рестораны, стремясь угодить обывательским вкусам и опускаясь зачастую до пошлости и вульгарности. Однако, подчеркивает докладчик, в творчестве лучших представителей эстрадного искусства уже в эти трудные годы давали себя знать демократические тенденции, которые свидетельствовали о потенциальных возможностях эстрадного искусства, рожденного, как и цирк, на площади.

Великая Октябрьская социалистическая революция поставила перед всем советским искусством новые задачи, и главная из них — служение народу. Демократическая сущность эстрады, ее близость к народному искусству полностью отвечали этой задаче. Лучшие представители эстрады — артисты, режиссеры, авторы обращаются к народной песне, народному театру. Именно народное искусство становится источником творчества художников, работающих на эстраде.

Давая анализ работы театров революционной сатиры, докладчик подчеркивает их огромную роль как агитационных театров малых форм, в которых политика полностью подчиняет себе репертуар и выразительные средства. Новая форма, рожденная народной самодеятельностью,— «живая газета», а также концерты-митинги, в которых участвуют и артисты академических театров, сближали искусство с политикой, усиливали его злободневность. Утверждалась еще одна традиция эстрадного искусства — публицистичность. И хотя с приходом нэпа в какой-то мере оживляется старая эстрада, передовые тенденции советского эстрадного искусства продолжают развиваться и крепнуть в творчестве лучших его представителей — Л. Утесова, Н. Смирнова-Сокольского, Р. Зеленой и других.

Большое место в докладо уделено «Синей блузе», которая принесла на эстраду еще одну новаторскую тенденцию: органическое соединение патетики и сатиры, прославление страны и ее достижений и критику, направленную как против внешних врагов, так и против внутренних недостатков.

В 20-е годы, отмечает докладчик, влияние эстрадного искусства возрастает настолько, что его начинает испытыоать и театр. К эстраде обращаются такие известные режиссеры, как Мейерхольд, создаются новые формы театрального представления — обозрения. К этому же времени относится создание театров сатиры. В результате взаимовлияния эстрады и литературы происходит становление литературной эстрады, яркими представителями которой, вслед за В. Яхонтовым и А. Закушняком, становятся А. Шварц, Д. Журавлев, С. Балашов, Э. Каминка, С. Кочарян и другие. Зарождается новая разновидность разговорного жанра — эстрадный монолог, получивший яркое воплощение в творчестве Р. Зеленой.

Одновременно рос и мужал талант композиторов И. Дунаевского, М. Блантера, Д. Покрасса, К. Листова, С Каца. Рождались новые песни, в которых лирика соединялась с высокой гражданственностью. Их пропагандистами выступили Л. Утесов, К. Шульженко, Л. Русланова, М. Бернес, с именами которых связано становление советской песенной эстрады. Именно в эти годы утверждаются лучшие традиции песенного творчества и исполнительства: гражданственность, современность, лиричность. Сегодня эти традиции продолжают и развивают Л. Зыкина, Г. Великанова, М. Кристалинская, И. Кобзон, Э. Хиль, В. Макаров и другие.

Изменение претерпевает и эстрадный танец — он обогащается элементами акробатики, спортивными достижениями.

Докладчик останавливается на специфике работы эстрадного артиста, во трудностях. Особо он выделяет работу над положительной темой на эстраде, приводя в качестве примера театрально-эстрадного решения положительной темы монологи М. Мироновой и открыто публицистического решения — фельетоны в исполнении К. Яницкого.

Один из самых распространенных жанров эстрады — конферанс. Называя имена Б. Брунова, Л. Шимелова, А. Писаренкова, докладчик особо выделяет О. Милявского, как наиболее, по ее мнению, яркого представителя этого жанра на сегодняшней эстраде.

При всем интонационном богатстве советское эстрадное искусство всегда тяготело и тяготеет к сатире и юмору. Яркими представителями искусства, сочетающего в себе юмор и сатиру,, докладчик называет А. Райкина, М. Миронову и А. Менакера, И. Набатова, Л. Мирова и М. Новицкого, А. Шурова и Н. Рыкунина и других.

Однако сатирическое направление эстрадного искусства все еще не получило теоретического обоснования, что не могло не сказаться на развитии сатирических жанров. Нечто подобное происходило и в области юмора. Некоторые критики вообще стремились изгнать с эстрадных подмостков веселую шутку, подыскивая для нее такие обидные термины, как «мелкотравчатость» и «зубоскальство». Нападки на смех выхолащивали сущность веселого, жизнерадостного и любимого народом искусства. Задача заключается в том, чтобы и дальше развивать традиции сатиры и юмора, способствующих утверждению нравственного и эстетического идеала нашего общества.

Важной проблемой эстрады является и создание высокоидейного и высокохудожественного репертуара, особенно для артистов, работающих в разговорных жанрах. Незнание и неумение считаться со спецификой малых форм отпугивает от эстрады талантливых литераторов. Между тем, вся история советской эстрады наглядно свидетельствует о том, что отдельные артисты и целые коллективы достигали успеха лишь с помощью авторов, хорошо чувствующих специфику жанра и индивидуальность актера.

Не менее волнует и проблема режиссуры. Отсутствие достаточного количества опытных, талантливых режиссеров сказывается на состоянии всего эстрадного искусства, и особенно разговорных и вокальных жанров. Без режиссера, подчеркивает докладчик, невозможно формирование актерской иидивидуальности, а без актерской индивидуальности нет искусства.

Советская эстрада, сказала в заключение Е. Уварова, прошла за годы Советской власти большой путь и добилась серьезных успехов. На этом пути встречалось немало трудностей, допускались ошибки. Но основные тенденции, обнаружившиеся еще в первые послереволюционные годы и определившие новаторскую сущность советской эстрады, продолжают жить и развиваться. Советскому искусству малых форм всегда были присущи гражданственность, злободневность, публицистичность, интерес к народному творчеству, пафос утверждения и отрицания в соединении с лирикой, развлекательностью, веселым смехом и острой шуткой.


УТВЕРЖДАТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ

С докладом "Первые результаты и опыт развития эстрадного искусства в ГДР" на конференции выступил доктор Хорст Слоома. Прежде чем приступить непосредственно к анализу состояния эстрадного искусства, докладчик подчеркнул, что в социалистическом обществе, где созданы все условия для развития культуры личности и где объективно существует потребность в развлечении людей, искусство приобретает все большее значение. Этот факт проистекаем из самой его эстетической сущности, ибо, как заметил в свое время Шиллер, важнейшей задачей искусства является формирование сознания и души человека с помощью благороднейших развлечений.

Наше эстрадное искусство, продолжал далее X. Слоома, ведет к психологической разрядке, способствует восстановлению потенциальной рабочей силы человека-труженика. Кроме того, оно отвечает потребности общения между людьми, сближения их в рамках единого социалистического общества. В этом отличие социалистического искусства от искусства капиталистических стран, основная задача которого — на время освободить человека от страха за свое существование, от чувства одиночества, отвлечь от тягостных дум.

По сравнению с другими видами искусства эстрада имеет ряд преимуществ. Она наиболее легко проникает в сферу личной жизни человека, отражает его любовь, семейные отношения, дружбу, отношение к природе и т. д. Для нее характерно разнообразив жанров — шансонье, конферанс, декламация, танцы, марионетки, цирковые жанры на эстраде.

Другими словами, эстрада располагает огромными возможностями для непосредственного общения артиста с публикой и, следовательно, для активного воздействия на нее, на формирование ее вкусов, характера, отношения к окружающим. Все это способствовало тому, что эстрада перестала быть искусством второго ранга. Она, отмечает докладчик, стала тем непосредственным фактором, который влияет и обязан в еще большей степени влиять на развитие общества.

В области развития эстрадного искусства Германская Демократическая Республика добилась значительных успехов. Это сделано на основе хорошего соревнования, широкой творческой инициативы.

В ГДР проводятся конкурсы исполнителей песен, называемых шлягерами, конкурсы танцевальной музыки для молодежи, фестивали рабочего искусства, участниками которых являются самодеятельные коллективы. Такие фестивали устраиваются а разных городах республики и имеют большое воспитательное значение. Более подробно докладчик остановился на двух смотрах —1970 и 1971 годов, так как именно эти смотры позволили подвести первые итоги развития эстрадного искусства ГДР, выявить его сильные и слабые стороны.

Смотры 1970 и 1971 годов о основном были направлены на изучение и обогащение опыта по созданию единой эстрадной программы. Такая программа позволяет широко представить все жанры эстрадного искусства и тем самым удовлетворить самые разнообразные потребности зрителя. Она создает наилучшие возможности для непосредственного контакта артиста со зрителем, позволяет разнообразить представление, придать ему более веселый и развлекательный характер.

Очень важным, подчеркнул X. Слоома, представляется вопрос построения и содержания единой программы: она должна отличаться острой сменой ритма, чередованием напряжения внимания и разрядки, чтобы ухо и глаз получали разную нагрузку. Такая программа может откликаться на различные события общественной жизни, в соответствующей данной программе форме и одновременно выполнять функцию развлечения. Она может включать такие номера, которые удовлетворяют зрителя определенного возраста: детскую аудиторию, молодежную или аудиторию, состоящую из людей почтенного возраста.

На смотре 1971 года были показаны специальные программы: для молодежи, миниатюрная программа и программа для гастролей. При просмотре молодежной программы обращалось внимание на то, в какой меро подходит она для демонстрации в молодежных клубах. При анализе миниатюрной — как она прозвучит в селениях, общинах, деревнях, а домах отдыха, где небольшие залы. Гастрольная программа должна быть рассчитана для показа на больших площадках, во Дворцах культуры.

В результате смотров, сказал X. Слоома, были определены наиболее приемлемые формы единой эстрадной программы: музыкально-литературная программа камерного характера и программа ансамблевого характера — варьете, ревю. При этом встретились и некоторые трудности. Единая эстрадная программа требует, как известно, использования основных правил драматургии — начала, кульминации, финала, смены ритма и т. д. Однако соблюдение всех драматургических принципов приводит, по мнению докладчиков, к сужению жанрового разнообразия эстрадной программы, к утрате таких специфических черт эстрадного представления, как непосредственность и развлекательность. Особенно это относится к ансамблям и ревю, которые пронизаны единым действием и являются формой, наиболее близкой театру. Бездумное, схематичное перенесение в ревю драматургических законов, свойственных театру, приводит к потере специфики ревю, для которого, характерны совсем иной темп и ритм и в котором надо увязать музыку и танец со всем действием.

Результаты смотров выразились и в том, что расширилось количество авторов и исполнителей, укрепились контакты творческих коллективов с рабочими предприятий, с крестьянами сельскохозяйственных кооперативов, а это в свою очередь способствовало созданию произведений, наиболее полно и правдиво отражающих жизнь.

Серьезное внимание уделил докладчик программам для молодежи. Вопрос этот приобретает особую остроту, так как молодежь ГДР подвержена большому влиянию западного искусства, и прежде всего искусства Западной Германии. Программы для молодежи строятся в ГДР с учетом возраста и интеллектуального развития слушателей. Задача таких программ — в интересной, развлекательной форме утверждать социалистическое содержание жизни, формировать мировоззрение молодежи, се нравственные и эстетические идеалы.

Говоря о музыке эстрадных представлений, докладчик выразил сожаление, что произведения современных немецких композиторов пока еще не пользуются в ГДР той популярностью, которую имеют шлягеры, отрывки из американских мюзиклов, западная танцевальная музыка. В программах, показанных на смотрах, мало прозвучало советской музыки, музыки братских социалистических стран. Кроме того, необходимо шире включать в эстрадные представления музыкальный фольклор, классику.

Большое значение для развития нашего эстрадного искусства, — сказал в заключение X. Слоома, — будет иметь дальнейшее расширение творческих взаимосвязей с социалистическими странами. Мы рады тому, что после этой конференции сможем более активно, чем раньше, продолжать совместную работу с артистами, режиссерами, научными сотрудниками Советской страны.

ОТ ЗАМЕТКИ ДО МОНОГРАФИИ

Обстоятельный обзор дореволюционной и послереволюционной цирковой литературы сделал а своем докладе «Библиография важнейших трудов по цирку» искусствовед А. Шнеер. Он убедительно показал, что по объему и широте тематики книги, изданные в советское время, далеко превосходят то, что было выпущено за предыдущие годы. На смену коротким газетным статьям и заметкам, чаще всего рекламным, с привкусом «сенсационности», пришли серьезные монографии, очерки, искусствоведческие статьи.

Первым и самым веским печатным словом о советском цирке, подчеркивает докладчик, были строки из декрета Совета Народных Комиссаров от 26 августа 1919 года «Об объединении театрального дела», подписанного В. И. Лениным. Этапной работой явилась статья А. В. Луначарского «Задачи обновленного цирка», опубликованная в 1919 году.

В 20 — 30-х годах рождается самостоятельная научно-исследовательская литература о цирке. Одна из первых книг — «Начало цирка в России» В. Всеволодского-Гернгросса. Затем появляется фундаментальный труд «Цирк» основоположника отечественной науки о цирке Е. Кузнецова.

С 40-х годов начинает свою творческую деятельность Ю. Дмитриев, ныне являющийся крупнейшим советским цирковедом. А. Шнсер называет ряд его важнейших работ, в частности «Русский цирк», «Советский цирк», «Советский цирк сегодня», «Эстрада и цирк глазами влюбленного». Постепенно складывается отряд литераторов, постоянно пишущих об искусстве манежа.

Среди цирковых авторов немало артистов и режиссеров. Их книги — это живая летопись отечественного цирка. Добрым словом вспоминает докладчик издательство «Искусство» и отдел рекламы и пропаганды Союзгосцирка, много сделавших для популяризации советского циркового искусства.

Однако, отмечает А. Шнеер, работы о цирке еще далеко но всегда глубоки, интересны и квалифицированны. Преобладает эмпирическое изложение фактов и событий. Есть и «белые пятнай. Крайне мало пишется о таких проблемах, как эстетика цирка, природа и особенности его образного строя, терминология и т. д. Ещо очень незначительна литература о пантомиме, о цирковой самодеятельности и о других важнейших проблемах. К числу серьезных неудач относит докладчик недавно вышедшую книжку А. Викторова «С пером у Карандаша»: она поверхностна, скучна и не содержит ничего нового.

В заключение А. Шнеер говорит о том, что давно приспело время подумать о создании полной и всеобъемлющей библиографии по истории, теории и организации циркового искусства в СССР и постановке циркового дела в старой Росс

ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ

После докладов развернулись прения. В них приняли участие артисты, режиссеры, писатели, искусствоведы, работники творческих организаций Советского Союза и ГДР.

История советской эстрады, отметил писатель Л. Ленч, еще не получила своего глубокого и яркого отражения в печати. Поэтому тем, кто занимается историческими исследованиями, необходимо прежде всего обращаться к старейшим мастерам эстрады, к их памяти, которая хранит немало фактов и событий прошедших лет.

Проблемам цирковой режиссуры посвятил в основном свое выступление кандидат искусствоведения, главный режиссер Харьковского цирка Е. Зискинд.

Признавая бесспорную плодотворность заочного обучения цирковых постановщиков на базе московского ГИТИСа, он выразил пожелание, чтобы было организовано и очное обучение режиссеров цирка. Весьма полезным, сказал далее Е. Зискинд, был бы взаимный обмен режиссерами между цирками ГДР и СССР для отдельных постановок.

О пользе творческого обмена между цирками двух стран говорил в своем выступлении и журналист Р. Славский. Контакты могут быть самые разнообразные: обмен учащимися, совместный выпуск теоретических и учебных сборников и т. д.

Несогласие с докладчиком Е. Уваровой, определившей эстраду как искусство синтетическое, выразил главный режиссер Ленконцерта Г. Полячек. По его мнению, такое определение является неточным, спорным, так как не исчерпывает всех сторон эстрадного искусстве.

Пропаганда коммунистической морали, непримиримая борьба с буржуазной идеологией — вот те основные задачи, которые призвана решать творческая интеллигенция, сказал в своем выступлении управляющий Союзгосцирком, заслуженный деятель искусств РСФСР Ф. Бардиан. В решении этих задач видят свой почетный и непреложный долг и работники советского цирка.

Нашо государство, подчеркнул Ф. Бардиан, проявляет огромную эаботу о дальнейшем развитии циркового искусства, об укреплении его материальной базы. Сейчас строится 36 новых цирков, а всего их намечено возвести шестьдесят. Цирковые представления ежегодно посещают до 50 миллионов зрителей. Все это налагает на нас большую ответственность, заставляет решать множество важных проблем. В частности, мы должны кардинально решить вопрос о постоянном повышении квалификации всего творческого состава, добиться, чтобы трюковое и артистическое мастерство слились воедино в наших исполнителях. Без этого нет и не может быть циркового искусства.

В заключенно Ф. Бардиан остановился на некоторых недостатках. Еще не все национальные цирковые коллективы отвечают возросшим требованиям зрителей, немало на конвейере посредственных номеров, репертуар и манера исполнения многих клоунов оставляют желать лучшего, есть нерешенные проблемы, касающиеся режиссуры, цирковой драматургии, детских представлений и т. д.

Искусствовед К. Рудницкий поделился своими мыслями о творчестве В. Э. Мейерхольда, тяготевшего, как известно, к цирковой эксцентриаде. Цирковой артист был дорог Мейерхольду потому, что мог демонстрировать нечто высшее по сравнению с привычными понятиями о человеческих возможностях. Сегодня, по мнению К. Рудницкого, мы сталкиваемся порой с обратными явлениями, когда, например, «бронзовые люди» пытаются изображать античные скульптуры. Он высказал также мысль о том, что в ряде технически сложных номеров человек "пропадает", и зритель поэтому остается равнодушным к происходящему на манеже.

Оружие эстрады — реприза, а в хорошей репризе зачастую столько мудрости и глубины, сколько не умещается в ином многотомном, но скучном научном труде, заметил в своем выступлении писатель В. Масс. Это область остроумия, глубоких мыслей и чувств, выраженных в форме, свойственной эстраде. В этой связи встает проблема репертуара для эстрады. И главное, проблема
авторства. Помня слова Вл. Немировича-Данченко о том, что режиссер должен умереть в актере, мы можем сказать, что и эстрадный автор должен умереть о исполнителе. Но это положение требует уточнения: он должен умереть только для зрителя. Задача искусствоведа — воскресить эстрадного автора для истории искусства!

Приобретение мастерами манежа профессии режиссера, приобщение их к постановочкой работе — большое и нужное дело, сказал артист цирка М. Запашный. Правда, не все още продумано а системе учебы, нет необходимых пособий. Следует также подумать об организации экспериментального цеха по созданию новой аппаратуры, новых аттракционов.

Советская власть, подчеркнула в своем выступлении научный сотрудник Института истории искусств Н. Шереметьевская, поставила перед танцевальным искусством новые задачи, и одна из них — создание таких танцевальных жанров, которые смогли бы наиболее полно и глубоко отразить тенденции нашего времени. По-настоящему эстрадный танец отразил современность в жанро сюжетно-танцевальной миниатюры, и именно она должна стать главным направлением развития эстрадного танца.

О необходимости и важности политической сатиры на эстраде говорил заслуженный деятель искусств РСФСР И. Набатов. XXIV съсэд КПСС, напомнил он, призвал всех нас всемерно усилить наступательную борьбу против буржуазной идеологии и буржуазной пропаганды, методы которых становятся все более изощренными. Огромную роль в этой борьбе должно сыграть эстрадное искусство. Почему на этой конференции ничего не было сказано о том, что таков политическая сатира на международные темы?! Могут возразить, что есть такие вопросы, которые эстрада не может поднимать. Неправда! Эстрада — искусство публицистическое, актер с эстрады несет мысль, а для мыслей нет преграды!

Опытом издания в ГДР материалов по цирку поделился член немецкой делегации, научный сотрудник студии циркового искусства в Берлине Р. Вайэе.

Сейчас пятнадцать издательств республики выпускают книги, брошюры, справочники и другие материалы, связанные с историей, теорией и практикой циркового искусства. В переводе на немецкий язык вышло немало книг советских авторов.

В 1965 году по решению Министерства культуры ГДР был создан специальный центр, в котором сосредоточиваются материалы и документы по проблемам эстрады и цирка. В настоящее время здесь собрано 70 тысяч книг и других печатных изданий, десятки тысяч фотографий, множество кинофильмов, альбомов и т. д.

О вопросах, связанных с классификацией цирковых трюков, с определением степени их сложности, говорил художественный руководитель ГУЦЭИ, заслуженный артист РСФСР Л. Шляпмн. До сего времени в этом доле царит бессистемность, нет твердых критериев. А это в свою очередь затрудняет тарификацию артистов.

Проблем традиций и новаторства эстрадного искусства социалистических стран коснулась в своем выступлении кандидат искусствоведения И. Новодворская. Она отметила, в частности, что эстрадное искусство в ГДР также имеет свои революционные традиции, которые поддерживались и развивались в самое трудное для страны время. Сегодня эти традиции живут в эстрадных программах на политические и историко-революционные темы.

Руководитель немецкой делегации, заместитель начальника Главного управления эстрады и цирка Министерства культуры ГДР X. Фишер с удовлетворением отметил, что между Советским Союзом и Германской Демократической Республикой уже давно существуют тесные контакты во всех областях культуры и искусства, в том числе эстрады и цирка. Нынешняя конференция представляет собой новый этап в развитии дружеских связей. X. Фишер выразил пожелание, чтобы работники эстрады и цирка двух стран еще интенсивнее и во все больших масштабах обменивались теоретическими знаниями и практическим опытом по различным разделам эстрадного и циркового искусства.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100