Профессионализм или любительство
Два года назад мастер спорта Владимир Тимофеевич Павленко, в прошлом артист цирка, чемпион Украины по спортивной гимнастике, организовал во Львовском клубе строителей самодеятельную студию циркового искусства.
Павленко ходил во львовские школы на уроки физкультуры, присматривался к ребятам, опытным глазом отмечал наиболее способных. Затем по всем правилам происходили экзамены. В результате 42 человека (из них самому старшему 18, а самому младшему 12 лет) приступили к занятиям. Так родилась во Львове цирковая студия «Юность».
Жонглер на моноцикле В. Бабиров. Воздушные гимнасты Ю. Кобзев и Т. Антипова
Недавно состоялся ее своеобразный творческий отчет — 438-е представление. Шло оно в парке культуры и отдыха на открытой эстраде. Работали юные артисты превосходно. Программа, правда, построена была не очень удачно. Нет в ней кульминации, нарастания, не подчеркнуты «ударные» номера, вовсе неприемлем конферанс, состоящий из сомнительных шуток, каламбуров и реприз столетней давности. Выпадали из цирковой программы и несколько номеров «маленького театра миниатюр». Но были в ней номера, заслуживающие внимания. Даже на профессиональной арене приходится редко видеть баланс на... пяти катушках! И вот этот сложный трюк совершенно запросто, без единого срыва исполняет выпускник одной из львовских школ Владимир Дещук. тКроме этого, Дещук удачно выступает еще в клоунской группе в образе Чарли Чаплина и с пятиклассницей Нелей Колесниковой в номере «Акробаты-каскадеры».
Когда смотришь работу жонглера Леонида Романова, тоже закончившего в этом году среднюю школу, невольно вспоминаешь заслуженного артиста АзССР Хосрова Абдулаева. Выступает Романов в бешеном темпе, в легкой, приятной, веселой манере, «на улыбке». Жонглирует он разнообразными по весу и объему предметами: шляпой, зонтиком, букетиком цветов, а также пятью шариками, тарелками, булавами. Незаурядные способности актера-мима показал Вячеслав Верещагин. Его пантомимы «В столовой», «В бане», «Эволюция любви» весьма выразительны, доходчивы и понятны. Техника, пластика у Верещагина неплохие, хорошо он обращается с воображаемыми предметами, а вот драматического мастерства еще недостаточно.
Баланс на катушках В. Дещук
Рядом сложных трюков отличается номер «Веселые ребята» акробатов-эксцентриков Игоря Бесараба и Владимира Сабирова. Отлично работает эквилибрист Роман Мизак. Роман учится в 10-м классе, имеет третий разряд по спортивной гимнастике. Вместе с семиклассницей Надей Кондратовой он исполняет и акробатический этюд. Только год занимаются в студии Неля Батт, Галя Канаева и Тамара Антипова, однако акробатический этюд «сестер» Батт уже пользуется успехом у зрителей. Неля выступает также с сольным классическим этюдом, а Тамара вместе с слесарем Юрием Кобзевым исполняет воздушный номер — «Бамбук». Увлеченно, с юмором работают клоуны Пупкин и Чичкин — слесарь Борис Болотов и выпускник одной из львовских школ Юрий Гринкевич. Их групповые антре и сценки (вместе с «Чарли Чаплиным» — Дещуком) «Лейка», «Соломка», «Лекция» исполняются по-настоящему смешно. Жаль только, что у этих обаятельных ребят образы Пупкина и Чичкина несколько оглуплены и непомерно утрированные парики, гримы.
Хочется поделиться с читателями и некоторыми соображениями. Выше говорилось, что в клубе строителей работает студия — своеобразное учебное заведение (готовит оно профессиональных артистов). Из его выпускников один уже тарифицирован и работает в филармонии, на профессиональную сцену собирается Дещук, Батт и другие. Но тут-то возникает сомнение: верно ли поняли руководители студии свою задачу? Ведь студийцы занимаются без отрыва от школы или работы. Так можно ли за два года, отбросив еще время, требующееся ребятам на приготовление уроков, выполнение различных общественных нагрузок, на посещение кино, театров и т. д., подготовить профессионального артиста? Конечно, нельзя. Впрочем, все же можно, но не современного разносторонне образованного артиста, а ремесленника, более или менее хорошего исполнителя номера. Спрашивается: зачем же нам нужны ремесленники?
Предположим, что с общей подготовкой выпускников этой студии дело обстоит не так уж плохо: все-таки ребята учатся или окончили десятилетку. Однако беспокоит их профессиональное образование, те различнейшие специальные знания и основы наук, которых они не получают в студии. Это актерское мастерство, эстетика, танец, ритмика, техника речи, грим, история театра, музыки, изобразительного искусства, эстрады и цирка. Словом, все то, что должно давать специальное учебное заведение. В студии же В.Павленко только добросовестно готовит каждому своему питомцу номер и «выпускает» в жизнь. Думается, что не в этом задача самодеятельной студии. Рабочая молодежь, ученики средних школ должны приходить сюда для того, чтобы свое свободное время посвятить занятиям цирковым искусством. Здесь им должны привить любовь к цирку, познакомить со всеми его жанрами. Все это следует делать в меру, не спеша, без «увлечения» частыми выступлениями на публике, без ущерба для занятий в школе и для работы на производстве. Главное же — не надо делать из них артистов, не надо стремиться к такой поспешной профессионализации. Очень хорошо, если из 42 участников студии когда-нибудь после ее окончания получится один хороший актер. Уже за это можно сказать студии спасибо.
Лишь наиболее талантливых студийцев, которые окончательно убедились, что им не жить без цирка, следует рекомендовать в специальные учебные заведения. Такая постановка дела на наш взгляд, будет верной. Впрочем, может быть, мы и ошибаемся. Хотелось бы, чтобы в этот разговор включились профессиональные цирковые работники и педагоги, а также участники и руководители самодеятельности. Аналогичные студии есть и в других городах. Поэтому этот вопрос принимает принципиальное значение.
г.Львов Б. КОРДИАНИ
Журнал Советский цирк. Январь 1965 г.
оставить комментарий