Простор творчеству - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Простор творчеству

Важной проблеме — созданию новых художественных произведений, которые бы достойно пополнили советское цирковое искусство, — было посвящено совещание, организованное Союзгосцирком и Всесоюзной дирекцией по созданию новых программ. аттракционов и номеров.

Здесь собрались директора и режиссеры постановочных цирков, представители всех творческих мастерских и служб Всесоюзной дирекции, руководящие работники Союзгосцирка.

Подобное мероприятие проводится впервые. Три дня собравшиеся горячо и по-деловому обсуждали, как улучшить всю постановочную работу, пытались глубоко и серьезно разобраться в состоянии дел цирков, сообща решали, как изменить практику выпуска новых номеров.

Всесоюзная дирекция предложила на обсуждение проект распределения подготовки и выпуска аттракционов и номеров по постановочным циркам.

С докладами и сообщениями, а также в прениях выступили управляющий Союзгосцирком А. Колеватова, заместитель управляющего Союзгосцирком В. Горский, директор Всесоюзной дирекции 3. Асоян, художественный руководитель Всесоюзной дирекции В. Головко; представители творческих и методических служб Союзгосцирка и Дирекции: Т. Ассовская, С. Владимиров, Л. Власова, М. Дорн, Ю. Егоров, В. Келептришвили, Э. Машкович, Д. Нахратян, Л. Осипова, Г. Рогансв. М. Стельмах; директора, режиссеры и инженеры постановочных цирков: В. Владыкин, Г. Гликин. Е. Зискинд. Д. Калмыков, И. Ляхов, И. Маринин, М. Марусалов, М. Местечкин, Е. Потупа, А. Сонин, Р. Тараев, И. Тернавский, Ю. Шелков, заместитель председателя профкома Союзгосцирка С. Косогов.
Выступавшие говорили о том, что культура советского зрителя сегодня очень высока, а следовательно, высоки и требования, предъявляемые цирковому искусству. Сегодня любое произведение манежа получает оценку а сравнении с другими видами искусства. Профессиональный уровень советского цирка высок, но для зрителя важнее духовные, эмоциональные переживания, которые у него вызывают цирковые представления.

В числе самых актуальных, самых острых проблем, которые поднимали выступающие, называлась проблема режиссеров-постановщиков. Как ни печально, но, выпуская номер или аттракцион на базе какого-нибудь стационара, режиссер Дирекции но всегда может вести работу с артистами систематически, изо дня в день. Чаще всего он делает это наездами. Сами артисты переезжают из города в город, а где-то им готовится реквизит, где-то шьются костюмы. И нет цельного, единого творческого процесса, а котором заняты все. Оттого что творческий процесс нарушается, затягивается и репетиционный период. Следить за состоянием уже работающего номера у режиссера тоже нет возможности. Жизнь настоятельно требует того, чтобы в каждом цирке был главный режиссер, который мог бы правильно организовать репетиционную работу.

Не случайно многие говорили о том, что творческий процесс должен быть сосредоточен в городе, где готовится тот или иной номер. Высказывалась мысль о необходимости ввести в штатное расписание постановочных цирков балетмейстера и концертмейстера, а также в помощь режиссерам, которые зачастую не являются специалистами в тех или иных жанрах, приглашать тренеров, специалистов по акробатике, гимнастике и т. д.

Объем постановочной работы Всесоюзной дирекции очень велик. Художники, композиторы и конструкторы не о состоянии обеспечить при такой нагрузке каждого артиста, каждый номер оригинальными эскизами, чертежами, музыкальным оформлением. Поэтому Дирекция предложила постановочным циркам, чтобы в таких случаях этой работой занимался главный режиссер цирка, в котором готовится номер. Найти художника, композитора, инженера-конструктора в большом городе вполне возможно.

Дирекции, режиссерам постановочных цирков следует наладить контакты с местными творческими организациями — цирки должны иметь в своем распоряжении актив, способный быстро подключиться к постановочной работе.

На обсуждение была вынесена мысль о необходимости предрепетиционного периода. Что здесь имеется в виду? В предрепетиционный период режиссер, художник, композитор вместе с исполнителем смогут уточнить эскизы, сценарий, музыкальное оформление номера, осмыслить трюки, чтобы потом уже приступить к практическому осуществлению замысла.

Теперешнее положение режиссеров цирков волнует больше всего самих режиссеров. Они обратились к Дирекции и художественному совету Союзгосцирка с просьбой разработать подробную должностную характеристику главного режиссера. Ведь сейчас зачастую возникают ситуации, когда режиссеры чувствуют себя крайне неловко: приезжает, скажем, в цирк номер, который, по мнению главного режиссера, требует некоторой доработки. Однако ом за какую-либо доработку не берется, так как у номера есть свой режиссер. Часто в репертуаре коверных бывают репризы, давным-давно себя изжившие. И снова главный режиссер не вправе что-либо изменить.

Серьезно подрывает авторитет режиссера в городе нечеткость, которую, к сожалению, допускает отдел формирования. Цирки, получив официальный документ о том. какие номера приедут, начинают рекламировать их в городе, режиссеры выступают по телевидению, пишут анонсы в газетах, а по вине отдела формирования зритель видит другую программу или очень измененную.

Серьезную озабоченность вызывают и детские представления. Все же еще такие спектакли нередко выпускаются наспех, на скорую руку, очень малая сумма отпускается на их постановку. Все пришли к общему мнению, что трудно подготовить настоящее елочное представление или другой детский спектакль, если заранее, за два месяца, например, режиссер не будет знать состав исполнителей, если у него на руках не будет сценария, рассчитанного именно на этих артистов.

На совещании шла речь о несоблюдении авторского права. И возможно, именно поэтому круг авторов, работающих для цирка, так узок. Бесспорно, от монологов, звучащих с манежа, от парадов зависит идейно-эмоциональная окраска всей программы. Поэтому очень важно всячески расширять круг авторов, привлекать, воспитывать новых. В каждом городе, в каждой национальной республике, области, крае живут талантливые писатели,— нужно активнее привлекать их к работе в цирке. В 1979 году намечается провести открытый конкурс клоунад и реприз. Есть у репертуарного отдела и ряд других интересных задумок.

В свою очередь режиссеры и директора потребовали, чтобы все коверные, осе руководители номеров имели на руках сценарий принятых реприз, клоунад и т. д., позволяющий контролировать выполнение артистами всего, что предусмотрено в репертуаре. Это намного улучшит состояние «конвейера».

В своих выступлениях директора постановочных цирков отмечали трудности, с которыми они постоянно сталкиваются при оснащении всем необходимым того или иного номера. А идеальный вариант — это когда актер приезжает в постановочный цирк и уезжает после репетиционного периода одетым, обутым, с аппаратурой и, главное, готовый творчески. К сожалению, на практике все выглядит иначе. В цирках, не хватает средств, репетиционного времени, помещений, материалов. Не в каждом городе можно сшить костюмы, сделать реквизит и т. д.

Не сегодня цирк располагает двумя производственными мощностями; художественно-производственный комбинат а Москве и филиал Дирекции в Харькове, который в 1977 году открыл свою производственную базу. Однако к сроку изготовить реквизит, аппараты, костюмы часто не удается. Правда. сейчас сделан шаг вперед: генеральным заказчиком в художественно-производственном комбинате теперь является Всесоюзная дирекция, которая устанавливает контроль за изготовлением всех заказов.

По мнению выступающих, стационары в состоянии стать производственным организмом. Во многих из них уже сейчас налажены контакты с местными предприятиями, театрами, их бутафорскими и пошивочными мастерскими. Многие руководители говорили о том, что в их городах есть хорошая производственная база, способная немало сделать для «конвейера».

Выступавшие отмечали, что четкой работе мешает и несвоевременное создание технической документации, вследствие чего затягивается репетиционный период и часто надолго. Нередко техническая документация готовится лишь тогда, когда наступает период выпуска номера. Иногда режиссер дожидается ее годами, иногда он начинает репетировать с артистами без аппаратуры, без реквизита. Случается, что артисты разъезжают вообще с неутвержденной документацией, зачастую технический паспорт не соответствует аппаратуре. Следствие этого — травматизм.

Составляя план на 1978 год, Союзгосцирк и Всесоюзная дирекция стремились как можно рациональнее распределить ассигнования номерам, которые уже начаты и вошли в план. Основная часть этих работ готовится а постановочных цирках. но не всегда цирки занимаются ими с полной отдачей, не успевают вовремя освоить деньги, переведенные по смете. Причина невыполнения плана в том, что не сложились еще правильные, деловые контакты руководителей цирков с Дирекцией. Поэтому всеми подчеркивалась необходимость творческих контактов Дирекции с постановочными цирками, что обеспечит выпуск номеров в срок и на должном уровне.

Три для совещания показали, что встреча была нужной, полезной. Думается, она поможет мобилизовать все силы на выполнение плана 1978 года, на создание подлинных произведений циркового искусства.

С. ТИГАШЕВА

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования