В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Псевдонимы артистов цирка

БИМ и БОМ... Не правда ли, такие имена могут носить только очень веселые люди? Бим-бом! Слышите позвякивание бубенчиков на колпаке клоуна?

Москва, КАРАНДАШУ». Письма с этим адресом легко доходят по назначению: на почте знают, кто такой Карандаш.

КИО... Сколько таинственности в этом имени! Как оно под стать атмосфере загадочности, которою дышали выступления этого фокусника!

Эти звонкие имена манили с афиш, приглашали на яркое, красочное и веселое представление в цирк.

Но эти имена придуманы. Это — псевдонимы.

Псевдонимы издавна в ходу у писателей, поэтов, художников, актеров. Обычай принимать вымышленную фамилию настолько распространен, что есть специальная наука — псевдономастика — которая изучает характер псевдонимов, причины их появления, способы их образования. Существует свыше 50 различных их видов.

Если в литературе псевдонимами часто пользовались для того, чтобы скрыть настоящее имя автора, то в театре и цирке псевдонимы играют иную роль. Их цель — привлечь публику красиво звучащими, оригинальными именами, которые связаны с яркими образами, будят определенные ассоциации.

Приведем несколько примеров: группа воздушных гимнастов приняла когда-то имя ТРИО ИКАР, напоминавшее о мифологическом герое, который впервые отважился воспарить к небу. А другая группа выступала под именем ЛЕОТАРИС. в честь Ж. Леотара, впервые осуществившего воздушный «полет».

Укротитель львов А. Бутенко принял фамилию знаменитого новгородского богатыря — БУСЛАЕВ, а Р. Левитин, прославившийся моментальным выполнением сложнейших вычислений, стал называть себя на афишах именем известного французского математика АРАГО... Такие псевдонимы, использующие имена лиц, реальных или созданных мифами, называются аллонимами.

Удачно выбранный псевдоним должен соответствовать характеру исполняемого номера. Так, участники номера «Летающие торпеды» выступали под именем АЭРОС. Экзотическое имя АЛИ-ВАД гармонировало с костюмом в восточном стиле факира-иллюзиониста (артист использовал для псевдонима свои имя и фамилию: Александр Вадимов-Маркелов).

БИМ-БОМ — далеко не единственный случай «музыкального» псевдонима: такой же характер имели названия других дуэтов и трио клоунов-эксцентриков: ДИН-ДОН, ФИС-ДИС, ЛЯ и ДО, ДО-РЕ-МИ.

Те придуманные фамилии и имена, которые намекали на отличительные особенности их носителей, называются френонимами. Так, борец А. Мазур выступал под фамилией БОГАТЫРЕВ, которая должна была напоминать зрителям о его силе. Конкретный смысл был вложен и в псевдоним ЧОКАН старейшего узбекского артиста, родоначальника цирковой династии Ходжаевых: ведь на его родном языке «чокай» означает быстрый. Не было наездника быстрее Чокана Ходжаева! А в жизни его звали Мухаммедом.

В основе геонимов лежат географические названия. По имени родного аула группа дагестанских канатоходцев называется ЦОВКРА. Наездник П. Леонов родился в Орле и стал выступать как ОРЛОВ. Деревенских парней, впервые попавших в большой город, изображала группа клоунов под именем САРАТОВСКИЕ.

Наиболее многочисленны псевдоэтнонимы — имена, с помощью которых русские цирковые артисты выдавали себя за иностранных. Ими пестрели в былые времена афиши, в особенности бродячих цирков. Как пишет в своих воспоминаниях И. Радунский (Бим), «многие замечательные русские цирковые артисты присваивали себе иностранные имена, рассчитывая, что это поможет снискать успех у буржуазной публики».

На манежах подвизались: наездница ДУНКАН, жокей БАСИЛЬЯМС, гимнаст ГРИГОРАС. велофигуристы братья МОРЕНО, акробатки сестры ЖОЗЕФФИ... Зрители не подозревали, что за кулисами Дункан была просто Дуней, а Васильямс и Григорас — Василием и Григорием. «Братья Морено» носили в жизни прозаическую фамилию Свистуновы, а «сестры Жозеффи» — Липкины (фамилия Жозеффи осталась в памяти и у любителей кино: Софья Жозеффи играла в фильме «Красные дьяволята» роль Думяши).

Эта традиция выступать не под своей, русской, фамилией, а под придуманной, иностранной, бытовала ряд лет и в советском цирке. Его историк Е. Кузнецов констатировал в 1930 году: «До сих пор советские артисты боятся своих русских фамилий и в погоне за иностранщиной прибавляют к ним иностранные окончания».

И вот Василий Иванов (учившийся цирковому искусству вместе с Виталием Лазаренко) выступал под именем ВАССО, весьма подходящим для джигита, которого он изображал. Он же был упомянутым выше Васильямсом... А другой Иванов, Федор, выступал как иллюзионист под именем ГАРДИ (по отчеству ом был Гордеевич).

Иногда псевдоним был нужен потому, что в номере участвовали артисты, носившие разные фамилии; их перечисление на афише звучало бы сухо и скучно. Разве нс эффектнее: группа ОКЕАНОС, гимнасты ДАЙМОНД, воздушный полет АЛЬБИ, икарийцы ДАЙТОН и т. д.?

Но даже если все участники номера носили одну и ту же фамилию, все-таки избирался псевдоним на иностранный лад. И МАНЖЕЛЛИ, и РОССИНИ, и КАРРО, и ЭКЛЕР, и БОРЕЛЬ, и ПОЛЬДИ, и ПАУЛИ — все это были коренные русские.

Однако и в дореволюционное время некоторые цирковые артисты — Дуровы, Лазаренко, Сосины и другие — дорожили своими русскими именами.

Порой псевдоним образовывался из настоящих имен и фамилий. Клоун С. Маслюков, взял первые буквы своих имени, отчества и фамилии, выступал как СИМ; акробаты братья Половинкины стали ВИНКИНЫМИ. а клоун А. Сергеев — СЕРГО. Это так называемые паронимы.

Зачастую настоящая фамилия изменялась на иностранный лад — ведь ГЕРЦОГ звучит красивее, чем Герцовские, а КОВРЕЛИС — чем Ковригин... Клоун Шестаков выступал под именем ШЕСТУА.

Фамилия могла приобрести иностранное звучание и в том случае, если ее читали от конца к началу (палинонимы или «перевертыши»). Таким образом семья артистов Жирновых превратилась в ВАН-РИЖ, а Трофим Мейер, прозванный «отцом латышского цирка», выступал под именем МИФОРТ РЕЙЕМ.

Иногда от фамилии или имени каждого участника номера брали по одному слогу, и получалось звучное составное имя (койноним), опять-таки на иностранный лад: ВАЛЕЗИ (Валя, Лена, Зина), КОЛЬПЕТТИ (Коля, Петя), АРКОЛЬ (Артур. Коля). Таково же происхождение псевдонима НИВА МАР группы канатоходцев Свириных (Николай, Василий, Мария).

Псевдонимы, образованные из имени отца, называются патронимами. Так, настоящая фамилия музыкальных клоунов братьев КОСТАНДИ была Толчи-оглу, а их отца звали Константином.

В честь своего деда, атлета и борца В. Авдеева, приняли его фамилию сестры АВДЕЕВЫ — воздушные эквилибристки, сменившие сестер Кох в номере «Семафор-гигант». Настоящая их фамилия — Адомсон.

Артист мог, не указывая фамилии, выступать только под одним именем (собственным или же чужим), которое в этих случаях называется пренонимом. Особенно часто это делали клоуны — таков ЖАКОмИНО, приятель Шаляпина и Куприна. Его звали Джакомо Чирени, и псевдоним был уменьшительной формой настоящего имени.

Выступая под своими именами, русские цирковые артисты старались придавать им иностранное звучание: Георгий Петровский — ЖОРЖ, Донат Старичков — ДОНАТО. И Максим Федоров, и Максимилиан Высокинский выступали под одним и тем же именем МАКС. Одно и то же имя МИШЕЛЬ было пренонимом и Михаила Пясецкого и Михаила Калядина.

Популярного клоуна А. Цхомелидзе все знали как АЛЕКСА, а Федора Конева предприимчивый директор цирка перекрестил в ДЖИОВАННИ. «С этим именем антрепренеры брали меня куда охотнее», — вспоминает Конев а своих мемуарах.

Основой для псевдонимов ряде цирковых артистов стали их собственные имена: конный жонглер Виктор Кошкин выступал как ВИКГ0Р0В; его мать, воздушная гимнастка Лидия Кошкина,— как ЛИДИНА, дрессировщица Надежда Янушевская — как НЭДИН.

Веским мотивом для принятия псевдонима бывало неблагозвучие настоящей фамилии. Разве можно ожидать успехе, если на афишах стоит Карасик, Холопский, Гнусов? Поэтому не удивительно, что иллюзионистка Клавдия Карасик выступала под именем КЛЕО ДОРОТТИ, дрессировщик медведей Яков Холопский — под фамилией КУДРЯВЦЕВ. Известного режиссера-инспектора манежа, который в молодости был берейтором, все знали не как Александра Гнусова, а как БУШЕ. Этот псевдоним артист избрал потому, что он напоминал фамилию знаменитого наездника прошлого века Боше.

Ну а откуда взялись псевдонимы КАРАНДАШ и КИО? Об этом их носители сами рассказывают в своих воспоминаниях, которые нашим читателям, наверное, известны.

На мой взгляд, взгляд не знатока, а поклонника цирка, участникам столь романтичного зрелища надо выступать под столь же романтичными именами. Право же псевдонимы ИКАР, СОКОЛ, БИМ-БОМ, КАРАНДАШ несут больший эмоциональный заряд и говорят нашим сердцам гораздо больше, чем безликие, а подчас и некрасивые фамилии.

ВАЛЕНТИН ДМИТРИЕВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100