Птичий цирк Лилии и Олега Беляевых
Уж как не обставлялись во все времена царские выезды! Вот и у куриных цариц — белоснежных, в крапинку цесарок выезд весьма торжествен и параден: под звуки марша они появляются на арене в яйце — особой карете, в которую запряжен гусь.
Важно сойдя на манеж, цесарки с достоинством занимают свое тронное место. Впрочем, на этом кончаются «царские» аналогии и начинается номер, который показывают Лилия и Олег Беляевы.
Номер Беляевых не спутаешь ни с каким другим. Все дело в том, что перед зрителями предстает целое семейство пернатых — два с половиной десятка домашних и диких птиц: уже названные цесарки, петушки-бентамки, мускусные утки, индюки, серебристые фазаны, соколы, филины, орел. Рядом с птицами мирно соседствуют собаки. И это но просто многоликое поголовье, одно присутствие которого само по себе может вызвать интерес, а настоящий «птичий цирк», где каждый исполнитель имеет свой мини-номер и заслуженно вызывает аплодисменты зрителей.
Вот цесарки, беспрекословно повинуясь своим дрессировщикам, забираются на турник и, как заправские гимнастки, перелетают с перекладины на перекладину; демонстрируя врожденное умение держать равновесие на жердочке, они балансируют на шесте. Способность к акробатике проявили мускусные утки, которые вместе с серебряным фазаном и двумя индюками застывают в живой пирамиде. Петухи оказались отличными прыгунами. С подкидной доски, отбиваемой индюками, они заправски взлетают вверх, и, придя на спину собаке, победно кукарекуют.
И, уж конечно, особое удовольствие зрителям доставляет петушиный бой, а точнее — бокс индюков и петухов. Ибо от известных петушиных боев его отличает непременное условие — клеваться здесь запрещено!
В течение двух лет готовился мот необычный номер. Дрессировке птицы поддаются медленно, у каждого «исполнителя»— свой норов, свои повадки, и очень важно было использовать природные склонности птиц, поставить их на службу делу. Приходилось вырабатывать у птиц новые привычки, в том числе — приучить их вечером не спать, а работать. А как не просто было добиться мирного сосуществования всего пернатого и четвероногого племени!
Первоначально задумывая номер, артисты предполагали положить в основу его спортивные игры. Но в процессе работы все четче и определеннее стал вырисовываться новый замысел: создать птичий цирк. Именно так сегодня и выглядит то, что показывают на арене пернатые и четвероногие питомцы Беляевых.
Свой путь в цирке Олег Беляев начинал в Ленинградском акробатическом ансамбле трудовых резервов. Получив звание кандидата в мастера спорта по акробатике, он становится жокеем-наездником в группе под руководством Василия Трофимовича Соболевского. Через год Олег переходит в номер «Батуд», которым руководит И. Чижевский.
Лилия Беляева вышла на манеж в раннем возрасте. Ее отец — Иван Иванович Чижевский был создателем «Полета с батудом», а мать, Людмила Ивановна Сербина-Чижевская, участвовала в том же номере. Родители обучили дочь своему искусству, и дочь стала их равноправным партнером. Позже Лилия вместе с Олегом Беляевым и своей младшей сестрой Ниной подготовили интересное
акробатическое трио. А когда родители в 1964 году ушли на пенсию. Лилия и Олег Беляевы приняли у них номер, который затем усовершенствовали.
Это были первые подступы к «Ромашке» — воздушно-акробатической сюите, в которой сложнейшие трюки гимнастики и акробатики органически вытекали из комедийного сюжета, определялись логикой поведения персонажей — четырех юношей, влюбленных в одну девушку. Они наперебой, с чисто русской удалью и задором, пытались добиться ее благосклонности.
За этот номер Олег Беляев, в котором он был сценаристом, режиссером и исполнителем, удостоен звания дипломанта Всесоюзного конкурса новых цирковых произведений.
В «Ромашке» рядом с Лилией и Олегом Беляевыми уверенно дебютировал их сын Игорь.
А совсем недавно и они сами дебютировали в новом для них жанре — жанре дрессировки. И теперь зрители познакомятся не только с акробатами Беляевыми, но и Беляевыми-дрессировщиками...
Л. ГОЛЬДШТЕЙН
оставить комментарий