В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 11:26 | 7.07.2018

Раиса Немчинская

Раиса НемчинскаяТалантливая гимнастка Раиса Немчинская умерла на манеже — внезапно остановилось ее сердце... Немчинская была действительно талантливая гимнастка, может быть единственная такая за всю мировую цирковую историю. Теперь, когда пришла смерть, можно открыть некоторую тайну.

Немчинская родилась восьмого марта 1912 года, то есть ей было ко дню смерти 63 года. И в этом возрасте она ежедневно демонстрировала сложнейшие, требующие огромных физических усилий трюки. Не преувеличивая скажем, что и среди молодых гимнасток но многие сумеют повторить ее репертуар. Мало того, артистка старой школы, она обязательно сама вешала и регулировала свой аппарат. И перед каждым представлением проверяла его. Нельзя при этом не учесть, что в субботу в цирке бывает два представления, а в воскресенье — три. Что же касается школьных каникул, то в это время по три представления дается ежедневно. Значит, бывало, что на трапецию, находящуюся под куполом, необходимо было взбираться трижды, чтобы ее проверить, и трижды для выступлений. Какая для этого нужна была сила и какая техника, какая ответственность и любовь к цирку!

Конечно, цирк — это искусство молодых, и ужасно, когда акробатический или гимнастический номер исполняет артист, потерявший спортивную форму, вынужденный отказываться от демонстрации наиболее эффектных трюков из-за их сложности. Все это вызывает не восхищение, а жалость.

К Немчинской это «и в малейшей степени не относилось. Гибкая, затянутая в трико, имеющая в облике что-то змеиное, она до последних дней жизни сохраняла поразительную, совершенно девичью фигуру. Что же касается трюков, то она не выбрасывала ни одного, даже самого ответственного, ни на вечернем, ни на дневном представлениях. Хотя, что греха таить, иные артисты, даже знаменитые, так поступают.

Конечно, с годами выступать становилось труднее, каждый выход требовал полной отдачи, репетировать приходилось по многу часов а сутки, режим надо было соблюдать железный. Но артистка шла на все, все преодолевала, чтобы сохранить форму, не снизить качества своего номера.

Ома только просила осветителей давать во время ее выступления соответствующую световую гамму, чтобы никто не мог понять и даже представить, что артистка постарела. В глазах зрителей она должна была оставаться молодой и прекрасной, да так оно и было.

Года два назад я как-то бестактно спросил у Раисы Максимилиановны: «Не надоел ли Вам цирк? Не пора ли уходить, окончательно обосноваться в Москве, где у нее была квартира и жил сын?»

Она, улыбнувшись, ответила: «Почему же надо бросать любимое дело? И, кроме того, посмотрев меня на манеже, молодые люди до сих пор присылают мне записки, приглашают на свидания». Понимаю, на свидания она не ходила, но записки действительно получала.

Даже в цирке немного можно назвать артистов, в чьих выступлениях была бы заключена такая романтическая струя. От первого момента, когда Немчинская, держась зубами за специальное приспособление и трепеща крыльями, расположенными за спиной, поднималась, как большая бабочка, под купол, и до финала номера цирк находился в ее власти.

Вспомним ее трюки: обрывы, при которых артистка, лежа на спине, как бы теряла равновесие, соскальзывала с перекладины и, казалось, через секунду должна была полететь головой вниз, но удерживалась в последний момент, зацепившись носками йог за углы трапеции, или то, как ома висела на трапеции, удерживаясь только шеей, как ома висела на трапеции на одной руке, а лотом закидывала на эту руку тело, и ее «выкруты» в петлях и, наконец, ее вращения под куполом на лопинге; все это поражало и восхищало. Особенно если учесть, что артистка работала без лонжи. Ей, среди немногих в нашем цирке это разрешали.

Приведу одно из высказываний A. В. Луначарского: «Но не значило бы лишить цирк части его мужественного сердца, если бы отнять у него его превосходных представителей — специалистов отваги...» Немчинская и была таким превосходным специалистом отваги. Она понимала, что зрители вправе требовать от цирковых артистов необыкновенного, и что во всех случаях главный предохранитель от несчастных случаев — высокое мастерство артиста. Если его нет, от травм не спасет ни сетка, ни лонжа... Это совсем не значит, что они в цирке не нужны. Но артисты могут достигнуть такого мастерства, когда им можно, при определенных условиях, разрешить выступать без поясной веревки, которая, как бы там не говорили, все-таки мешает исполнителю, да и снижает впечатление от показываемого.

Но у Немчинской, как и у всякой выдающейся артистки, дело заключалось ни в одних трюках. В ее всегда несколько угловатых позах и движениях, во всей ее слегка рафинированной наружности, в гладкой прическе с челкой ощущалась современная женщина. Конечно, она была спортсменкой и прекрасной гимнасткой, но избалованная вниманием, она позволяла себе не добиваться сухой строгости движений. Конечно это был образ. Но подобная изломанность линий придавала особую прелесть ее выступлениям.

В воздухе Немчинская мало чего боялась. Готовясь выступить на стадионе, прикрепила к вортолету свой аппарат и, когда вертолет поднялся в воздух, исполнила перед десятками тысяч зрителей весь свой репертуар. И, наверно, видевшие это навсегда запомнили такое выступление.

Хотя Немчинская проработала в цирке более четырех десятилетий, она не была потомственной цирковой артисткой. Уроженка Тамбова, она в детстве вместе с семьей переехала в Воронеж. В этом городе жило немало молодых людей, горячо интересующихся цирком. Напомним, что воронежцами были B. Дуров, Н. Хибин, братья А. и В. Макеевы, Ю. Толкачев, ставшие позже премьерами арены.

В 20-е годы не было ни цирковых кружков, ни народных цирков, но молодые люди, занимаясь спортом, делали это с прицелом на будущую цирковую карьеру, на то, что рано или поздно перешагнут барьер арены и предстанут перед зрителями. Касалось это и Немчинской.

В 1929 году в Воронеж приехал артист А. Пешков, по афише — Корелли. К тому времени он сам уже не работал на арене, но был создателем и руководителем эффектного номера «Летающие бабочки», в котором участвовали четыре девушки.

В Воронеже одна из исполнительниц решила покинуть цирк, поэтому «Летающие бабочки» выступать не смогли. И тогда кто-то посоветовал Корелли обратить внимание на красивую физкультурницу, к тому же влюбленную в цирк. Переговоры с Р. Немчинской длились недолго — начались репетиции, а затем и выступления.

Впрочем, выступления в номере Корелли были не продолжительными. В 1934 году Раиса Максимилиановна вышла замуж за одного из самых замечательных цирковых артистов, известного в конце 20-х и начале 30-х годов под псевдонимом Немар. Выходец из весьма состоятельной семьи, получивший отличное воспитание и образование, он пришел в цирк действительно по влечению сердца, понимая, какие перед ним могут возникнуть трудности. Начинал он как борец-профессионал, потом выступал в различных номерах воздушной гимнастики, имея большой и заслуженный успех. Был он замечательным артистом, талантливым режиссером, неутомимым изобретателем и хорошим, добрым человеком.

Гимнастический номер, который муж и жена Немчинские стали исполнять вместе, шел под большим абажуром, придающим всему выступлению какую-то лиричность и теплоту. Потом снаряд был декорирован под луну и артистка прямо из-за занавеса взлетала к этой луне, а за ней летел длиннейший развевающийся плащ. Кажется, это был первый такой выход. Позже в гимнастических номерах он сделался почти стандартным.

Немчинские соединили гимнастику с жонглированием, с демонстрацией гибкости тела или, как говорят профессионалы,— каучуком. И во всех слегка угловатых движениях, особенно у артистки, было что-то от марсиан, какими их видели зрители в популярном тогда фильме по роману А. Толстого «Аэлита». Тогда об освоении космоса только задумывались, и в номере Немчинских до какой-то степени присутствовала эта мечта. А луна, пока артисты выступали, улыбалась, иронически подмигивала и им и зрителям. Это был первоклассный номер, в котором блестящее мастерство, юмор и выдумка соединились воедино.

В числе лучших воздушных гимнастов, которых мне посчастливилось видеть в довоенном цирке значатся: Эдер-Берето, Ширай, Песчанскис, Платоновы, Волгины, Мироновы, и я без сомнений вношу в этот список и Немчинских.

Во время Отечественной войны И. Немчинский добровольно пошел в армию, стал разведчиком. А после войны, демобилизовавшись, работал цирковым режиссером. Вот с военных лет, вынужденно расставшись с партнером, Раиса Немчинская выступала одна. В 1954 году она вступила в Коммунистическую партию, в 1971 году ей было присвоено звание народной артистки РСФСР. Ей довелось показывать свое искусство в Австрии, Венгрии, Великобритании, Китае, Польше, ФРГ, Чехословакии, Японии. О ней сняли телевизионный фильм, который так и называется: «Раиса Немчинская — артисту цирка». И всего несколько лет назад она с успехом гастролировала в Москве.

И вот еще о чем хочется рассказать: у Немчинских рос сын, как и все цирковые дети он играл в конюшне, ухаживал за животными, помогал униформистам, кувыркался на манеже. Но цирковым артистом стать не захотел. И родители на этом не настаивали. Они видели, что он книголюб и больше склонен к теоретическим занятиям.

М. Немчинский кончил режиссерский факультет театрального института, работал как режиссер в драматических театрах, поставил ряд спектаклей, стал кандидатом искусствоведения, написал книгу. Но диссертацию защищал на цирковую тему и в результате вернулся в цирк на режиссерскую работу. Он опасался, что мать будет сердиться, зачем, мол, покинул театр? А она, узнав, обрадовалась и сказала: «Я всегда мечтала, чтобы ты был в цирке».

Мы вспомнили артистку, прошедшую славный и трудный цирковой путь, ни разу не позволившую себе хоть как-то облегчить свою работу ни в молодости, ни в старости. Впрочем так же поступают все подлинные мастера арены, уважающие свое искусство.

Ю. ДМИТРИЕВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100