Растить молодые таланты
Юноши и девушки нашей страны знают, что партия рассматривает советскую молодежь, как созидательную творческую силу в построении коммунизма.
Им памятны слова Никиты Сергеевича Хрущева, произнесенные на XIV съезде комсомола, о том, что нынешнее поколение будет жить при коммунизме и что это в первую очередь относится к тем, чей жизненный путь только начинается.

На фото. «В ритмах танца». Вечер хореографических новелл. Алла Ким
«В ритмах танца». Балетный ансамбль
Фото Е. Савалова
Творческая молодежь эстрады и цирка вместе со всем народом, вместе со старшим поколением работников искусства шагает в рядах борцов за коммунизм. Июньский Пленум наметил ясный путь, по которому должно развиваться советское искусство, и молодые работники эстрады и цирка прямо идут по этому пути, чутко прислушиваются к современному пульсу времени. Они неустанно трудятся над созданием образа своего современника — строителя коммунизма, потому что этот образ близок им по возрасту, стремлениям, биографии. Молодые актеры все силы прикладывают к тому, чтобы их творчество было близко народу, чтобы оно доставляло людям радость, помогало хорошо жить. Именно такую цель поставил перед собой молодежный коллектив Ростовской группы «Цирк на сцене», выехав по своей инициативе на гастроли на Дальний Восток. В течение семи месяцев шли представления в промышленных центрах, отдаленных районах и колхозах. Труженики городов и деревень с радостью встречали молодых артистов цирка.
Наша творческая молодежь повседневно ощущает на себе заботу и любовь народа, Советского государства. И одной из примечательных особенностей последних лет, в отличие от времени культа личности, является то, что впервые за многие годы в полный голос зазвучало слово «талант». Мы являемся свидетелями возрождения ленинского отношения к талантам. «Талант — редкость, — говорил В.И.Ленин. — Надо его систематически и осторожно поддерживать». Поддержка молодых талантов, всемерное содействие их раскрытию, бережное отношение к ним, воспитание в духе коммунистической идейности — таковы ленинские традиции. Многие молодые артисты эстрады и цирка благодаря такой поддержке завоевали признание не только в нашей стране, но и за ее пределами. Недавно вокалистка Тамара Миансарова получила первую премию на коннурсе «За лучшее исполнение советской песни», проводимом в Польше. Скрипач Семен Снитковский поразил своей игрой любителей музыки Брюсселя. На конкурсе скрипачей он завоевал золотую медаль.
Неустанный творческий поиск сопутствует работе акробатов Галины, Бориса и Валентины Исаевых. Они создали оригинальный сложный номер на брусьях. Показали себя как вдумчивые растущие артисты акробаты В. Столяров, А. Костелян, А. Тепкина, молодой конферансье И. Кирийчук. Успешно пропагандирует среди народа лучшие образцы русской и зарубежной музыки певица Роза Гордеева. Сам факт бурного роста молодых сил в искусстве еще и еще раз свидетельствует о мудрости нашей партии, которая создала все условия для развития талантов. Но вместе с тем партийная забота о талантах не имеет ничего общего с безудержными похвалами и восторгами в их адрес. Недопустим тот факт, когда на страницах нашей печати раздается буквально славословие в адрес того или иного способного молодого актера. Не мудрено, что в результате такой безудержной похвалы, неумелых поощрений у отдельных юных талантов начинает кружиться голова. Следует сказать, что в творческом росте молодежи большую роль играет поколение старших актеров. Партия сурово осудила беспомощные, аполитичные споры вокруг надуманной проблемы «отцов и детей». В этих спорах искусственно проводился водораздел между писателями, художниками, деятелями кино, театра, цирка старшего поколения и младшего. Утверждалось, что только последнему присущи широта взглядов, лаконичность, объемность выражения, что только молодым дано сказать слово в литературе и искусстве.
Можно привести многие примеры из жизни эстрады и цирка, когда мастера старшего поколения вопреки этим абсурдным утверждениям передавали и передают профессиональное мастерство молодым и воспитывают настоящих, полноценных артистов. Так, много и успешно занимаются с молодежью известный в прошлом артист советского цирка А. Ширай и народный артист РСФСР Б. Эдер. А. Ширай помог создать новые номера гимнастке Г. Петринской, воздушным эквилибристам В. Хромову и Э. Левкопуло, эквилибристу Г. Петрову. Много отдает сил молодежи и артист В. Волжанский. Творческое содружество опытных и начинающих актеров принесло и приносит хорошие плоды. Но, к сожалению, мы знаем факты, когда опытные мастера старшего поколения лишают молодых права на самостоятельное мышление, на свою выдумку, навязывая им собственный вкус, собственное представление о решении того или иного вопроса. Это недопустимо, ибо в таких случаях куются не творческие кадры, а ремесленники.
Молодым необходимо предоставлять творческую свободу, но вместе с тем надо помочь отдельным молодым товарищам разобраться в понимании подлинной свободы и той «свободы», которую проповедуют буржуазные идеологи. Их «свобода» индивидуалистического своеволия освобождает от необходимости овладеваиия профессиональной грамотностью, от внимания к ясной форме, глубокому содержанию. Она освобождает от чувства ответственности за свое творчество, от понимания общественного долга. Надо внушать нашей молодежи, что истинное творчество должно приносить духовную пользу, эстетическое благо. Надо разъяснять, что артист свободен согласно особенностям своего таланта, вкусам и наклонностям. Но критерием подлинной свободы, мерилом ценности творчества является идейно-эстетическая глубина его содержания, художественно-эмоциональная сила формы, утверждение передового нравственного идеала. Призыв партии «Все силы творческой молодежи — на службу коммунизму» должен быть в центре внимания творческих комсомольских организаций. Комсомольские работники обязаны помнить, что идейная закалка является основой, которая определяет правильное понимание сложных жизненных явлений и обеспечивает партийную направленность творчества молодых. Нужно уделять постоянное внимание политическому воспитанию молодых актеров,
К сожалению, имеются у нас еще молодые люди с неправильным отношением к жизни, с обывательскими вкусами и нравами, лежебоки, тунеядцы, нытики, играющие в аполитичность и безыдейность. Июньский Пленум потребовал коренным образом улучшить идейно-воспитательную работу среди молодежи, повысить роль комсомола в решении этой важнейшей задачи. Однако следует прямо сказать, что комитет комсомола Союзгосцирка забыл о том, что главное в его работе было и остается воспитание нового человека, У комсомольских руководителей не хватает боевитости, идейной устремленности, наступательности. Они порой проходят мимо нарушений трудовой дисциплины, аморальных антиобщественных поступков, держат слабую связь с низовыми организациями цирков, национальных коллективов и аттракционов. А между тем там не все благополучно. Так, например, уволен за пьянство молодой артист В. Зозуля. Нельзя обойти молчанием и аморальное поведение инспектора манежа Н. Волжанского. Этот человек, работая в Хабаровском цирке, вместо того, чтобы служить положительным примером для молодежи, сам систематически пьянствовал, развратничал, совершал антиобщественные и даже преступные действия. Артисты В. Терехова, Б. Газарян, Н. Чихринова, Л. Кобзарь, М. Лубенец, Д. Гнилов, Ю. Бакуновсний пьянствовали вместе с ним.
Своим поведением эта группа людей позорит высокое звание работника цирка, чернит и пачкает коллектив честных добросовестных тружеников и то большое искусство, которое они создают. Комсомольцы — носители нового, передового — не могут мириться с такими позорными явлениями, Высокое призвание комсомола — вести беспощадную борьбу со всем, что отравляет жизнь людям, мешает строить коммунизм. Июньский Пленум указал на методы и формы идейно-воспитательной работы. Надо сказать, что комитеты комсомола Союзгосцирка и Госэстрады не взяли еще на свое вооружение многие из них: не проводятся ленинские чтения, теоретические семинары и беседы, не практикуются активные формы политической пропаганды — диспуты, лектории, конференции, еще мало молодежи учится в семинаре «Моральный кодекс строителей коммунизма». Не поднята роль и комсомольских собраний. Часто собрания проводятся формально, не вскрывают недостатки производства, быта. Комитеты комсомола не воспитывают ответственности каждого перед коллективом и ответственности коллектива за каждого. Плохо и то, что они слабо интересуются общеобразовательной учебой молодых актеров. Так, например, комсомольских руководителей Союзгосцирка не волнует тот прискорбный факт, что 112 артистов имеют образование в объеме только 4—6 классов. Особенно неблагополучно обстоит дело с обучением в Узбекском, Латвийском и Цыганском коллективах.
Задача комсомольцев, верных помощников партии — вдумчиво изучать решения июньского Пленума ЦК КПСС и неустанно претворять их в жизнь. Буржуазные идеологи предпринимают все попытки, чтобы хоть в малейшей мере ослабить боевой дух нашего подрастающего поколения, парализовать его волю к борьбе за коммунизм. Но эти попытки тщетны; Наша молодежь знает, что служить Родине, делу коммунизма — это значит быть передовым бойцом повсюду и везде. Надо быть передовым бойцом и в искусстве и в культуре.

Обложки Журнал Советский цирк. Октябрь 1963 г.
оставить комментарий