В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Размноженный репертуар

В публикуемых статьях, по­священных эстрадному ис­кусству, значительное ме­сто занимает репертуарная проблема артистов разговорного жан­ра.

Такие вопросы, как злободнев­ность репертуара, его литературные качества, сатирическая направленность, были темами многих статей и рецензий, совещаний. Мы же хотим коснуться вопроса, который еще не был предметом серьезного обсужде­ния. Речь пойдет о том, что в различных эстрадных группах артисты-разговор­ники выступают с одинаковым тек­стовым материалом, гастролируя в одних и тех же городах. Естественно, что по своим профес­сиональным качествам эти артисты совершенно разные, но если даже но­мер исполняется наилучшим образом, его успех снижается, ибо внимание зрителя, слушающего знакомый текст, заметно ослабевает.

Нам могут возразить, сославшись на то, что постановку одной пьесы осуществляет одновременно несколь­ко театров, и зрители нередко прояв­ляют интерес к различным ее трак­товкам. Но в этом случае зритель знает, что будет смотреть спектакль второй раз, делая выбор самостоя­тельно. На эстрадном же концерте он обнаруживает знакомую программу, находясь уже в зрительном зале, так как афиша драматического или музы­кального театра точно информирует о репертуаре, а афиша эстрадного коллектива почти всегда сообщает только фамилии артистов, их жанры и город, который они представляют. Нет ничего удивительного в том, что претензии зрителей по поводу по­вторяющегося репертуара стали по­вседневными. Одной из причин этих неприятных фактов является нарушение профессиональной этики некото­рыми  артистами и  их  ремесленнический подход к исполняемом програм­ме, которая состоит из номеров, взя­тых у артистов, затративших немало творческого труда для создания свое­го   репертуара.

Пусть простят нам вынужденную откровенность, но мы назовем имена некоторых исполнителей, от которых пострадала свежесть нашего репер­туара. Это — артист Майский из Ташкента (поет наши куплеты), ве­дущие рижского эстрадного орке­стра Л. Лебединский и Ю. Грин (ис­полняют нашу интермедию). Гастролируя в этом году с группой Укрконцерта в Сибири, мы вынужде­ны были отказаться от исполнения своих интермедий, крайне необходи­мых для нашей новой программы, только из-за того, что перед нами успели (!) выступить Л. Лебединский и Ю. Грин.

Работая над программой, автор и эстрадный артист, хорошо понимаю­щие свои задачи, прежде всего стре­мятся к тому, чтобы тема и форма каждого номера вполне соответство­вали индивидуальности исполнителя и его возможностям. В процессе ре­петиций режиссер и актер находят необходимые выразительные сред­ства, ведущие к некоторым измене­ниям текста. Исполнение номера в концерте и реакция зрителей еще бо­лее его совершенствуют, определяя правильный темп, паузы, остроту реприз и т. п. И вот номер, создан­ный усилиями автора, режиссера и актера, вдруг копируется другим ак­тером, часто без учета творческой ин­дивидуальности. Таким образом, ис­полнитель, позаимствовавший номер (как правило, без разрешения), пользуется плодами чужого труда, и его выступление является не результатом серьезной работы, а обыкновенным подражательством, которое никак нельзя назвать творчеством. Вдоба­вок в гастрольных поездках копировщик часто выступает с чужой про­граммой раньше, чем артист, которо­му по праву принадлежит исполняе­мый репертуар.

Нам довелось побывать на концер­те, который вел конферансье А. Лонгин. Он выступал с репертуаром П. Л. Муравского и, делая неправиль­ные смысловые акценты, искажал остроумный, интересный текст. В его исполнении отсутствовали те качест­ва — тонкая ирония и мягкая нюан­сировка, подчеркивающие основные места в содержании фельетона или интермедии, — которые наиболее ха­рактерны для творческой манеры П. Л. Муравского. Программы-близнецы появляются еще и в результате того, что некото­рые авторы рассылают свои произве­дения сразу нескольким исполните­лям. Конечно, авторы вправе по ис­течении определенного срока распо­ряжаться своим материалом. Однако в этом случае и автор и актер, полу­чивший такой материал, не должны допускать исполнение одних и тех же номеров в одном городе. Литературным отделам концертных организаций следует тщательно кон­тролировать материалы артистов раз­говорного жанра и совместно с гастрольно-оперативными    отделами стремиться не пропускать повторений в программах эстрадных групп, гастролирующих по одинаковым марш­рутам.

Мы думаем, что пора создать пра­вила, строго устанавливающие поря­док пользования репертуаром, напи­санным для отдельных исполнителей. Это устранило бы один из существен­ных недостатков в работе нашей эстрады и принесло бы несомненную пользу и зрителям и актерам.
 

П. ЗАХАРОВ, Б. ПЕТРОВ,  лауреаты украинского конкурса артистов эстрады

Журнал Советский цирк. Октябрь 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100