Размышления о волшебниках - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Размышления о волшебниках

Насколько мне помнится, в нашей печати не раз высказывалось недоумение по поводу того, что некоторые эстрадные профессии, притом разные, нисколько не похожие одна на другую, отнесены к так называемым оригинальным жанрам. Для такого недоумения, право же, есть основания.

Трудно в самом деле понять, с какой стати велофигуристы и акробаты оказались с жанровом родство с иллюзионистами и мнемотехниками. И почему выступление даже посредственного жонглера относится к оригинальным жанрам, а, скажем, популярный «дуэт старушек» Б. Владимирова и В. Тонкова не относится, хотя подлинной оригинальности, своеобразия непохожести но других во втором случае куда больше, чем в первом. Да и правомерно ли вообще называть оригинальными лишь некоторые эстрадные жанры, о то время как оригинальной должна быть, в конечном итоге, вся эстрада, все ее профессии и жанры.

Но сомнения остаются сомнениями, а странная классификация продолжает существовать. И волей-неволей приходится считаться с ней, говоря об отчетном концерте «Волшебников добрых семья» мастерской оригинальных жанров Москонцерта (художественный руководитель мастерской Е. Воронцов). Трижды с успехом прошедший на сцене столичного Театра эстрады, концерт этот заслуживает того, чтобы о нем поговорить подробнее.

Есть, правда, одно существенное обстоятельство. Подавляющее большинство номеров, показанных на этих вечерах, хорошо знакомо по прежним концертам, о них, к слову сказать, не раз писал наш журнал. Говорю это не в порядке упрека: отчетный характер программы, очевидно, оправдывает именно такой подбор выступлений. Но поскольку речь, в основном, идет о номерах виденных-перевиденных, я позволю себе не столько рецензировать программу, сколько высказать некоторые соображения, возникшие по ходу концерта.

Начну с критических замечаний...

От артистов, выступающих на эстраде, всегда прежде всего ждешь высокого профессионального мастерства, артистичности — без этих качеств исполнителю попросту нечего делать на концертных подмостках. Но вот какой возникает вопрос: всегда ли мастерства и артистичности достаточно, чтобы номер зазвучал, как говорится, в полную силу, оставил у нас, зрителей, яркое, незабываемое впечатление?

Я подумал об этом, когда на сцену вышли акробаты М. Захаров н В. Зайцев. Выступали они хорошо, трюки были в достаточной мере сложны и интересны, артисты нашли, казалось бы, вполне убедительную и естественную форму общения друг с другом.

Но странное дело: я нс мог отделаться от ощущения, что нечто очень похожее по характеру подачи номера, по его, так сказать, стилистике не раз приходилось видеть у других исполнителей этого жанра. Возможно, там были другие трюки, по-другому чередовались трюковые комбинации, но стиль номера, его тональность были точно такими же.

Мне вспомнились, в частности, цирковые партерные акробаты Р. Касеев и Р. Манасаряи. Их дуэт уже давно не существует (Касеев, как известно, стал дрессировщиком), но найденный ими в свое время характер взаимоотношений партнеров стал с некоторых пор своеобразным стереотипом, которому вольно или невольно следуют многие акробатические пары. И не только в цирке, но и на эстраде. Раздумчивая медлительность движений, словно бы небрежная расслабленность поз, предшествующая трюку или завершающая его. подчеркнуто непринужденные жесты и взаимно приглашающие улыбки — все это стало чуть ли ни единственной стилистической формой выступления силовых акробатов. И следует пожалеть, что за рамки этой формы не смогли выйти способные артисты Захаров и Зайцев — их номеру при всех достоинствах недостает оригинальности, он похож на десятки подобных номеров.

Не слишком оригинальным показалось и выступление мима А. Елизарова. Скорее, даже не само выступление, а то как оно преподносится зрителям. Все мы помним с успехом гастролировавшего у нас Марселя Марсо, помним его молчащего и, вместе с тем, такого красноречивого «конферансье». Выходя перед очередным номером с табличкой-вывеской в руках, этот «конферансье» играл своеобразную мимическую сценку, его кратковременное появление как бы предваряло характер последующего выступления артиста.

Хорошая неходка? Безусловно. Она тем более хороша, что позволяет Марселю Марсо, будучи в зарубежных гастролях, не прибегать к помощи конферансье-переводчиков, не нарушать — ритмически и стилево — свою тщательно построенную и выверенную программу.

Но то, что хорошо в одном случае, вызывает ироническую ульГбку в другом. У Елизарова тоже объявился вдруг молчащий «конферансье» (правда, не мужчина, а женщина), который так же выносит таблички и пытается что-то изображать в духе и стиле помощника Марселя Марсо. Напрасно искать хоть какое-то оправдание столь откровенному и прямому заимствованию—его, думается, попросту нет.

Если жо говорить о самих миниатюрах Елизарова — «Художник» и «Концерт», — то им, на мой взгляд, не хватает лаконизма, четкого выявления той главной мысли, ради которой они задуманы и сыграны. Мимические сценки тоже, оказывается, могут быть «многословными», и это «многословие» никак не украшает их.

До сих пор я говорил о мере и степени своеобразия отдельных номеров программы. На иные размышления наводит выступление А. Горяченкова.

В свое время, лет примерно десять назад, тогда еще совсем молодой и неизвестный Горяченков подготовил оригинальный номер — «Живые силуэты». Именно оригинальный — ничего похожего, насколько мне известно, не было и нет на эстрадном «конвейере». Проецируя на ярко освещенный экран тени рук, замысловатые переплетения пальцев, артист рисует силуэтные портреты популярных исполнителей эстрады. Подключенная к зрительному изображению фонограмма делает эти портреты «узнаваемыми», помогает нам сразу же угадать, чей профиль изображен на светлом диске экрана.

И вот прошло, повторяю, десять, а может быть, и больше лет. У исполнителя было достаточно времени, чтобы самокритично оценить сделанную работу, а чем-то, возможно, улучшить ее, привнести нечто новое. Ничего подобного, однако, не случилось. Номер как бы законсервировался, окостенел артист из года в год, из вечера в вечер показывает одно и то же.

И произошла любопытная и, думается, вполне закономерная вещь. Если раньше обрадованные оригинальностью номера мы как-то не замечали очевидной «непохожести» большинства силуэтов или, может быть, даже прощали ее, то теперь, когда номер а значительной мере потерял новизну, утратил способность удивлять, он уже не кажется таким интересным, каким казался прежде. На фонограмме, к примеру, звучит голос Леонида Утесова, легко узнаваемый среди тысячи других голосов, мило торопится и по-детски проглатывает слова Рина Зеленая, но ничего «утесовского», ничего «рино-зеленовского» в общем-то нет в силуэтных портретах, которые показывает Горяченков. Под эти безликие теневые очертания можно, вероятно, подложить другую фонограмму — результат будет тот же.

Годами не работать над номером, не подвергать его постоянному критическому анализу — значит заведомо снизить свой исполнительский успех. И лишний раз это подтверждает Горяченков. В свое время его выступление имело великолепную концовку: на экране появлялись вдруг лицо и руки пианиста, и зрительный зал встречал это взрывом аплодисментов. Но когда то же самое артист показывает теперь — в зале ни единого хлопка.

Казалось бы, непонятная метаморфоза. А ведь объяснение этому предельно простое! Десять лет назад в памяти людей, пришедших на концерт, были свежи зрительные впечатления, связанные с обликом известного американского пианиста Вана Клиберна. В профиле, который возникал на экране, угадывался Клиберн, и зал аплодировал. Сегодня об американском пианисте изрядно подзабыли, и выигрышная некогда концовка номера, что называется, не звучит — она полностью утратила свое «узнаваемое» очарование. Так само время вносит коррективы в выступление Горяченкова, и очень жаль, что артист, судя по всему, не прислушивается к этим коррективам, не делает для себя нужных выводов.

Значит ли это, что интересный в своей основе номер не имеет права на долгое существование? Нет, не значит. Речь о другом — о том, что даже оригинально задуманный и, как говорится, получившийся номер не избавляет артиста от насущной необходимости продолжать работу над ним. Интересный номер может и должен жить долго, но только при том условии, если исполнитель не прекращает творчески обогащать и совершенствовать свое произведение, если он не забывает, что хорошо сделанное вчера можно еще лучше сделать сегодня. В противном случае номер ветшает, заштамповывается, из него уходит живая душа.

Напрашивается в связи с этим и другое соображение. Служение эстрадному искусству, как, впрочем, и любому другому искусству, — это прежде всего творчество, непрекращающийся поиск, вечное стремление что-то создавать, пробовать, ставить перед собой все новые и новые задачи. О каком творчестве может идти речь, если исполнитель только тем и занят, что годами «прокатывает» готовое произведение! Мне могут возразить и сказать, что меняются зрители, и выступление, следовательно, не утрачивает интереса. Допустим, что в какой-то мере это так... Но сам-то исполнитель — неужели ему не надоедает на протяжении десяти лет, из концерта в концерт показывать одни и те же силуэты? Ведь так можно убить в себе артиста, низвести даже интересное выступление до уровня ремесленной поделки.

Я потому так подробно остановился на номере Горяченкова, что подобное пренебрежение творчеством, нежелание расти, совершенствоваться в избранном жанре все еще бытует, к сожалению, на нашей эстраде. И как бывает радостно, когда встречаешься с явлением прямо противоположным — с неуемной жаждой творчества, с неудовлетворенностью тем, что сделано вчера, с нежеланием превращать свое искусство в тарифицированную «единицу проката»...

И вот тут, очевидно, приспело время сказать о том, что понравилось в программе «Волшебников добрых семья», о тех исполнителях, которые наиболее порадовали своим искусством.

Прежде всего — о Наталии и Олеге Кирюшкиных, танцующих мимах или мимических танцорах, уж не знаю, как их правильнее назвать. Фамилия «Кирюшкины» пока еще не очень громкая на эстраде. Но убежден, что вес, кто сколько-нибудь внимательно следит за успехами нашего концертного искусства, надолго запомнили их номер, построенный вокруг обыкновенного воздушного шарика. Номер, в котором, по словам одного из рецензентов, «артисты живут в особом пластическом мире, в особой, ими сочиненной стране детства».

Номер с шариком (назовем его так) был сразу и безоговорочно признан: Кирюшкины стали лауреатами X Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине и V Всероссийского конкурса артистов эстрады. Казалось, можно было на какое-то время успокоиться и «катать» свой шарик из одного концерта в другой. Но артисты нс захотели долго быть исполнителями одного, пусть даже удачного номера. В отчетной программе, о которой идет речь, они показали новую пантомиму. Другие костюмы, другие образы, другая стихия танцовально-пантомимического действия... И главное — обозначились новые грани дарования молодых артистов, в новом качестве раскрылся присущий их искусству тончайший и светлый лиризм. Наверное, не случайно выступление Кирюшкиных зал наградил долгими и дружными аплодисментами.

К слову сказать, темперамент зрительских аплодисментов — хороший показатель качества эстрадного номера. Мне вспоминается, например, что аплодисменты дважды или трижды звучали во время выступления Галины и Юрия Даниловых. И вполне заслуженно: артисты изобретательно, с хорошей выдумкой и вкусом построили свой номер с дрессированными голубями. Теннисные ракетки, мячи, голуби — все это удивительно хорошо переплелось в причудливые, зрелищно очень эффектные комбинации.

Отлично выступили велофигуристы Лидия, Мария и Владимир Васильевы. И вот что опять-таки характерно: те, кто какое-то время не встречались с Васильевыми в концертах, увидели на сей раз пo-существу новый номер. Новый не только потому, что раньше их было двое, а теперь трое (в номер введена дочь). Выступление перестроено композиционно, появились не исполнявшиеся ранее трюки, которые снова подтвердили высокое профессиональное умение этих замечательных велофигуристов, и прежде всего Владимира Васильева. Чувствуется, что артисты в постоянном поиске, что они стремятся «выжать» из велосипеда все, что возможно.

Как и всегда, большую радость доставили иллюзионисты Лидия и Юрий Мозжухины. Номер знакомый, но артисты умеют так выразительно и ярко преподнести свое загадочное искусство, что всякий раз создается впечатление, будто видишь их впервые. Что там ни говори, а зрелое, предельно отшлифованное и выверенное до мелочей мастерство — великая вещь!

Особо хотелось бы сказать об Арутюне Акопяне — одном из самых интересных и талантливых мастеров нашей эстрады. Демонстрируя свои поистине непостижимые манипуляции (их можно смотреть сто раз и секрета все разно нс разгадаешь!), артист машол, мне кажется, очень естественную и приятную форму общения со зрителями. Порой даже начинаешь думать, что доверительная беседа с залом помогает Акопяну наилучшим образом «обманывать» зрителей, то есть делать то глазное дело, ради которого фокусник выходит на сцену. Единственное, что хотелось бы посоветовать артисту — не рассказывать так обстоятельно о своих многочисленных победах на всевозможных международных конкурсах иллюзионистов. Дело не только в том, что подобного рода рассказы звучат подчас несколько нескромно. Искусство фокусника-манипулятора Акопяна настолько совершенно, что подробные ссылки на завоеванные призы и медали, право же, ни к чему...

Просматривая сохранившуюся у меня программу концерта «Волшебников добрых семья», вижу, что упомянул далеко не всех его участников. Но ведь я в самом начале оговорился, что не собираюсь писать рецензию. Просто мне хотелось высказать некоторые соображения, которые родились по ходу отчетного концерта творческой мастерской оригинальных жанров.

НИК. КРИВЕНКО

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования