Репертуар, оркестр, дирижер
Уходит в прошлое то время, когда музыка в нашем цирке играла второстепенную роль. Советские композиторы, ломая старые каноны и создавая произведения, полные игрового блеска, юмора и веселья, вместе с лучшими дирижерами цирковых оркестров заложили основы нового музыкального оформления спектаклей на арене.
Сейчас музыка становится одним из основных и полноправных средств для раскрытия художественного образа на манеже. Не случайно, что наибольшим успехом у зрителей пользуются те номера, аттракционы и пантомимы, в постановке которых наряду с режиссерами, художниками и писателями, принимали участие и композиторы. Достижения советского цирка неразрывно связаны с именами И. Дунаевского, Б. Мокроусова, С. Туликова, Ю. Милютина, Б. Мошкова. За последнее время много сотрудничают с мастерами арены композиторы А. Бабаджанян, В. Белинский, Ю. Сеульский, А. Долуханян, О. Фельцман, А. Лепин, А. Владимирцев, Т. Ходорковский и В. Гарбульскис.
Но было бы неверно утверждать, что с музыкой в цирке все обстоит идеально. На манеже еще немало номеров, в которых музыка является чем-то подсобным, случайным. Музыкальных произведений, написанных специально для цирка, еще крайне недостаточно. Не поэтому ли нам иной раз преподносят худшие образцы джазовой стряпни капиталистического Запада. Эти «произведения» не так безобидны, как некоторым кажется. Их усиленная пропаганда в буржуазных странах — одна из наиболее тонко замаскированных форм идеологической обработки людей, особенно молодежи. Бесконечная трескотня, ритмические конвульсии, мелодические завывания одурманивают слушателей, притупляют их сознание. Особое усердие буржуазные идеологи проявляют для популяризации подобных «музыкальных новинок» в странах социализма. Случается, что и в советском цирке звучат эти чуждые нам «шедевры». Видно, кое у кого из дирижеров отсутствует хороший вкус и чувство ответственности перед зрителями. Ратуя за содержательный музыкальный репертуар, нельзя забывать и о качестве его исполнения, которое порой бывает малопрофессиональным. Здесь виноваты не столько композиторы, сколько дирижеры и музыканты. Попытаемся разобраться, почему это происходит. Для профессионального исполнения современных эстрадно-симфонических и эстрадных произведений требуется чрезвычайно кропотливая и длительная работа. В цирке с этим, как правило, не считаются. Смена программ обычно осуществляется за 2— 3 дня. Даже конно-балетная пантомима «Бахчисарайская легенда» была «озвучена» в Москве за каких-то 48 часов. Иные говорят — это специфика! Тогда позволительно спросить: терпима ли такая «специфика», если она толкает музыкантов на неприкрытое ремесленничество? (Да только ли музыкантов?) Самый талантливый дирижер с отличным оркестром не в состоянии за столь короткое время подготовить 35 — 50 новых произведений различных форм и отрепетировать их с артистами. При таком положении все его заботы сводятся к тому, чтобы как-нибудь свести концы с концами. И только уже в процессе демонстрации представления дирижер получает возможность основательно работать с оркестром над музыкой идущей программы.
Столь тяжелое положение сложилось потому, что отдел формирования и эксплуатации программ Союзгосцирка не всегда руководствуется в своей деятельности художественными принципами. Его интересуют прежде всего производственно-финансовые вопросы. Отвечая на критические замечания, сотрудники отдела пытаются доказать, что трудно заблаговременно разработать маршруты движения номеров, а претворить их в жизнь вообще невозможно. Нет слов, производственно-финансовая сторона дела важна, но значит ли это, что мы вправе забывать о художественной полноценности цирковых представлений! Видимо, руководству Союзгосцирка пора принять более решительные меры для коренного изменения стиля работы этого отдела. Жизнь настоятельно требует, чтобы каждый артист знал свой маршрут на весь сезон и его выполнение было бы непреложным законом. При таком положении дирижер, получая заранее ноты, имел бы возможность спокойно и основательно, за 15—20 дней до премьеры, подготовить с оркестром произведения будущей программы.
Пора объявить исполнительской пошлостью, когда к музыкальному произведению любого характера искусственно присоединяется маршеобразная концовка с целью вызвать у зрителей скандирование аплодисментов. Об этом неоднократно говорилось на художественном совете Союзгосцирка. Дирижеры в свое оправдание обычно ссылаются на артистов: они, мол, просят, говорят, что неудобно выходить на поклоны без музыки. Этого часто требуют и директора и некоторые режиссеры. Хочется напомнить дирижерам, что в первую очередь они призваны воспитывать у артистов музыкальный вкус, насаждать музыкальную культуру в цирке. Независимо от опыта и авторитета режиссера или артиста музыкальным законодателем в цирке все-таки должен быть дирижер.
И, наконец, несколько практических и методических замечаний. Известно, что чистая интонация является непременным условием и средством художественно-выразительного исполнения. Однако интонационный строй многих цирковых оркестров оставляет желать лучшего. Некоторые дирижеры серьезно считают, что подобный недостаток невозможно устранить до тех пор, пока Союзгосцирк не снабдит оркестры духовыми музыкальными инструментами одной фабрики или фирмы. Эта «теория» не только глубоко ошибочна, но и вредна, ибо легко может дезориентировать музыкантов. Дайте хороший инструмент плохому музыканту — и мастерство его не улучшится. Для того чтобы добиться интонационной чистоты на духовом инструменте, необходимо детально знать его особенности, уметь пользоваться многочисленными способами извлечения звуков при помощи дополнительных клапанов или аппликатурных комбинаций, особенно в кантилене. Решающее значение при этом имеет тонкость музыкального слуха у оркестранта, его умение слушать исполняемую музыку. Практика показывает, что чистоты оркестрового строя возможно достигнуть и с исполнителями весьма средней квалификации. Для этого необходимо регулярно проводить с ними целевые индивидуальные и групповые занятия. Следует также напомнить, что такие важнейшие профессиональные навыки, как строй, дыхание, атака звука, филировка и динамика, достигаются при помощи простейших упражнений. Очень важно привить исполнителям умение искать и находить при этом художественное начало, приближая их исполнение к исполнению пьес. Конечно, вся эта работа должна проводиться музыкантами главным образом дома, а не только на репетициях. Задача концертмейстеров и дирижеров — быть «стимуляторами» роста исполнительского мастерства оркестрантов.
Необходимо, чтобы в начале каждой общеоркестровой репетиции дирижер в течение 10—15 минут производил унисонную, интервальную и аккордовую настройку. Только постоянное требование точности интонации, настойчивое привлечение внимания музыкантов к каждому фальшивому звуку создаст у них критическое отношение к любой интонационной неточности. В свою очередь это будет способствовать приспособляемости губ и дыхания к верному интонированию. После настройки полезно минут 20 — 30 посвятить работе над специальными оркестровыми упражнениями, вырабатывающими у исполнителей целый комплекс музыкальных качеств: чистоту строя, штрихи, точность ансамбля, ритмическую синхронность, музыкальность фразировки и умеренность динамических оттенков. Кстати, все эти качества достигаются наилучшим образом при работе над классическими музыкальными произведениями.
Несколько слов об ансамбле. Наряду со строем он играет решающую роль в профессиональном становлении оркестра. Кроме того, как и строй, ансамбль является одним из основных средств выразительности в музыке. И в этом направлении дирижерам цирковых оркестров предстоит кропотливая, весьма длительная работа. Особенно хочется остановиться на весьма щекотливом для музыкантов, но совершенно небезразличном для оркестра вопросе. Речь идет о вибрато. Это своеобразный способ игры, создающий впечатление нежного, проникновенного, красочного звука, расширяющий выразительные возможности духовых инструментов. Но при отсутствии у исполнителя чувства меры и хорошего вкуса вибрато может превратиться в недостаток, так как нарочитое вибрирование придает звукам неустойчивый характер и нарушает ансамбль. К сожалению, так играют многие цирковые музыканты, особенно саксофонисты. Дело доходит до того, что начинает культивироваться какая-то нездоровая, с элементами вычурности и слащавости, манера игры. Однако некоторые дирижеры позволяют каждому исполнителю играть «как бог на Душу положит».
В цирковых оркестрах, не достигших еще высокого профессионального мастерства, вопрос о том, где, когда, кому и в какой степени применить вибрато, должен решать дирижер, исходя из художественного содержания произведения. Разумеется, в одной статье невозможно широко осветить все затронутые проблемы. Но если она заинтересует моих собратьев «по оружию», вызовет их на откровенный, принципиальный разговор, то цель можно считать достигнутой.
П. КРЯЧКО
Журнал Советский цирк. Октябрь 1965 г.
оставить комментарий