Реприза - дело трудное
Статья Б. Вяткина взята нами из сборника «Искусство клоунады», который готовится сейчас в издательстве «Искусство».
Знаете ли вы, что такое реприза в цирке? Это — небольшая сюжетно завершенная юмористическая или сатирическая сценка, анекдот, «байка». Она может быть рассказана, а может быть сыграна; ее может исполнить один артист, а иногда — двое или более. Реприза бывает совсем короткой, а может длиться целых пять минут. Бывают репризы, построенные на трюке, на словесном каламбуре. Но есть такие, которые основываются на работе с дрессированными животными. В моем репертуаре таких особенно много.
Интермедия «Творческий рост»
Не знаю, кому как, но мне большинство реприз с животными дались очень трудно. Если проследить судьбу каждой такой сценки от рождения ее замысла до выпуска на манеж, то получится цепь поисков, неудач, небольших побед и находок, преодоления различных трудностей. Пожалуй, наиболее характерна история подготовки сценки «В семье не без урода». Ее написал для меня большой любитель циркового искусства кинодраматург Г. Ягд-фельд; разыгрывать ее должны были четвероногие артисты. «Прямо для моей труппы» — обрадовался я, когда познакомился с текстом репризы. Я лишь попросил автора сделать ее динамичнее, убрать в ней многословие.
Автор, выслушав мою просьбу, обиделся. К счастью, вмешался Георгий Семенович Венецианов, тогдашний художественный руководитель Ленинградского цирка. Благодаря его доброму посредничеству были сделаны сокращения. В окончательном варианте репризы осталось ровным счетом четыре коротких реплики, а первоначально в ней было семь страниц текста! Напомню ее сюжет: моя четвероногая партнерша — собака Манюня стала начальником охраны мясного склада. Туда она устраивает на работу и своих четвероногих родственников. Когда из складских ворот появляется собачья свора со связками сосисок, окороками и колбасами, в зале долго не смолкает смех.
— Какой же директор принял на работу всю эту компанию? — пытается выяснить возмущенный инспектор манежа.
В ответ я произношу всего два слова:
— Вот он!
И в этот момент на манеж выводят осла... Такая лаконичность и сатирическая насыщенность делают эту репризу, на мой взгляд, в какой-то степени образцовой. И не случайно, что и сегодня, спустя много лет, реприза входит в мой репертуар, пользуясь неизменным успехом у публики. Этого возможно было добиться только совместными усилиями автора, режиссера и, видимо, исполнителя. Вообще я твердо убежден, что высокие требования к слову на манеже, к сатире предполагают коллективное творчество литератора, режиссера, артиста.
Борис Вяткии с Манюней
Кстати, советы специалистов из других областей искусства также всегда полезны, способны обогатить репертуар цирковых комиков. Мне, например, очень многое дало творческое содружество с талантливым ленинградским художником-кинематографистом Я. Н. Ривошем. Щедро наделенный юмором, большой выдумщик, Яков Наумович отлично разбирается в особенностях комического в цирке. Работать с ним было в высшей степени интересно. Встречались мы почти ежедневно. Ривош являлся в цирк обычно с какой-нибудь интересной затеей. Я тут же брал ее «на зубок», прикидывал: годна ли в дело, соответствует ли созданному мною образу. С Ривошем, в частности, связано появление одной из моих любимых реприз «Творческий рост».
Однажды Ривош сказал:
— Хорошо бы, Борис Петрович, чтобы Манюня вдруг стала длинной. Представьте: выходите вы в манеж, а рядом — невероятно длинная собака. Нечто подобное я видел на рисунке в одном журнале. Это смешно!
Предложение показалось заманчивым. Однако тут же я спросил себя: «А не станет ли выход с удлиненной собакой чисто формальным трюком? Зритель будет недоумевать — почему вдруг моя собака непомерно вытянулась? Вот если бы найти этому мотивировку...»
Я всегда твердо придерживаюсь правила: даже в самую коротенькую шутку вкладывать большую мысль. Хочу заметить — готовых рецептов создания реприз у меня нет. Иногда я отталкиваюсь от идеи и затем ищу для нее трюк. В других случаях сперва изобретается новый трюк, а потом к нему подыскивается соответствующее содержание. Так было и с интермедией «Творческий рост». Вначале появилась идея вдвое удлинить Манюню; лишь потом нашел я тему для репризы, в которой могла фигурировать «вытянутая» собака. После этого оставалось технически осуществить замысел.
И вот тут-то я натолкнулся на основные трудности. Как же вытянуть Манюню? Может быть, «творческому росту» так и не суждено было бы появиться на манеже, но выручил шуточный рисунок в старом журнале. Там была изображена самоварная труба, в которой оказался петух: впереди из нее торчала голова, а сзади хвост. «Ну конечно же длинную собаку должны изображать две одинаковые Манюни, — решил я. — Голова и передние ноги одной собаки, задние — другой, а между ними — ложное длинное тело».
Слесарь отпилил мне кусок дюралевой трубы. Я выбрал самую выносливую из собак-дублерш. Ей надлежало изображать нижнюю часть столь причудливо выросшей Манюни. Для этого собаке следовало двигаться в довольно неудобном положении: засунув в трубу голову и передние лапы. Я стал репетировать с животными. Но это ни к чему не привело: собаки поднимали визг, не могли стоять на ногах, когда их «объединяли» трубой. Как выяснилось, вес ее был для них слишком велик. Но неудача не смутила меня — подготовка с животными трюков для реприз всегда требует долгой, кропотливой работы, в которой нередко возникают, казалось бы, непреодолимые трудности.
Мои поиски продолжались, и вот наконец настал день выпуска новой репризы. По ходу сценки инспектор упрекнул меня в отсутствии творческого роста. Я возмутился: «Что?! У меня нет творческого роста?! Сейчас докажу, каких высот я достиг!» Я исчез за кулисами, и через мгновение на манеже появилась странная фигура дядистепиного роста. Вполне естественно, что у человека с таким ростом соответственно увеличились в размерах и его портфель, и его партнерша — такса. Горделиво шествовал я на ходулях, скрытых брюками, держа на поводке потешно длинную собаку. Смеющийся зритель отлично улавливал иронию этой интермедии, обращенную против мастеров дутых показателей.
Как же удалось заставить Манюню и ее дублершу выполнить задуманный трюк? Обратили ли вы внимание на то, что удлиненная собака движется на поводке? В нем-то и заключался секрет. Непосильная для собак нагрузка легла на поводок. Позднее я вообще упростил этот трюк: задние ноги удлиненной Манюни сделал бутафорскими, на маленьких колесиках. (Зритель почти не замечает имитации.)
Приведу еще один пример подготовки репризы с Манюней. Условно она называлась «Телефон». Манюня изображала секретаршу у директора-бюрократа. Для сценки требовалось научить собаку набирать номер телефона. Известно, когда собака хочет есть, она сучит лапами по ноге человека, просит — «дай». Я приучил собаку так же скрести по фанерке. Но когда я подставил под ее ножки диск телефона, то меня постигла неудача. Животные очень чувствительны ко всяким непривычным звукам. Едва собака провела лапой по диску, раздался треск, и она бросилась наутек. Потом Манюня очень долго пугалась одного вида телефона, удирала от него, поджав хвост. Лишь постепенно мне удалось примирить собаку с ненавистным ей аппаратом.
В заключение расскажу о том, что сравнительно недавно я приготовил новую репризу «Похороны колониализма». Она возникла под влиянием опубликованного в журнале «Крокодил» рисунка известного художника-карикатуриста Юрия Ганфа. Вместе с режиссером Центральной студии циркового искусства Л. Харченко мы разрабатывали сюжет репризы, думали, как лучше использовать в ней животных. Наверное, можно было сыграть эту сценку без осла, везущего катафалк, и собачек, изображающих цепных псов империализма. Тогда и подготовить ее было бы быстрее и легче. Но я сознательно пошел на трудности, и наши поиски, как мне кажется, увенчались успехом.
Мой многолетний опыт говорит о том, что участие животных позволяет клоуну прибегать к самому невероятному гротеску, который был бы не под силу даже очень одаренному актеру. Они помогают создать на арене карикатуру, придать репризе сатирическую остроту. Вот почему я считаю животных своими помощниками и всегда охотно выступаю с ними на манеже.
Журнал Советский цирк. Июнь 1966 г.
оставить комментарий