Режиссер, народный артист РСФСР Марк Местечкин - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Режиссер, народный артист РСФСР Марк Местечкин

Цирковому режиссеру редко случается выходить не ярко освещенный манеж. Репетиции не в счет: это будничная «черновая» жизнь цирка. А вот так, чтобы ощутить на лице ослепительное сияние всех прожекторов, услышать, как навстречу шумит и аплодирует взволнованный зал — такое у режиссеров бывает не часто.

В этот вечер манеж цирка, на Цветном бульваре был безраздельно отдан режиссеру, народному артисту РСФСР Марку Соломоновичу Местечкину. В его честь гремела музыка и выстраивались строгие шеренги униформистов, ему посвящали свои выступления артисты. И зрители, до краев заполнившие амфитеатр («лишкие билетики» спрашивали уже на Трубной площади), пришли не на цирковое представление — они собрались, чтобы выразить свою признательность старейшему режиссеру советского цирка, поздравить его с 80-летием со дня рождения и 60-летнем творческой деятельности.

Восемьдесят лет — эта дата сама по себе достаточно внушительна. Но главное, очевидно, не в том, сколько прожито, а в том, сколько сделано за это время. И как сделано!.. Главное в том, какой след оставили минувшие годы в сердцах и сознании людей, что принесли они делу, которому человек посвятил свою жизнь.

Марк Местечкин многое сделал для цирка, и день его рождения, естественно, прежде всего отмечал цирк. Своего коллегу по долгой совместной работе от души поздравили крупнейшие мастера манежа. Герои Социалистического Труда народные артисты СССР И. Бугримова и Е. Милаев, его приветствовали заслуженная артистка РСФСР Н. Дурова, директор Московской группы «Цирк на сцене» заслуженный работник культуры РСФСР В. Мильруд, директор Тульского цирка заслуженный деятель искусств РСФСР Д. Калмыков и другие представители циркового искусства.

Но не только люди цирка выходили в этот вечер на манеж. Корзины и букеты цветов, адреса с добрыми пожеланиями вручали юбиляру рабочие и воины Советской Армии, писатели и журналисты, работники Центрального телевидения. Посланцы завода «Красный пролетарий» во главе с директором О. Королевым, народный художник СССР Б. Ефимов, «крокодильцы» — все они говорили о том, как дорого им творчество режиссера Местечкина, какую большую радость приносят поставленные им программы и представления. Поэта Е. Евтушенко не было в тот вечер в Москве, и он прислал письмо, в котором теплб поздравил старого друга.

Праздник напомнил, что Местечкину цирковому «предшествовал» Местечкин театральный, что немало сил и творческой энергии отдал он эстраде и кино.

«Вы начали с театра и пришли в цирк, а я проделал обратный путь», — сказал, обращаясь к Марку Соломоновичу, народный артист СССР Л. Утесов. От правления Центрального Дома работников искусств юбиляра приветствовал народный артист СССР И. Туманов. Величальную песню в его честь исполнила группа солистов хора имени Пятницкого. Юбилейную медаль МХАТ вручила делегация работников Академического Художественного театра. В тужурках цирковых униформистов вышли на манеж артисты Театра сатиры во главе с народным артистом СССР В. Плучеком, который напомнил о работе молодого Местечкина в Театре Вс. Мейерхольда...

Я перечисляю все эти известные имена и коллективы, чтобы те, кто но был на вечере, смогли почувствовать его атмосферу, увидеть людей, выступавших с манежа. Их было много, но праздник не стал от этого утомительным и «затянутым», как нередко случается на подобного рода торжествах, ибо все, кто выходил к микрофону, говорили искренне, от души — так, как говорят о человеке, которого глубоко уважают и любят. Вот эта подкупающая непосредственность приветствий и пожеланий, их сердечная теплота были особенно приятны на юбилейном вечере.

Накопленная с годами высокая театральная культура, щедрая творческая фантазия помогли Местечкину стать одним из самых ярких режиссеров-постановщиков советского цирка. Это прежде всего сказалось в больших тематических и сюжетных представлениях, созданных им в разные годы. «Отважные», «Необыкновенные приключения» и «Юность празднует», «Счастливого плавания!», «Необыкновенные приключения» и «Черный Томми», «Трубка мира» — каждый из этих спектаклей вошел заметной страницей в историю нашего цирка. И, конечно же, знаменитый «Карнавал на Кубе» — едва ли не лучшая работа режиссера, о которой напомнил на вечере в своем песенном приветствии заслуженный артист РСФСР И. Кобзон, принимавший когда-то участие в этой пантомиме.

«Карнавал но Кубе»... Как сейчас, вижу шумные очереди у касс, приподнято-радостную толчею возле циркового подъезда, билетерш и униформистов, одетых в национальные кубинские костюмы. И неизменно переполненный зал, в котором, насколько мне помнится, в течение всего года, пока шла эта пантомиме, не было свободных мест.

Молодиями и красками народного карнавала выплескивался спектакль на манеж цирка. Уже я самые первые минуты он рождал в зале ощущение жизнерадостного праздника, которое не рассеивалось, не ослабевало до конца представления. По-цирковому фееричная веселая пантомима несла в себе гражданственное начало, она воспевала революционный подвиг кубинского народа, рассказывала о благородных и мужественных людях острова Свободы. Режиссер Местечкин (он же вместе с Л. Кулиджановым и Ю. Никулиным был и автором сценария) сумел соединить в спектакле, казалось бы, несовместимое: высокую патетику и острый фарс, взволнованную героику и сочную клоунаду.

На постановку «Карнавала на Кубе» откликнулись многие видные деятели литературы и искусства. Так, народный артист СССР Н. Охлопков писал: «Вглядитесь пристальнее в работу режиссера и вы увидите, что он пытается расширить привычные рамки традиционного представления, что он руководствуется не поверхностными, а глубокими художественными принципами циркового искусства.

Особенно дорог был создателям и участникам пантомимы отзыв тогдашнего чрезвычайного и полномочного посла Республики Куба в СССР Карлоса Оливареса Санчеса. «Я никогда не думал, — отмечал он, — что такое специфическое искусство, как цирковое, может так ярко отразить борьбу народа за свободу. Это лишний раз доказывает богатство содержания советского циркового искусства, любимого народом и находящегося на службе у народа... На спектакле «Карнавал на Кубе» я испытал истинное наслаждение, на меня повеяло ветром с Кубы.

Мастерство режиссера Местечки на в полной мере проявилось и в создании новых цирковых номеров. Артисты всегда любили и любят работать с ним, они заранее знают, что Марк Соломонович многое подскажет (вплоть до идеи номера!), поможет облечь выступление в наиболее выразительную форму, придумает оригинальные трюки. Выступать в цирке на Цветном бульваре люди стремятся не только потому, что это столичный цирк, но и потому, что здесь работает опытный режиссер, общение с которым творчески обогащает артиста, помогает ему подняться на ступеньку выше.

Один из лучших номеров, поставленных Местечкиным, был включен в программу юбилейного вечера. Заслуженная артистка РСФСР Е. Амвросьева и Г. Шахнин последнее время, к сожалению, не выступают вместе, но ради такого случая они решили тряхнуть стариной. И заслужили самые, пожалуй, горячие аплодисменты зрительного зала. Аплодировали и смеялись даже те, кто видел их «Рапсодию» бессчетное множество раз.

Номер великолепен — другого произведения столь же высокого класса нет в музыкальной эксцентрика нашего цирка. Да и не только нашего, неверное! Предельно убедительны образы незадачливых музыкантов, созданные артистами, подкупающе естественны и забавны их бесконечные конфликты, по-настоящему эффектен и неожидан финал. Достойным партнером талантливых исполнителей выступил на вечере молодой М. Шахнин...

Отвечая как-то на вопрос корреспондента — какой жанр у вас самый любимый? — Местечкин сказал: «Клоунада, именно с мастерами этой веселой профессии мне довелось работать больше всего».

Я вспомнил об этом интервью, когда народный артист СССР О. Попов вынес не манеж огромный «именинный» торт с... семьюдесятью двумя свечами. «Почему семьдесят две свечи, а не восемьдесят? — спросили у него. «Потому, — ответил Попов,— что восемь последних лет я не выступал в цирке на Цветном бульваре — так что эти годы не в счет!»

Шутка шуткой, а роль старого Московского цирка и его главного режиссера в развитии искусства советской клоунады действительно велика. Местечкин непосредственно причастен к творческому становлению многих коверных, начиная от маститого Карандаша и кончая Д. Альперовым и А. Борисовым, которые выступали на юбилейном вечере. Родным домом считают цирк на Цветном бульваре Ю. Никулин и М. Шуйдин — здесь они занимались когда-то в студии разговорных жанров, отсюда шагнули в большое искусство.

Местечкин любит, по его собственному выражению, возиться с молодыми клоунами. Он умеет зорко подметить искорку дарования у совсем еще неопытного в цирковом деле человека и не дать ей погаснуть: его репетиции и занятия — это всегда интересная и полезная школа практического постижения профессионального мастерства. И люди, которые прошли эту школу, через всю жизнь проносят чувство глубокой признательности режиссеру и педагогу, который научил их уму-разуму, помог приобщиться к сложному искусству цирковой клоунады.

Последние четырнадцать лет, не оставляя своего любимого детища — студии клоунады при Московском цирке, Марк Соломонович возглавляет отделение цирковой режиссуры Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского. Профессору Местечки ну есть что передать молодым педагогам, его богатейший жизненный и творческий опыт помогает будущим режиссерам глубже познать цирк, основательно подготовиться к самостоятельной постановочной работе.

О примечательном, на мой взгляд, факте вспомнил на вечере директор ГУЦЭИ, кандидат искусствоведения С. Макаров, который, кстати, тоже учился в свое время у юбиляра. Когда закладывался фундамент нового здания училища, то именно Марка Соломоновича Местечкина попросили положить первый камень. Это было естественным и потому, может быть, особенно волнующим признанием его больших заслуг я воспитании цирковой смены, неустанного и многолетнего труда во славу советского цирка.

Позади у Марка Соломоновича Местечкина — долгий и славный путь: он пришел в искусство сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической революции. «Режиссером октябрьского призыва» назвал его в своем приветствии народный артист РСФСР Б. Голубовский. И высшая награда Родины — орден Ленина, которым удостоен недавно коммунист Местечкин, — убедительное подтверждение тому, что годы прожиты не зря, что «режиссер октябрьского призыва» верой и правдой служил и служит родному советскому искусству.

НИК. КРИВЕНКО

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования