Режиссура под микроскопом
Случалось ли вам, уходя с концерта и вспоминая, что программа сия поставлена режиссером иногда даже довольно известным, недоуменно пожимать плечами, потому что никаких постановочных откровений в этом эстрадном представлении не было? Во всяком случае, невооруженным глазом вы их не заметили, разве что под микроскопом...
Правда, появился некий штамп составления эстрадных программ: увертюра, проход участников с балетной группой и с флагами, стыдливое, но громкое чтение стихов; иногда, если устроители не жалеют денег, прибавляется еще бросание в зал цветов и... все. Дальше опять — только под микроскопом. И увидеть тогда можно много интересного... В этой связи мне хочется поговорить о двух эстрадных программах. Летний сезон в столичном эстрадном театре сада «Эрмитаж» выпала честь открыть программе, которая называлась «Эстрада СССР». Не правда ли, обязывающее и заманчивое название? Само собой разумеется, что организаторы такой программы понимали всю ответственность задуманного, что ими владели интересные идеи, что у них было определенное режиссерское решение будущего спектакля. Иначе и замахиваться не имело смысла!
Действительно, о значительности предстоящего события свидетельствовал длинный и торжественный перечень лиц, создавших это представление: режиссер-постановщик Е. Гершуни, композитор В. Соловьев-Седой, художник Л. Окунь, балетмейстер Е. Осмоловский, главный дирижер О. Шимановский и т. д. Налицо были и «фанфарная» увертюра, и традиционное шествие балетной группы, и чтение стихов, и все остальные атрибуты гала-представления. Но, честное слово, лучше бы всего этого не было, потому что радостного события не произошло, увы! В программе, даже при всем желании, нельзя было заметить режиссерского решения — это было, если не считать традиционных начала и финала, чисто механическое сцепление номеров, совершенно разных по духу и стилю.
Хотелось бы знать, насколько широки были, в данном случае, полномочия режиссера и принимал ли он участие, например, в подборе номеров из республик? Потому что сложилось впечатление, будто устроители во всем положились на вкус и волю республиканских концертных организаций. Л вкусы-то разные. И в результате Белоруссия была представлена очень самобытными и обаятельными сестрами Логиновыми, которые пели народные песни, аккомпанируя себе на балалайках. А вместо обещанных в программе песен Азербайджана мы услышали несколько эстрадных шлягеров в исполнении Мирзы Бабаева. Было несколько неловко видеть, как немолодой уже человек, томно прикрыв глаза и почти проглотив микрофон, шепчет в него нежные слова песни А. Зацепина «Будь моей женой». И стало совсем невмоготу, когда Бабаев, развязно прихлопывая в ладоши, тщетно приглашал зал петь вместе с ним модную югославскую песню «Маленькая девочка», запетую до крайности.
Только отсутствием определенной режиссерской настройки можно объяснить, например, то, что хорошая туркменская танцовщица 3. Ташлиева исполняла почему-то арабский, а не туркменский танец, а веселый вокальный квартет из Грузии (Г. Леонидзе, В. Кикабидзе, А. Эбралидзе и С. Эбралидзе) спел русскую, чешскую, кубинскую, арабскую песни и только одну грузинскую. И уж совсем ничем не объяснить знакомство на столичной эстраде с азербайджанскими артистами М. Шаровым и Г. Наджаровым, с их более чем странной пародией на колхозную оперу. Разве только как с образцом дурного вкуса?
Трудно представить себе, что режиссер всерьез ставил перед собой задачу сотворить столь эклектичное создание, каким оказалось представление «Эстрада СССР». А произошло непоправимое: хорошие номера (они были в программе) утонули в «эстрадной скуке», о спектакле пошла дурная слава, и москвичи не стали ходить в театр «Эрмитаж», зал почти всегда пустовал... Постепенно исчезло взаимное доверие артистов и зрителей, ведь и посетителей «Эстрады СССР» неприятно настораживала пустота в зале, принимали они холодно, и, наверное, именно это обстоятельство так травмировало молодую грузинскую певицу В. Майсурадзе, что она даже не старалась петь хотя бы достаточно громко, именно это заставило очень хорошее джазовое трио из Латвии (Р. Паульс, X. Брандо, А. Тымш) исполнять в последних концертах не произведения латвийских композиторов, а попурри из «Серенады солнечной долины». Хоть чем-нибудь пронять!
Сестры Логиновы
Драматическому артисту трудно играть, если театр неполон, если артист не чувствует горячего дыхания зрительного зала, а ведь ему помогают декорации, грим, костюм, общение с другими действующими лицами. Каково же эстрадному артисту один на один с пустым залом? И не удивительно, что так неузнаваемо изменились, так «подурнели» в этой программе даже хорошо известные номера. Во всяком случае, московская молодежь — акробаты Е. Ржавинский и А. Данилкин, феноменальный эквилибрист Л. Рыжов, исполнительница русских песен Т. Политова выступили в «Эстраде СССР» гораздо ниже своих возможностей.
И, пожалуй, только замечательный и опытнейший артист Петр Лукич Муравскнй все-таки сумел протянуть ниточку творческого общения в зрительный зал и заставил слушать свой фельетон «Давайте договоримся» не пассивно, а с огромным и уважительным вниманием. Да, расшевелить пустой зал трудно. И, мне кажется, абсолютно правильно поступил режиссер другой программы — «Вы их не знаете» — Л. Б. Миров, когда привлек для участия в концерте популярного артиста О. Анофриева, великолепных акробатов Золотовых, уже завоевавших симпатии куплетистов Е. Верова и В. Ткаченко. Правда, может быть, не стоило при этом давать программе такое название, которое позволило одному из рецензентов задать вопрос: «Для чего нужно было в программу с названием, обещающим одни сюрпризы, включать выступления известных артистов?» Невольно хочется ответить: «Да для того, чтобы молодые смогли раскрыть свои способности в наиболее благоприятной для них обстановке — когда зал полон».
И хотя в этой программе тоже было почти традиционное начало и не было единого режиссерского решения, дело, на мой взгляд, не в этом. Программа «Вы их не знаете» еще раз показала, как много значит на эстраде номер, «его величество - номер», как говорил Н. Смирнов-Сокольский. Как много значит дарование, индивидуальность артиста, то есть тот материал, из которого создается программа. Если Е. Гершуни мог выбрать и почему-то не выбрал из представленных ему номеров те, которые отвечали бы режиссерскому замыслу, то режиссер представления «Вы их не знаете», по-видимому, был в другом положении. Во всяком случае, только тем, что его режиссерскому замыслу пришлось «не до жиру—быть бы живу», можно оправдать появление в программе молодого артиста М. Липскерова. Выступает он с номером, который называется «Монолог ровесникам». Тема монолога — война и мир, форма — перекличка ровесников, погибших во время войны. Тема эта — святая. И читать такой монолог, чтобы не стал он профанацией темы, имеет право только очень талантливый и зрелый артист.
Певица В. Майсурадзе
Странно, право, получается. Драматический артист учится в специальном учебном заведении, где выявляют и шлифуют его способности, потом приходит в театр, работает там. И если дают молодому актеру главную роль в спектакле, значит, он доказал, что она в его данных, что он с ролью справится. А на эстраде все роли — главные, но играют их часто люди, ничем еще не доказавшие, что имеют на это право. Больше того, в программе «Вы их не знаете» видно было, что часть молодых участников прав на главные роли не имеет, и во время концерта думалось: а зачем нас, собственно, знакомят с этими, пусть симпатичными, молодыми, но не яркими дарованиями? Зачем было огород городить? И почему городить обязательно в Москве, на лучших эстрадных площадках, летом, когда Москва буквально ломится от концертов? Ведь в данном случае нельзя даже надеяться, что количество перейдет в качество...
Конечно, Л. Мирова-режиссера можно упрекнуть в некоторых режиссерских просчетах, например, может быть, не следовало бы после артистичных и остроумных Е. Верова и В. Ткаченко петь свои слабые куплеты А. Писаренкову. Но почему вообще А. Писаренков должен оттачивать конферанс именно на московских зрителях почему очень молодой и не очень профессиональный Е. Петров должен читать свой фельетон на лучших эстрадных площадках столицы? И разве может помочь режиссер-постановщик программы Е. Данилкиной стать жанровой певицей, если ей еще надо поискать свой стиль, свой образ, свою манеру исполнения, и не в процессе концертов, а студийно. Ведь попытка режиссера как-то приподнять ее выступление сыграла даже отрицательную роль, потому что интермедия с цветами настроила на событие, а его, опять-таки, не произошло, и тем острее было разочарование.
Заслуженный артист Таджикской ССР Алла Аллаев
Вообще, чем больше пытались режиссер Л. Миров и конферансье Ф. Липскеров как-то выигрышнее подать, срежиссировать номера, тем больше проступала несостоятельность этих номеров. И в то же время зал чутко реагировал на все интересное, талантливое. Как тепло принимали в этот вечер и оригинальный номер с тенями — «Живые силуэты» (А. Горяченков), и пластичную, женственную Н. Кудрявцеву, жонглирующую в очень хорошем темпе, и концертный вальс, исполненный Волошиной и Трубским, и вокальный мужской квартет «Мелодия» (особенно песню «Тульская гармонь»), и чудесное инструментальное трио ВГКО. Но все-таки героями концерта стали отлично всем известные — О. Анофриев, Золотовы, Е. Веров и В. Ткаченко. Так стоит ли искусственно создавать молодежные программы из прсредственных актеров, коли их все равно нужно «подпирать» мастерами? Однако теми, кто задумал и ставил «Вы их не знаете», владели самые благородные порывы. Наверное, они считают, что это — один из очень пока немногих способов пополнить эстрадные ряды. Но, если говорить серьезно, нужны не программы, а учебные заведения, чтобы талантливые молодые люди, решившие посвятить свою жизнь искусству эстрады, могли бы получить такое же солидное образование, как все другие советские специалисты...
И, конечно, совершенно необходим класс эстрадных режиссеров в ГИТИСе. Я не случайно выбрала для разбора именно эти две эстрадные программы —они вопиют. Причем, одна из них вопиет о проблеме режиссера-постановщика, а другая — о проблеме режиссера-педагога, режиссера— создателя номеров, режиссера, который поможет обрести молодому дарованию свое лицо, а маститому артисту — подготовить новую программу. Очень нужны эстраде режиссеры!
Н. ЗАВАДСКАЯ
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1964 г.
оставить комментарий