Робкие попытки
Строго говоря, ни одного цирка, который сумел бы творчески освоить свои фойе, у нас нет (как говорят плохие докладчики, «я буду рад, если товарищи меня поправят!»). Кое-какие попытки в отдельных цирках временами делаются, но они не стали общим достоянием и даже, по-моему, не были обсуждены.
По юбилейным датам красиво оформляются фойе Московского цирка, например, к сорокалетию советского цирка. У всех стендов тогда толпился народ. Ведь цирком интересуются все и уж, конечно, те люди, которые пришли на представление. Ярко и убедительно рассказывал Московский цирк о родном искусстве, его жизни, его людях. Но вот «окончен бал, погасли свечи», и не видно у стендов народа, поскольку не видно и самих стендов... (Впрочем, «Карнавалу на Кубе» небольшое оформление сопутствует). По современному броско оформлено большими фотоплакатами одно из фойе Киевского цирка. Изображения ряда наших ведущих мастеров оставляют неизмеримо большее впечатление, чем степенные «портретные галереи», более уместные в Академии наук. Однако для огромного киевского здания подобного оформления мало! К тому же оно не обновлялось со дня открытия и успело киевлянам «поднадоесть».
Неуютно в фойе Ленинградского цирка, хотя стиль этого города всегда отличался элегантностью, выдумкой и безукоризненным вкусом. Ленинградцы могли бы сделать больше, чем кто-либо другой, поскольку находятся под одной крышей с цирковым музеем. Возможно, по юбилейным дням и Ленинградский цирк преображается, но в будни? Для зрителя в цирке всегда должен быть праздник! Не за что «зацепиться» глазу в очень тесном фойе Рижского цирка. Но всегда ли вопрос решают размеры фойе? Оказывается, не всегда... Совсем невелико фойе Сочинского цирка (летнего). А ведь по нему сразу видно, что в цирке дельный и заботливый хозяин, сумевший «с самого порога» позаботиться о зрителе, о том, чтобы каждая минута, проведенная человеком в цирке, была посвящена искусству. По-южному светлые стенды рассказывают о зарубежных гастролях цирка, о встречах с выдающимися деятелями ряда стран, о выступлениях в самых необычайных условиях, о шефской работе, о производственных делах цирка. Значение такой выставки трудно переоценить! Ведь в Сочи приезжают люди из таких мест, где цирков вообще нет, и эти стенды помогают им узнать о цирке значительно больше, чем может рассказать само представление.
Ю. Благов
Журнал Советский цирк. Апрель 1963 г.
оставить комментарий