Ролики на льду - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Ролики на льду

 

Ролики на льдуКогда создавался первый коллектив «Цирк на льду», а затем и второй, на лед переносились цирковые жанры, продумывалось, как трюки акробатики, эквилибра, жонглирования исполнить артистам, на ногах которых коньки.

Я хочу рассказать, как развивался жанр роликобежцев в цирке на льду.

Заглянем в цирковую энциклопедию. «Роликобежцы — исполнители номера фигурной и трюковой езды на роликовых коньках (как правило, на специальной круглой площадке 2—3 м в диаметре, иногда на пьедестале). Трюковой репертуар роликобежцев разнообразен: динамичные пирамиды, маневрирование среди расставленных предметов и др. Номера роликобежцев появились в цирке с 90-х годов XIX века.

Сейчас трудно судить, кому первому пришла в голову смелая идея перенести жанр роликобежцев на лед. Между роликовыми и фигурными коньками, разумеется, есть разница, обусловленная принципами движения. Роликовые коньки катятся по специальному полу, фигурные — скользят по льду.

И были скептики, которые недоверчиво относились к возможности перенести трюки роликобежцев на лед. Они говорили, что во время исполнения вертушек фигурные коньки будут «вгрызаться» в лед и артист не сможет развить такую скорость вращения, как на роликовых коньках. А раз скорость будет меньше, то пропадет эффект выступления.

Артист цирка роликобежец Е. Седов считал, что трюки, перенесенные с ограниченной площадки пола на ледяной манеж, только выиграют. Сам он катался на роликах и на фигурных коньках. Это позволило ему в 1969 году взяться за подготовку нового номера для второго коллектива «Цирк на льду». В номер вошли артисты-стажеры Н. Карпачева, И, Смагина, Е. Уланова, О. Ковалева, Е. Огуренкова, П. Пийбар, В. Кириллов, С. Волянский, В. Петров и автор этих строк. Репетиции шли сначала в Москве, на катке «Кристалл», потом в Симферопольском цирке. Седов трудился самозабвенно, передавая нам приемы исполнения трюков, «маленькие хитрости», которыми владел. Он показал нам киноленту, на которой засняты трюки роликобежцев и подходы к ним. Фильм крутили раз двадцать. Пол для роликовых коньков стоял рядом с ледяной площадкой. На нем Седов показывал, как надо проделывать тот или иной трюк, потом надевал фигурные коньки и то же самое исполнял на льду. В подготовке номера участвовал балетмейстер О. Павлов.

В октябре 1971 года состоялась премьера. Номер «Цирковая карусель» был построен как веселое состязание девушек и парней в удали и смелости. Одетые в стилизованные русские костюмы (художник А. Судакевич) артисты парами появлялись на манеже. С выходом каждой новой пары трюки-вертушки усложнялись, темг возрастал. На финал исполнялась крутка трех девушек в петлях на аппарате, который раскручивают партнеры.

Органиное сочетание элементов парного фигурного катания, таких как «лутцевая подкрутка», «тодес», «кауфманы» и другие с трюками-крутками, характерными для роликобежцев делали выступления выразительными. Лед и коньки позволили увеличить скорость исполнения всех трюков, переходы от одного к другому. Если роликобежцы выступают на настиле диаметром 2—3 метра, то в новом номере в распоряжении исполнителей — вся ледовая арена. Это позволяло традиционные трюки-крутки выполнять одновременно трем парам (а в настоя-дее время — уже пяти парам).

Исполнение трюков роликобежцев на льду требует больших физических усилий. Лезвия коньков врезаются в лед, и, чтобы поддерживать необходимую скорость вращения, нужно прилагать много сил, особенно когда артисту приходится выполнять крутку с двумя партнершами. Если используется вся площадь ледяной арены, то увеличивается количество фигурных раскаток. Такое возможно при условии, что выступающий мастерски владеет коньком и непременно физически хорошо подготовлен.

В первом коллективе «Цирк на льду» наш номер «Цирковая карусель» вызвал желание создать что-то подобное. В 1971 году артисты М. Смыслова, Л. Тимашпольская, А. Пучков, Б. Яковлев, М. Кравченко приступили к освоению оригинальных трюков-круток.

Режиссер Ю. Архипцев предложил артистам попробовать крутки в обручах. Это раскрыло новые выразительные возможности. Обруч то находится в руках у девушек, которые исполняют акробатические элементы, то партнеры раскручивают обручи, в которых сидят их партнерши. Был найден финал: уход всех пар одна за другой в крутке «ласточкой» (партнер вращает партнершу, держа ее за руку и за ногу). Когда трюки были освоены, приехал композитор О. Любивец. Он предложил свое, музыкальное «видение» номера. О. Любивец интерпретировал музыку Баха, переложив ее для современных музыкальных инструментов. Костюмы были выполнены по эскизам художницы Р. Вайсенберг. В 1973 году с успехом прошла премьера номера «Акробаты с обручами».

В 1977 году участники этого номера совместно с балетмейстером-постановщиком В. Усмановым взялись подготовить выступление, посвященное Олимпийским играм в Москве. Был расширен состав номера — в него вошли еще Е. Пучкова, С. Фомина, В. Калиниченко, П. Лисиченко.

Премьера произведения «Олимпийские кольца» состоялась в 1979 году. Пять пар исполнителей представляли пять континентов. У каждой пары — костюмы и кольца своего цвета (художник по костюмам Э. Стенберг). Наступает момент, когда все исполнители выстраиваются с кольцами и зрители видят олимпийскую эмблему, которая высвечивается прожекторами. Зрители тепло встретили этот номер, полный движения, ярких красок.

С момента создания «Карусели» прошло восемь лет. За это время накопился опыт, возросли возможности участников номера. В него вошла мастер спорта СССР по фигурному катанию на коньках С. Альпидовская. Исполнители задумали освоить новые трюки, перестроить свое выступление. Осенью 1979 года «Цирк на льду» находился на гастролях в ГДР. Поездка была напряженной — ежедневно два спектакля. Но, несмотря на такие нагрузки, мы репетировали новый, космический вариант номера. Его премьера в Лейпциге прошла с большим успехом.

В зрительном зале круговорот бликов создает впечатление звездного неба. Стремительно появляются исполнители; подхватив партнерш, они раскручивают их. Принцип круток (или вертушек, как их еще называют) таков — партнер, отталкиваясь двумя ногами, вращается вместе с партнершей вокруг своей оси. Партнерша принимает различные положения. Партнер держит партнершу за руку и за ногу («ласточка»), за одну ногу, за талию или при помощи петель. Большая площадь льда позволяет, как уже говорилось, выполнить крутки одновременно несколькими участниками номера. В нашем номере «Космическая фантазия» четыре пары исполнителей синхронно выполняют крутку в «ласточке» и «за талию» (замечу, что в номере «Олимпийские кольца» пять пар одновременно исполняют крутку, в которой партнерша держится ногами за шею партнера).

В «Космической фантазии» эффектно выглядит крутка, исполняемая с помощью двух петель, соединенных вращающимся устройством. Артистка вращается вокруг своей оси, в то время как партнер раскручивает ее вокруг себя.

Интересно смотрится крутка двух партнерш. Посадив на плечи одну партнершу, исполнитель берет вторую за руку и за ногу и раскручивает их. В финале исполняется крутка трех артисток на аппарате, который держат на плечах три партнера. Гаснет свет, фосфоресцирующие костюмы, выполненные по эскизам художницы А. Богословской, загадочно мерцают в вихре движений. Эффект выступления усиливает и музыкальное сопровождение, интересно решенное композитором Л. Моллером.

Номер «Космическая фантазия» передает смелый порыв тех, кто устремлен к звездам, кто бесстрашно штурмует просторы вселенной, открывает новые, манящие миры. Яркость мечты, дерзаний отражена в стремительном калейдоскопе красок, движений, света.

В двух коллективах «Цирк на льду» в одном и том же жанре поиск идет разными дорогами. Где-то они пересекаются, где-то расходятся, но стремление к новому, еще не познанному объединяет артистов обоих коллективов!


С. НОВИНСКИЙ, артист цирка

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования