В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Русская наша "Березка"

Русская наша "Березка"Советские зрители давно оценили и полюбили поэтичную, восхитительную «Березку». С огромным успехом выступает прославленный коллектив и за рубежом родной страны.

Последние по счету гастроли ансамбля проходили в странах Ближ­него Востока. Они начались в Аммане — столице Иордании. «Берез­ка» продемонстрировала прекрасное искусство, заслуживающее вы­сокой оценки и преклонения, — писал рецензент газеты «Амман аль-Маса». — Ее выступления завоевали восхищение иорданской публики. Зрители были покорены той гармонией и слаженностью, которыми блеснули танцовщицы».

Зарубежная печать неизменно публикует о гастролях «Березки» самые восторженные рецензии. За океаном, в Аргентине, газета «Элъ-мундо» писала: «Березка» — это гармония, волшебный спектакль. Остается только удивляться, как можно достигнуть такого совершен' ства, такой стремительности». В Бразилии выступления «Березки» проходили с триумфальным успехом, а критик газеты «Популар» в Уругвае, как бы подводя итоги поездки ансамбля по Латинской Аме­рике, отмечал: «Это были незабываемые вечера. Перед нами пел, плясал народ, видящий в искусстве естественное продолжение своей жизни, жизни, преисполненной радости, борьбы, мечты и труда. Так может танцевать только советский народ!»

Непосредственной и оригинальной по форме была рецензия в га­зете «Франссуар». Ее автор энергично призывал парижан: «Спешите, не теряя ни минуты, в театр Сары Бернар, где со вчерашнего дня театр Наций показывает балет «Березка». Вы там увидите замеча­тельный ансамбль молодых артисток, танцующих с изумительной грацией и увлечением. Если вы любите фольклор — вы будете оча­рованы. Если вы не любите фольклор — вы будете побеждены!»

Все свои концерты ансамбль по традиции начинает хороводным танцем «Березка»—плавным и лирическим. Красивые девушки в русских сарафанах, с зелеными ветками березы в руках, словно плы­вут по сцене, образуя живописные композиции. Душевная чистота и благородство, тонкая музыкальность и высокая поэзия покоряют зрителей. Кстати, и название ансамбля — «Березка» — дали сами зри­тели, которые сразу полюбили этот первый танец, поставленный Н. Надеждиной еще в 1948 году. Сейчас в обширной программе коллектива много старинных рус­ских народных танцев. Своеобразен и полнозвучен хоровод «Лебе­душка», воскрешающий предание о превращении девушек в белых лебедей. Надо видеть этот танец, чтобы почувствовать его тонкое изящество и строгую пластику. Непередаваемо хороши «Северный хоровод», «Цепочка», «Воротца», «Сударушка» и другие чудесные композиции.

Изобретательно, с большим вкусом и щедрой фантазией поставле­ны Н. Надеждиной танцы советской Эеревни, напоенные дыханием современности. Шуточные и лирические, они неизменно пронизаны, радостным настроением. Зрители всегда очень тепло встречают «Де­вичий перепляс», «Казачий танец», «Шуточную польку», «Проходку», «Топотуху». С некоторых пор в ансамбле появились и большие хореографиче­ские композиции, такие, например, как «Прощай, масленица», вос­создающие средствами танцевального искусства старинные русские обряды. Очень привлекательна композиция «Лето» — театрализован­ная картинка уборки урожая. Весельем и радостью искрятся танцы композиции «На осенней ярмарке».

Введение в ансамбль мужской группы позволило значительно обогатить творческую палитру «Березки». Среди мужских танцев не­обычайно интересен «Балагуры». Десять статных гармонистов в бе­лых рубахах как бы разговаривают между собой и шутят. Во время танца они растягивают меха разноцветных гармошек. Сочетание ярких красок с комическими движениями танцоров придает свое­образный колорит этой веселой миниатюре.

Высоко оценивая пленительное искусство «Березки», рецензенты всякий раз отмечают богатую фантазию главного балетмейстера, организатора и бессменного руководителя ансамбля — Надежды Сер­геевны Надеждиной. Так, критик бельгийской газеты «Суар» Марселъ Лодэ подчеркивал: «Подобно тому, как гениальный музыкант может превратить в шедевр рапсодию на русскую тему, так и Надежда Надеждина блестяще доказала, как можно много сделать из народного танца. Танцы «Березки» стоят значительно выше всего того, что мне приходилось видеть в ансамблях других стран Европы».

Работая над созданием танцев, большой художник Н. Надеждина берет за основу танцевальное движение, бытующее в определенной области России, и обогащает его элементами сценической и хореогра­фической культуры. Русские народные танцы, преображенные та­лантом и мастерством балетмейстера, превращаются в яркие хорео­графические миниатюры, полные грации и очарования. Сокровищница русской народной хореографии питает творческую фантазию Надежды Надеждиной, вдохновляет ее но создание все новых и новых оригинальных произведений. В этом секрет неувядае­мой молодости нашей русской «Беретки» и ее талантливого хореографа.


М. Долгополов

Журнал Советский цирк. Ноябрь 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100