В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Русские самоцветы

Молодость дерзает. Именно эти слова первыми приходят и голову, когда смотришь новую программу «Русские самоцветы», поставленную Тульским цирком.

Эту программу не спутаешь ни с какой другой. Она ярка, самобытна, сверкает щедрыми находками — режиссерскими. актерскими, музыкальными и оформительскими.

Залитый светом тринадцатиметровый манежный круг как бы вобрал в себя доброту и отвагу, удаль и силу, красоту и улыбку русского народного празднества, в котором сказка сплавлена с былью и век прошедший с нынешним днем. Здесь все необычно, начиная с пролога. Надо обладать завидным творческим мужеством и верой в неисчерпаемость красок циркового искусства, чтобы пойти на ломку прочно устоявшихся традиций.

Молодой режиссер-постановщик Вилен Головко, выпускник ГИТИСа (для него Русские самоцветы — дипломная работа), дерзнул. Зритель не увидел ни привычного ведущего, ни шеренги униформы, ни церемониала — проходки участников представления с приветственно поднятыми руками.

Русская девушка в праздничном наряде отвешивает низкий поклон зрителю — дорогому гостю, как бы приглашая его принять участие в веселом народном гулянье, полюбоваться талантами-самоцветами, на которые так щедра родная земля.

И вот выплывает на манеж целая коллекция бутафорских матрешек — от гигантской двухметровой до озорной крошки. Они кружатся в забавном хороводе. На смену им выходят десять русских красавиц Одна к одной — глаз не отвести С длинными русыми косами, с ведерками на коромыслах — они своими радужными улыбками задают тон всему представлению.

Слов нет, и раньше мы видели в ряде программ кордебалет в прологе. Но не проводя параллелей и ничего и ни с кем не сравнивая, скажу лишь, что девушки эти смотрятся не как вставной номер «гбрлс». Девушки в «Русских самоцветах» (а они появляются в спектакле несколько раз) органичны, они крепко слиты с программой. Они — действующие лица большого, увлекательного спектакля.

Именно там. где режиссеру и артистам удалось добиться наиболее полного слияния номера с главной идеей представления, там одерживаются самые значительные победы.

Продолжу в связи с этим разговор о прологе. Посмотрите еще раз. какая точная смысловая и динамически напряженная цепочка: девушка-хозяйка как бы вызывает себе на помощь забавных матрешек. Те в свою очередь дают дорогу русокосым красавицам. Ну, а те затевают веселую игру с добрыми молодцами-акроботами. Ребята не остаются в долгу перед девушками. Они дарят им огромное яйцо в корзинке. Тук-тук, и из него «вылупляется», конечно же, коверный Майхровский. В его руках другое, меньшее яйцо. Оттуда на свет божий появляется маленькая собачка, наводящая на всех страх. И мгновенно пустеет арене. Начинается представление.

Так поставлена точная и очень веселая точка в прологе.

Интересно решен и эпилог, где применен, так сказать, обратный ход: заключительный групповой номер Гигантские шаги плавно и упруго переходит во всеобщий финал, некое шаривари, где каждый исполнитель принимает участие в нарастающем по темпу и масштабу народном гулянье. Крутится, вертится. шумит, бурлит ярманка, на долгие дни заряжая бодростью, весельем и самих ее участников и тех. кто в зрительном зале. Таков зачин и финал. Ну, а чем же начинен сам праздник, которому авторы Ю. Благов и В. Головко предпослали эпиграф:

«Сверкают всеми гранями своими Таланты-самоцветы на Руси».

По-разному, во всем блеске самоцветы сверкают на манеже юные таланты. Но очень важно, что весь коллектив (свыше пятидесяти исполнителей) работает с полной отдачей.

Может быть, это объясняется заражающей молодостью всех исполнителей, а может быть, чувством подлинно творческой дружбы, сплачивающей воедино весь коллектив (руководитель В. Канищев). А возможно. и тем и другим вместе.

Наиболее, так сказать, постановочный аттракцион — «Каменный цветок» под руководством Валентины и Виктора Эдер, продолжателей славной традиции одного из корифеев советского цирка.

В основе аттракциона лежит известный бажовский сказ Кузнец Данила ищет заветный камень мастерства, преодолевая сопротивление хозяйки Медной горы На помощь ему приходят косолапые помощники. Один из них кувалдой сокрушает каменную глыбу, другой нагружает породой вагонетку и увозит ее. Мишки достают из колодца воду и вдвоем пилят бревно. Однако медведи умеют не только трудиться, но и весело отдыхать. Вот забавная сценка: мишка на лавочке любезничает с Валентиной Эдер. И надо видеть, с каким правдоподобием неудачливый ухажер плюхается на землю, не «разгадав» хитрой уловки девушки.

Другой медведь с удовольствием лезет по першу на трехметровую высоту, чтобы продемонстрировать там стойку на передних лапах. Звери танцуют, играют на музыкальных инструментах, резвятся на лестнице, съезжая с нее. как это делают мальчишки.

Есть и другие любопытные находки в этой картинке, как, например, эффектный уход с манежа Виктора Эдера в обнимку с медведем. И все-таки аттракцион еще не завершен. Есть отличный замысел, есть довольно интересные трюки, но нет пока сюжетно цельного, динамичного, яркого номера, идущего, как говорят, на одном дыхании. Пока он не обрел еще той пружинящей стремительности, которая всегда так захватывает зрителя. Хочется верить, что аттракцион таит в себе еще но раскрытые грани, которыми он со временем заиграет.

Самый массовый в программе — акробатический аттракцион «Гигантские шаги» под руководством Александра Бондарева. Я помню, как три года назад его выпускали Насколько же он стал ярче, значительнее. профессиональнее! Их славная девятка ловких и смелых русских парней во главе с богатырем Александром Бондаревым и грациозная Нина Прокофьева. Аттракцион — хитроумное сочетание качелей, гигантских шагов с перекрестными подкидными досками — буквально ошеломляет фейерверком прыжков— двойных, с пируэтом, с сальто-мортале, арабских... То с одной, то с другой стороны возникают колонны — из двух, трех, четырех. Тут хочется особенно отметить успех Николая Савельева. исполняющего уникальный трюк—двойное арабское сальто-мортале. после чего приходит на колонну из двух.

Александр Бонд а реп и его друзья не собираются останавливаться на достигнутом Уже репетируется новый трюк — два сальто-бланша с двумя пируэтами на колонну из трех. Разрабатываются тройное арабское сальто, сальто-мортале на ходулях с интересными сюжетными сценками... Можно не сомневаться, что эти и многие другие замыслы сбудутся — артистам все по плечу!

Казалось бы. куда как далеки по жанру от Бондаревых музыкальные эксцентрики П. Толдонов. В. Довгань и В. Минаев. Но они, как, может быть, никакие другие участники этой программы, столь близки и по духу и по глубине раскрытия главной идеи циркового повествования

Итак, на арене скоморохи, словно пришедшие к нам с развеселых русских игрищ. Три весельчака н балагур». в которых чудесным образом сплелись открытость души и доброе лукавство, озорство и романтики. Я не буду перечислять все их трюки — есть оригинальные, есть, к сожалению и давно примелькавшиеся. Но образы, созданные молодыми исполнителями — большая актерская и режиссерская удача

Это особенно проявляется в клоунаде «Пора жениться» В основе се сюжета лежит известная русская сказка Три великовозрастных сынка по воле своего отца выпускают три стрелы в разные стороны. И тогда одна за другой появляются три жены.. Тут древняя сказка озорно оборачивается самой что ни на есть современной концовкой: одному сыну достается разудалая цыганочка, другому — модерная девица в брюках клеш, зато третий. Иванушка, получает в дар настоящую русскую красавицу — ладную, ловкую, веселую (ее играет Любовь Писаренкова).

Любовь Писаранкова — одна из наиболее опытных и зрелых артисток в коллективе. Центральный ее номер — пластический этюд на воздушном кольце — украшение программы. Не случайно зрители пятнадцати стран мира горячо аплодировали молодой исполнительнице, любуясь предельной отточенностью ее грациозного номера. В «Русских самоцветах» Л. Писаренкова вместе с главным балетмейстером Г. Шишкиным выступает и как хореограф.  Их почерк — изящный и энергичный — видится во многих номерах

Жонглер Евгений Биляуэр выступает с тем блеском, который отличает профессионального мастера. При этом молодой артист удивительно легко находит контакт со зрителем, как бы говоря ему: смотри, ничего хитрого тут нет. немного сноровки, желания и ты сам сможешь делать нечто подобное...

Оригинален групповой номер туринстов Бессараб, удачно сочетающих гимнастическую работу с музыкой. Аккомпанируя себе на электрогитарах, артисты исполняют песню о пытливой и дерзающей юности, о манящих дорогах жизни.

К слову, о музыкальном оформлении спектакля. Музыка написана композиторами Б. Троцюком и В Гурьяновым (он же дирижер оркестра). Русская классика, народные песни, современные мелодии, обильно дополненные специально написанной музыкой, — все это придает представлению большую привлекательность.

Да, и музыка и отмеченное большой выдумкой, тонким вкусом художественное оформление программы (художники М. Зайцева и К. Ефимов) помогают выявить идею «Русских самоцветов», но они. естественно. не могут сцементировать то. что выпадает из общего ансамбля.

Профессионально работают на манеже Киселевы (скульптурная группа), эквилибрист Михаил Жадин, силовой жонглер Валерий Гурьев, гимнасты на лестнице Агеевы Но быть только профессионалом — для данной программы недостаточно. Надо слиться с идеей всего представления, стать как бы одной из граней «Русских самоцветов». К сожалению, номерам, которые мы только что перечислили, именно этого пока не хватает. И тут. думается, постановщику есть над чем поразмыслить и потрудиться. В самом деле, попробуйте изъять из программы «Гигантские шаги» номера Л Писаренковой, Е. Биляуэра или даже далекий еще от совершенства «Каменный цветок», и сразу поблекнут, потускнеют краски программы, обеднеет весь спектакль. А вот. к примеру, силовой жонглер или скульптурная группа могут быть безболезненно заменены другими номерами и в общем-то представление не померкнет.

Каждый номер должен врасти в ткань спектакля, стать его неотъемлемой частицей. И тут первейшая роль, вероятно, должна быть отведена коверному. В нынешней программе — это Евгений Майхровский, один из самых одаренных наших молодых комиков. Спору нет. он и обаятелен и обладает отменным вкусом, у него обширный репертуар (кстати, он отлично доносит до зрителей текст, а это не такое уж частое явление). Но ведь, по существу, в непосредственный контакт с программой он входит лишь в прологе и эпилоге Правильно ли это? Едва ли. Именно такой коверный, как Майхровский, смог бы стать цементирующим началом для всех без исключения номеров. Значит, ему нужен специальный текст, который позволил бы артисту «стыковаться» с программой на всем ее протяжении. Это тем более важно, что ни один номер не объявляется, как я уже говорил, ведущего на манеже нет.

Русские самоцветы — пятая серьезная работа Тульского цирка за семь лет его существования До нее были «Цирк на льду». «Конный цирк», «Цирк на воде», пантомима «И арсенал и щит России».

Такая высокая продуктивность не случайно. Тула издавна слыла очень «цирковым» городом. С открытием же нового, отлично оснащенного стационара туляки и вовсе превратились в «неизлечимых» цирковых болельщиков. Не случайно десятки предприятий Тулы с превеликой охотой выполняют заказы цирка. Постоянное внимание ему оказывают партийные и советские руководители города и области, местная печать. Областные газеты «Коммунар» и «Молодой коммунар» посвящают каждой премьере статьи, а иногда целые полосы. Во главе Тульского цирка стоит Дмитрий Иосифович Калмыков, бывший фронтовик, недавно отмеченный высоким званием заслуженного работника культуры РСФСР, человек, целиком поглощенный идеями новых представлений. В серьезном успехе этого нового спектакля, посвященного XXIV съезду КПСС, есть вклад и коммуниста Д. Калмыкова.

Еще. как говорится, не просохли краски на афишах нынешней премьеры. а у коллектива Тульского цирка появилась уже новая большая идея — создать спектакль к 50-летию образования СССР. Таков уж закон нашей жизни, только вперед, только дерзать!

ИМ. ЛЕВИН

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100