В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

С этим надо покончить

Внимательно рассмотрев положение с цирковыми фойе, позволю себе пофантазировать — что бы я сделал с ними, будь на то моя власть.

В музее цирка, в редакции нашего журнала и в ряде цирков имеется огромное количество фотографий, ча­сто уникальных. Я бы предложил организовать фотовыставки по разде­лам: «Цирк за годы Советской вла­сти», «Гастроли за рубежом», «За пределами арены». В последнем раз­деле я бы собрал фото выступлений артистов на кораблях, в целинных совхозах, на кавалькадах и т. д., дав представление самому широкому кру­гу зрителей о том, насколько смело внедряется цирковое искусство в на­шу жизнь, какое видное место оно в ней заняло. Для тех, кто думает, что жизнь артиста цирка «легка и беззаботна», я бы создал раздел «От замысла к номеру», где бы показал напряженные трудовые будни. Спе­циальный раздел я бы посвятил та­ким закулисным вопросам, как поли­тические занятия в цирке, различные соревнования, поместил бы портреты артистов, получивших высшее образование без отрыва от любимой работы. Разве это советскому зрителю неин­тересно? И разве это не опровергло бы не изжитое еще мнение о «низкой культуре циркачей»? Все фотографии я снабдил бы острыми и лаконичными комментариями, пронумеровал бы раз­делы и разослал циркам, с тем, чтобы в дальнейшем они этими выставками обменивались. Тогда выставки обошли бы все цирки, не успев никому на­доесть. Говоря о стендах, я не имею в виду тусклые фотомонтажи, виден­ные мною в фойе   Рижского   цирка.

В фойе Московского циркаНа фото. В фойе Московского цирка

Стенды должны быть произведениями искусства, в них должно быть не меньше яркости и выдумки, чем в цир­ковых плакатах. В новых цирках и в благоустроенных старых я бы открыл передвижную выставку картин, посвященных цирку. Разве мало таких картин? Где сейчас хорошо выполненные маслом портреты наших масте­ров? Последний раз мы их видели в юбилейные дни в фойе Московского цирка. А потом? Я бы пошел и еще дальше. Талантов нам не занимать, и наряду с работами профессионалов я бы организовал выставку рисунков и картин артистов цирка. Разве мало у нас самодеятельных художников (как и фотографов-любителей)?

И еще о художниках. Не так давно в ЦДРИ была организована выставка работ художников цирка: эскизы ко­стюмов, оформление цирковых спектаклей и прочее. Выставка прошла с успехом, но неужели она не предста­вила бы интереса (пусть не вся, а частично) для многомиллионного цир­кового зрителя? Ведь многие люди не понимают, что делают в цирке режис­серы, писатели, художники. Вот и на­до рассказать об этом, и сделать это именно в фойе.

Во многих цирках есть книжные киоски, но цирковой литературы  (вообще-то крайне малочисленной) в них никогда не найдешь. Например, книж­ку «Огни манежа» еще можно купить в некоторых магазинах, но в цирках ее не продают. Нет и нашего журна­ла, хотя его не только следует прода­вать во всех цирках, но и принимать в них подписку на него. Неужели все это так сложно? У нас появилась се­рия фотооткрыток «Мастера советско­го цирка», но в киосках Союзпечати эти открытки тонут в кинозвездном потоке, а в цирках их не купишь, да и выбор «мастеров» на открытках очень невелик. Я бы организовал и продажу суве­ниров. Ведь сколько статуэток, игрушек и прочего посвящено цирку. По­чему бы их как памятные сувениры не продавать именно в цирках?

Короче говоря, тут поразмыслить есть над чем, и следует еще и еще раз подумать, что нужно сделать для того, чтобы превратить все наши цирки в учреждения культуры, что надо сделать, чтобы зритель в антрак­те не слонялся без дела, а пополнял свои знания о цирке, что надо сде­лать, чтобы фразу К. С. Станислав­ского можно было с уверенностью произносить так; «Цирк, как и театр, начинается с вешалки».

Ю. Благов

Журнал Советский цирк. Апрель 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100