С любовью к цирку - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

С любовью к цирку

Сборник очерков-эссе о цирке и его мастерах, названный автором, бакинским журналистом Леонидом Гольдштейном, звонким и по-цирковому броским словом «Парад-алле!», написан человеком, хорошо знающим цирк и влюбленным во все, что связано с ним.

Так бывает, что детское увлечение переходит в серьезное занятие. И как бы ни был сейчас занят мой коллега, журналист Л. Гольдштейн, он непременно находит время, чтоб написать рецензию на новое представление или просто, без всякого повода зайти в цирк, окунуться в его атмосферу, встретиться с друзьями. И, естественно, рассказы о людях, с которыми автор связан или был связан тесными узами дружбы или деловыми отношениями, как репортер, рецензент, цирковой драматург, наиболее удались в книге.

Казалось бы, что нового можно прибавить к портретам таких корифеев арены, как Эмиль Теодорович Кио, как Леонид Енгибаров или Олег Попов. О них написано много. И все же Гольдштейну удалось, на мой взгляд, в общении с известными мастерами . манежа подметить такие детали, которые обогащают наше представление о них.

Вот, например, один эпизод, свидетелем которого был автор. Зайдя однажды в кассу проверить, как идет продажа билетов (Кио это делал постоянно), и увидев, что на сегодняшнее представление их осталось порядочно, Эмиль Теодорович огорчился и тут же предложил директору цирка до вечера закрыть кассу, повесив табличку «аншлаг». «Нельзя допускать, чтобы на выступления Кио билеты продавались свободно, — объяснил он свое на первый взгляд весьма рискованное решение. — Вечером народу в кассе будет битком». И Кио не ошибся в своем прогнозе. В этот вечер, как и обычно, в зале не было ни одного свободного места. «А вы боялись попробовать, — говорил он потом директору. — Это не фокус, а просто знание психологии зрителей».

В рассказе о выдающемся клоуне Леониде Енгибарове Гольдштейн приводит несколько интересных его высказываний: «Я считаю, что чувство современности комика определяется не модным костюмом и прической, а передовым образом мышления и умением по-современному воплощать свои замыслы...»; «... Ганс Христиан Андерсен, подаривший нам такие чудесные сказки, был самым добрым клоуном в мире, хотя никогда не ходил по цирковому манежу. А настоящий клоун — это всегда тоже сказочник, глядящий на мир как на сказку, которую он приносит с собой на арену...»

Сейчас, когда Енгибарова уже нет в живых и с высоты сегодняшнего дня стала еще более очевидной его выдающаяся роль в развитии советского цирка, каждое высказывание большого артиста приобретает особую весомость, позволяет нам глубже заглянуть в его творческую лабораторию.

Много интересной информации читатель найдет и в очерках об Олеге Попове, Хосрове Абдуллаеве, Эдуарде Середе.

Хочется особо отметить, что автор в своей книге рассказал не только об известных мастерах манежа, но и о людях, которые много сделали для любимого искусства, но имена которых незаслуженно забыты. Ком горечи подкатывался у меня к горлу, когда я читал рассказы о трагической судьбе первого азербайджанского укротителя, Алекпера Фарруха, и о самобытном артисте, педагоге, видном организаторе циркового дела в Азербайджане Микаиле Джебраилове.

Что мы знаем о Фаррухе, талантливом самоучке из народа, поистине подвижническим трудом проложившем себе путь на арену еще в дореволюционную пору? Несколько строк в энциклопедии «Цирк», несколько не во всем достоверных публикаций в периодической печати — вот и все. Автор предпринял настоящий журналистский поиск, привлек много свидетельств очевидцев й документов, проливающих новый свет на жизнь и деятельность артиста, отдавшего свою жизнь цирку.

О заслуженном работнике культуры Азербайджанской ССР, одном из организаторов азербайджанского циркового коллектива, Микаиле Джебраиловиче Джебраилове, вообще никогда не писалось на страницах печати. А вместе с тем имя его до сих пор, спустя много лет, как он ушел из жизни, произносится в мире цирка с признанием и уважением. Он многое сделал для популяризации любимого искусства, для воспитания молодых артистов, облегчения условий их труда. Хорошо, что, прочитав книгу, о нем узнают многие любители цирка.

И еще я хочу подчеркнуть, что, относясь к своим героям с любовью, глядя на них как бы снизу вверх, автор нигде не идеализирует их, не старается их приукрасить, навести глянец. Так, отдавая должное смелости и одержимости Фарруха, он не скрывает, что артист, начавший работу с хищниками еще в начале века на ярмарках и в балаганах, подчас демонстрировал трюки, рассчитанные на невзыскательный вкус публики. А Микаил Джебраилович при всей своей деловитости и энергии, культуре и обаянии не лишен был житейской изворотливости и хитрости, приверженности к красному словцу. А у некогда популярного коверного, пользующегося и поныне успехом у зрителя, что-то ушло из его искусства вместе с молодостью. «Быть может, острота ощущения себя во времени... А может быть, вместе со временем в чем-то изменилось и наше представление об искусстве...».

В предисловии к книге «Парад-алле!» заслуженный артист РСФСР Игорь Кио пишет, что, хотя в последнее время цирковой литературы стало появляться больше, чем прежде, ее все-таки не хватает, и потому появление еще одной книги отрадно. Я бы хотел добавить: особенно если книга эта написана с увлечением и с большой любовью к цирку.

 

РАФАЭЛЬ ШИК

оставить комментарий

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования