В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Путь артистов Ни­ки и Юрия Шубиных

Ника и Юрий ШубиныНа арену вынесли невысокий стол с прикрепленной к нему лестницей. Инспектор манежа объявляет: «Ни­ка и Юрий Шубины!» После нескольких тактов музыки на ма­неж быстро выходит молодая женщина и ее партнер с тростью в руке. Взбежав на стол, он опускает трость, и, опираясь на ру­ку Нины, исполняет стойку. Нина Шубина отошла в сторону, а Юрий фиксирует стой­ку на одной руке. Трюк не сложен, но исполняется безупречно, и зрители дружно аплодируют такому началу. Затем в стреми­тельном темпе исполняется комбинация из парных стоек, акробатических прыжков. Они и жонглируют, но необычно: Юрий бросает и ловит кольца, стоя на голове. Заканчивается комбинация несколькими кра­сивыми стойками на столе, в которых Нина выступает в роли нижней. Мягко, без напря­жения, уверенно держит она партнера. Вот Нина стоит на голове партнера, а Юрий поднимается с ней на стол, садится, испол­няет пируэт, и затем вдвоем они испол­няют очень красивую стойку. Без паузы они переходят к финальному трюку. Юрий, пе­реступая по двум свободно стоящим лест­ницам, удерживает в балансе Нину, стоя­щую одной ногой у него на голове.

Номер небольшой, состоит из двух ком­бинаций, но построен так, что требует на­пряжения сил, внимания и отличного чувст­ва контакта.

Трудный путь прошли они от студентов Государственного училища циркового ис­кусства до артистов цирка высшей катего­рии и почетных членов английской Ассоциа­ции акробатов. А было это так...

Переходная лестница Ника и Юрий ШубиныОсенью 1943 года на первый курс цир­кового училища были зачислены студенты Нина Шубина и Юрий Вагнер. Однажды, в начале учебного года на втором курсе, ког­да Юрий репетировал чечетку, преподава­тель, танцев Клавдия Ивановна Филатова предложила ему подготовить номер «Ритмические танцы». Нину Шубину, игравшую на рояле, попросили аккомпанировать. На репетициях и в последующих концертах они и познакомились. Перейдя на третий курс, они начали готовить номер «Акробаты-экви­либристы». Исполнители такого номера должны быть не только акробатами, но и жонглерами, уметь удерживать друг друга в сложном балансе, отлично стоять на руках. В самом начале Нина не могла понять, что, стоя ногами на голове партнера, нель­зя балансировать самой, даже когда кажет­ся, что падаешь. Она невольно старалась сохранить равновесие, и это приводило к потере контакта: у Юры нарушался ба­ланс и... приходилось все начинать сначала. Полтора года ежедневных напряженных репетиций, радостей и огорчений, разбора неудач. Наконец, был назначен день про­смотра. Но выпускной просмотр — это осо­бое волнение: студенты-выпускники держат экзамен на право называться артистами со­ветского цирка! У Нины и Юрия просмотр прошел лучше, чем они ожидали. Ни одно­го завала!

Первое выступление в Архангельском цирке запомнилось им на всю жизнь. Вот как об этом рассказывает Юрий Шубин: «Сознание того, что это настоящий цирк, а не училище, что мы — артисты, а не студен­ты, заставляло волноваться. Ведь все про­смотры были в училище, где знакома каж­дая мелочь. В цирке — все ново. Среди участников программы было не мало воспитанников училища. Артисты отнеслись к нам по-дружески. На представлении все прошло хорошо, но Нина едва не упала, и случилось это по моей вине.

Перед финальным трюком она стоит у меня на голове одной ногой и я поднимаюсь с ней по ступенькам лестницы на стол. Под­нимаясь, всегда считаю ступени, чтобы знать, когда окончилась лестница. Всего семь ступенек. Но на первом представлении я от волнения перешагнул сразу через две ступеньки, сбился со счета и, когда полагал, что становлюсь на последнюю ступень, ощу­тил пустоту. Нога как бы провалилась, прои­зошло резкое движение, и я чуть не поте­рял баланс. Если бы в этот момент Нина расслабила ногу или сделала незначитель­ное движение корпусом, — падение было бы неизбежным. Но Нина стояла хорошо. И хотя зрители ничего не заметили, товарищи все видели».

Баланс на голове Ника и Юрий ШубиныСтав артистами, Нина и Юрий много ра­ботали. Номер, улучшаясь, несколько изме­нился. Но вот в 1951 году в Одессе прои­зошел случай, о котором они вспоминать не любят... Были сшиты новые костюмы — очень красивые и удобные. Шубины реши­ли выступить в них на одном из вечерних представлений. Цирковые артисты одевают­ся, гримируются и бывают готовы за на­сколько номеров до своего выхода. В этот вечер Нина и Юрий были готовы к выступ­лению, как всегда. Но когда исполнялся фи­нальный трюк, случилось неожиданное. По­ка Юрий, переступая по ступенькам лестни­цы, поднимал стоящую у него на голове Нину, все шло хорошо. Но на верхней точка Нина, как она это делала всегда, став в «арабеск», почувствовала, что костюм узок в бедрах. Появилось непривычное ощуще­ние скованности. Лишь на мгновение не­удобство костюма отвлекло ее внимание, и этого оказалось достаточно, чтобы произо­шло непоправимое: балансовый контакт с нижним был нарушен, нога Нины потеряла упор, соскользнула с головы Юрия на его плечо, и Нина упала с пятиметровой высо­ты. Нога задела угол стола. Быстро вскочив, Нина убежала за кулисы и снова упала — от нестерпимой боли в ноге. Но через две не­дели Шубины продолжали гастроли.

В 1952 году Нина и Юрий Шубины высту­пали в Москве на Первом Всесоюзном смотре цирковой молодежи и были на­граждены почетными грамотами. Через год Шубиных пригласили в Финляндию для участия в месячнике дружбы. Так начались гастрольные поездки за рубеж. Они выступали в Швеции, Бельгии, Франции, Англии, Венгрии, Чехословакии.

В 1956 году в Англии Н. и Ю. Шубины были избраны почетными членами англий­ской Ассоциации акробатов. Они — первые из русских артистов, принятых в эту орга­низацию.

Шубины полны творческих замыслов. Нет сомнения, что новые трюки, созданные артистами, обогатят и украсят их номер.

Л. ШЛЯПИН

Журнал Советский цирк декабрь 1959 год

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100