В защиту буффонадной клоунады
Перед тем как начать разговор о цирковой клоунаде и буффонадном клоуне, заглянем в энциклопедический трехтомный словарь и попробуем выяснить, что под этим термином подразумевают признанные авторитеты, составители этого словаря.
В первом томе, на стр. 243 говорится следующее:
«Буффонада — манера актерской игры, или определенный вид театрального представления (и циркового — добавляю я), основанные на преувеличенном, иногда грубом комизме». Ясно.
Берем второй том и заглядываем на 94 стр. Читаем:
«Клоун — цирковой актер, пользующийся приемами буффонады, исполнитель сатирических сценок, акробатических номеров и т. п.», И это ясно.
Итак, многочисленные компетентные и авторитетные составители словаря утверждают как нечто само собою разумеющееся, что клоун — это цирковой артист, пользующийся приемами буффонады. Следовательно, составители словаря признают буффонаду и право клоуна пользоваться ее приемами.
Как это убедительно, просто и ясно на страницах словаря и как запутано в действительности. Буффонадный клоун... Рыжий клоун... Как по-разному относятся к нему люди, как разно оценивают, как неодинаково понимают.
Для ребятишек, переполняющих в воскресные дни цирк до отказа, он бесспорно главная фигура, затмевающая все остальные. Он близок и дорог им, ибо он тоже ребенок. Большой ребенок. Яркий, пестрый внешне и простодушный, озорной, добрый и бесхитростный. Большой ребенок, говорящий с ними понятным языком.
Постойте у входа в цирк или потолкайтесь среди детей в антракте, прислушайтесь к их звонким голосам: «Клоун! Клоун! Клоун! Клоун!..» — только и слышно повсюду.
Через много-много лет, когда сегодняшние ребятишки станут маститыми профессорами, знаменитыми учеными, первоклассными мастерами различных дел, они не забудут любимца своего детства. Они с радостной улыбкой будут вспоминать его. Они обязательно поведут своих детей в цирк посмотреть на клоуна.
Итак, дети голосуют за буффонадного клоуна!
Голосуют не только потому, что он для них неисчерпаемый источник жизнерадостного веселья и озорной выдумки, но и потому, что он учит их. Да, да, учит! Своим клоунским языком учит понимать «что такое хорошо и что такое плохо». Дети терпеть не могут нудного морализирования и скучных резонерских поучений. А Рыжий говорит с ними сочным языком действия, не рассказывает, а показывает. Обращается к детям и поучает их не «в лоб», а исподволь, через общение с партнером, через смешной трюк. Он преподносит детям ряд серьезных истин в пестрой и яркой буффонадной форме.
Французский поэт Буало в своей книге «Поэтическое искусство» метко заметил, что «часто шутовское слово ученой лекции сильней».
У малышей преобладает образное мышление. С ними надо говорить, их надо учить, помня об этом.
Создателям детских клоунад и интермедий следовало бы почаще посещать детские утренники, чтобы понять причину своих редких авторских удач и многочисленных провалов.
Увы, до сих пор еще для ребятишек не создан интересный, высококачественный клоунский репертуар. Слишком немногочисленны хорошие буффонадные клоунады, очень мало специальных детских интермедий и реприз, совсем нет детских пантомим. Все цирки, вплоть до ведущих — Московского и Ленинградского — до сих пор отделываются пышными обещаниями, клятвенными уверениями и продолжают показывать детям вечернюю программу с некоторыми незначительными изменениями. Изменения главным образом заключаются в том, что вечерняя программа сокращается на несколько номеров. И все. Такое положение дел недопустимо. Наш цирк в области клоунады в долгу у детей и обязан как можно скорее с этим долгом расплатиться.
За буффонадного клоуна своими аплодисментами и своим смехом голосуют и взрослые зрители. Голосуют в стационарных и передвижных цирках, голосуют в цирковых бригадах, выезжающих на целинные земли и новостройки Сибири, голосуют на стадионах. И для взрослого зрителя также нет полноценной цирковой программы без клоунов. Без буффонадных клоунов, подчеркиваю, ибо то бесцветное и анемичное, что в кабинетах Союзгосцирка по недоразумению продолжают именовать клоунами — часто совсем не клоуны, а только артисты, пытающиеся играть клоунов. А клоуна играть нельзя. Им нужно быть. Нашего зрителя они не очень радуют и не очень веселят. Сейчас я говорю не о репертуаре, то есть не о содержании, а веду речь о форме, внешнем виде самого клоуна, о его манере сценического действия. К сожалению, у многих клоунов их форма стала серой, скучной, и поэтому они неубедительны. Смех — это старое, но грозное оружие. Буффонада — один из видов этого оружия. Если у кого-то это оружие не стреляет, то виновато не оружие, а тот, кто им неумело пользуется.
На протяжении всей истории человечества смех всегда был на стороне прогресса, он помогал разрушать устаревшее, обветшавшее и созидать новое, передовое.
Герцен писал: «Без сомнения, смех — одно из самых мощных орудий разрушения; смех Вольтера бил и жег как молния».
И не только смех Вольтера. Смех Гоголя и Салтыкова-Щедрина разрушал устои русского самодержавия, смех Рабле крушил феодализм. Был саркастический смех Свифта, искрометный смех Бомарше, язвительный и утонченный смех Генриха Гейне... Писарев в «Цветах невинного юмора» говорит: «...Смех действительно способен выворачивать наизнанку целые тысячелетия мировоззрения: стоит только назвать два имени — Вольтера и Гейне».
Мне могут сказать, что я ломлюсь в открытую дверь, что все за смех, что клоунов никто не собирается предавать остракизму... Так ли это!.. Увы, есть люди, которые двумя руками голосуют за смех «попробуй не голосовать — сам станешь жертвой смеха», но яростно восстают против буффонады, как чего-то шокирующего, безвкусного и пошлого. Разумеется, нужно безжалостно обрушиваться на плохих и пошлых буффонадных клоунов, как и на любое проявление пошлости в любой области нашей жизни. Но нельзя ставить знак равенства между приемом буффонады и пошлостью. Буффонадная клоунада сама, если она настоящая, если она в умелых руках, является смертельным врагом пошлости, А поборники «хорошего вкуса» (яростные хулители буффонады) забывают или просто не знают, что к буффонаде, как одному из самых впечатляющих приемов смеха, охотно прибегали великие сатирики и юмористы всех времен и всех народов. Свой смех они охотно рядили в красочные буффонадные одежды. Расправляясь со своими идейными противниками, безудержно буффонил Аристофан. Злая сатира Свифта вся решена в буффонадном ключе. Франсуа Рабле свой роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» буквально переполняет сценами, философскими по сути и буффонадными по форме. Великий русский сатирик Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» показывает целую галерею чудовищных, буффонадных градоправителей.
Итак, классики мировой сатиры тоже голосуют за буффонаду!
А нам то и дело говорят, что буффонада умирает. Нет. Надо только умело пользоваться ею. Нет плохих буффонадных трюков, а есть их плохое исполнение или (что еще хуже) их неуместное применение.
Часто клоуны забывают, что трюк должен служить не самому себе, не быть трюком для трюка, не просто смешить, а обязан помогать что-то высмеивать, должен быть подчинен сатирической мысли.
Пощечина — это примитивное и древнейшее средство вызвать смех. Уже в глубокой древности комики и шуты осыпали друг друга палочными ударами и оплеухами. Делают они это и по сей день. Иногда кстати, чаще некстати. Во втором номере журнала «Советский цирк» за 1959 год в статье «О гастролях французского цирка», говоря о французских клоунах Фрателлини, Ю. Дмитриев пишет: «...В их номерах много хорошего — это, безусловно, талантливые артисты... Но многое в их номерах не удовлетворяет. Дело не просто в том, что пощечины раздаются с излишней щедростью; пощечины, если они оправданы, закономерны. Но здесь пощечины — главное средство вызвать смех. В этом случае они огрубляют, даже опошляют номер».
А вот автор Ю. Благов написал клоунаду «Свидетель», которая была переполнена пощечинами оправданными и закономерными. В этой клоунаде пощечины помогали разоблачить трусливого обывателя. Исполнялась эта сатирическая по содержанию и буффонадная по форме клоунада во многих цирках и всегда имела успех.
Очевидно, комики стали терять штаны буквально на другой день после их появления в человеческом гардеробе. Поддерживая спадающие штаны и строя при этом уморительные гримасы, они уже в раннем средневековье заставляли публику весело смеяться. В буржуазном цирке они делают это и по сей день. Как трюк ради смеха — это недопустимо и пошло. Но вот в буффонадной клоунаде «Разоблачение ротозея» Белый клоун на манеже Московского цирка при всем честном народе снимал с Рыжего клоуна штаны, оставляя его в трусах. Зрители хохотали, и никого это не шокировало, так как этот трюк диктовался смысловой необходимостью. И град пощечин и падающие штаны — это старые буффонадные трюки, поставленные на службу новому сатирическому содержанию.
А нам говорят, что буффонада, дескать, изжила себя, устарела и умирает. Нет, буффонада бессмертна, как сам смех, органической частью которого она является.
На Западе, в буржуазных странах, буффонадная клоунада действительно зашла в тупик, так как у нее отняли ее душу — сатирическое злободневное содержание, а ее тело — ее форму, довели до абстракционистского абсурда. А вот наши буффонадные клоуны вымирают в прямом и переносном смысле этого слова: одни переходят в мир иной, другие уходят на пенсию, третьи, спасаясь от беспрерывных придирок бойких рецензентов и ожесточенных атак ревнителей «хорошего вкуса», добровольно расстаются с рыжим париком, большими ботинками, мешковатым пиджаком и, напятив скучный в манеже гражданский костюм, перестают интересовать зрителей. Немногочисленную молодежь, стремящуюся работать в жанре буффонадной клоунады, дезориентируют, сбивают с толку, отпугивают, рисуя ей несуществующие ужасы, ожидающие ее на этом неблагодарном пути.
На манежах наших цирков настоящие буффонадные клоуны встречаются все реже и реже. Скучные историографы этого веселого жанра равнодушно отмечают в своих летописях катастрофическую убыль, не задумываясь над ее причинами, не внося деловых предложений для сохранения и развития этого важного вида циркового искусства.
Что же нужно сделать в первую очередь! Сделать немедленно и энергично! Я попробую перечислить здесь то, что мне самому кажется необходимым и первоочередным. Безусловно, еще многое смогут добавить сами клоуны и те режиссеры, которые любят и понимают клоунаду.
1. Нужно всех клоунов, будь то пара или группа, закреплять в определенном цирке на весь сезон, а не перебрасывать их из города в город каждый месяц. Сейчас репертуар многих клоунских пар весьма скуден — две-три клоунады, которые они исполняют в течение целого ряда лет. Необходимость оставаться в одном цирке в течение всего сезона, выступать в нескольких программах перед одним и тем же зрителем, каждый месяц показывать новую клоунаду заставит клоунов усиленно работать над освоением нового репертуара, работать над повышением своего мастерства. Сидя на одном месте, клоун получит возможность спокойно работать с местными режиссерами и авторами. Беспрерывно странствующему клоуну это делать почти невозможно. Находясь длительный срок в одном городе, клоун будет обязан исполнять репертуар на местную тему, получая материалы от редакций газет и журналов этого города. И, наконец, что не менее важно, зрители успеют хорошо узнать клоуна и полюбить его. Не следует также забывать, что частые переброски клоунов и перевозка их домашнего и производственного багажа очень дорого обходятся государству, да и самому артисту.
2. Нужно, несколько позднее, когда у клоунов накопится достаточно обильный и разнообразный репертуар, обязать их выступать в программе цирка с двумя клоунадами. В первом отделении обязательно исполнять острую, злободневную сатирическую клоунаду, а во втором отделении показывать буффонадную клоунаду, построенную на сочном юморе. Это даст артистам возможность показать себя разносторонне. Когда клоуны ограничиваются только комедийным антре, без глубоких мыслей, — это вызывает справедливую суровую критику. При наличии же в первом отделении сатирической клоунады у них будет право на шуточный репертуар.
3. Нужно в самой категорической форме запретить, мягко выражаясь, «присваивание» чужого репертуара, так широко бытующее в среде клоунов. Самые маститые не брезгуют этим. Клоун, придумавший забавный трюк, сочинивший для себя остроумный текст, должен быть спокоен, что у него этого не отнимут. В силу должен вступить закон об охране авторского права артистов. Безнаказанность этих недостойных деяний приучает некоторых артистов не утруждать свои головы поисками новых трюков и реприз, а спокойно присваивать чужое добро.
4. Нужно немедленно вернуть буффонадного клоуна в групповые воздушные номера. Например, первоклассный полет под руководством заслуженного артиста РСФСР Е. Моруса только выиграл бы от наличия в нем молодого, веселого клоуна.
5. Нужно заняться созданием конной клоунады. Успех комедийных конно-спортивных игр в номере под руководством заслуженного артиста Северо-Осетинской АССР Мухтарбека Коченова доказал целесообразность комедийного решения конных номеров.
6. Нужно, наконец, осуществить на деле теоретически всеми признаваемую форму клоунского конферанса в цирке и заменить таким конферансом ряд неартистичных, косноязычных инспекторов манежа.
7. Нужно как можно скорее возродить прием циркового рауса, особенно для передвижных цирков. Создать остроумный репертуар для раусных клоунов (вот где простор для местной сатирической темы), найти оригинальные, новые формы рауса.
8. Нужно объявить беспощадную войну системе наспех стряпаемых «вечеров смеха». За широковещательными афишами сплошь да рядом скрывается низкопробная халтура, явное надувательство зрителей. Из нескольких клоунов, весь вечер мечущихся по манежу, обычно только два-три профессионалы, а все остальные это плохо одетые и безвкусно загримированные любители из числа униформистов или другого обслуживающего персонала цирка. Дирекция цирка, лихорадочно спасая свой финансовый план, бесцеремонно губит репутацию цирка, дает зрителям право справедливо обвинять
цирк в халтуре. Только по специальному разрешению Союзгосцирка могут директора и художественные руководители цирка организовывать подобные вечера. Только специально назначенные, отвечающие за качество этих вечеров режиссеры Союзгосцирка имеют право их ставить.
Нужно... впрочем, что еще нужно сделать — добавят другие.
Геогрий Кадников
Журнал Советский цирк декабрь 1959 год