В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Оркестр в цирке


За последние годы возросло значение оркестра в цирко­вых представлениях. Еще в 30—40 годы редко встреча­лись номера, органически свя­занные с музыкой. Тогда му­зыка была лишь фоном и ар­тисты работали под привычные звуки независимо от нее.

Теперь редко встретишь номер, не связанный с музыкой. Многие актеры говорят, что от оркестра зависит половина их успеха. Не будем уточнять. Бесспорно, что сыгранный, дисциплинированный ор­кестр, с хорошим репертуаром украшает программу, способствует восприятию идей­ной и художественной сущности представ­ления. К сожалению, мы не часто встречаем такие оркестры в цирке. Почему?

В большинстве цирков оркестры сезон­ные, музыканты приглашаются на зиму или на лето, а по окончании сезона уволь­няются. Сезонность не дает возможности пригласить солидного музыканта. Хоро­шие музыканты находятся на постоянной работе. В цирк же идут совместители (ру­ководители художественной самодеятель­ности, военнослужащие, преподаватели, ученики музучилищ или пенсионеры). Вот оркестр сформирован, надо готовить про­грамму. Тут и начинает сказываться вред совместительства! Одному необходимо сда­вать, а другому — принимать экзамены, у третьего ответственный вечер художествен­ной самодеятельности, и он не может при­сутствовать на репетиции в цирке. Это отри­цательно сказывается на качестве испол­нения и на трудовой дисциплине оркестра.

В цирках, надо иметь по­стоянные оркестры, если не целиком, то хотя бы постоян­ную небольшую группу музы­кантов. Это улучшит положе­ние.

Теперь о репертуаре. Ноты цирковых библио­тек приходят в негодность, так как эксплуатируются уже много лет. Если принять во внимание бедность нотных библиотек, станет понятно, почему исполняется огра­ниченное количество произ­ведений. Это, как правило, галопы Грачева, выходы и уходы Вайнберга, некоторые произведения Дунаевского, Машкова и другие. Некоторые произведения не исполняются потому, что написаны в рас­чете на большой состав и не звучат в наших оркестрах. Есть ноты и у артистов. Но не всегда они приемлемы. Так, талантливый коллектив акро­батов-прыгунов под руковод­ством артиста Оболонского за­явил, что они могут работать только в со­провождении фокстрота «Черная панте­ра». Есть и повторяющееся музыкальное оформление. В г. Кемерово румба Баклицкого исполнялась в течение сезона 5 раз, из них 3 раза в одной программе (для но­мера эквилибриста Сафонова, дрессиров­щика собачек Дэмко и жонглеров с колпачками Гусевых. Ни один актер не захо­тел взять другую музыку, да и предло­жить достойную замену было трудно из-за ограниченности цирковой библиотеки).

Нет музыки для антрактов. Все, что бы­ло, давно издано, часто исполняется. А ведь есть много яркой, веселой музыки. Хорошо бы подготовить и издать сборники антрактовых пьес для цирковых оркест­ров, как издавались серии нот такого пла­на для военных оркестров, только парти­тура должна быть рассчитана на оркестр, состоящий из 12—14 музыкантов. Нотное хозяйство в цирке надо приводить в по­рядок и срочно пополнять библиотеки но­вой литературой.

Сейчас дирижер пользуется нотами из собственной библиотеки, за которые, к сло­ву сказать, не только не получает аморти­зационных, но и возит их за свой счет. Бывают программы, когда нотами дириже­ра пользуются 50% работающих актеров.

Плохо и то, что актеры, особенно кол­лективы, не возят с собой нот, а отправ­ляют их багажом, который часто запазды­вает. Так, в г. Кемерово должен был на­чать работу азербайджанский коллектив. Весь состав приехал за несколько дней до начала работы, а багаж и ноты запозда­ли на неделю. В спешке оркестр разучи­вал сложную музыку. Участники номе­ра «гуцульский танцевально-акробатиче­ский коллектив» умудрились раздать ноты 15 артистам. Те, кто приехал раньше, привезли, как на грех, ненуялныя партии (для валторны, альта). Так почти в каж­дой программе.

Для повышения художественного уров­ня музыкального сопровождения и унифи­кации составов оркестров был издан при­каз Союзгосцирка. Хотелось бы внести поправку: надо увеличить количество труб с двух до трех. Один первый трубач не в состоянии выдержать нагрузки. Предла­гаю также увеличить оркестр из 15 чело­век на одну единицу — трубача-регуля­тора.

Чтобы улучшить работу, следует закре­пить дирижеров за двумя цирками (лет­ним и зимним), так как система дириже­ров-гастролеров не оправдывает себя. Надо разрешить циркам постоянный оркестр в количестве пяти-семи человек (рояль, скрипка, труба, кларнет-саксофон, удар­ник). К этому постоянному костяку, явля­ющемуся прочной основой, почти в любом городе можно подобрать недостающие го­лоса. Полезно ввести должность скрипача-концертмейстера и узаконить концертмей­стерскую работу пианиста, оплачивая ему хотя бы 50% ставки в дни, когда он за­нят на репетициях с актерами, и в дни вы­ступлений на манеже. Необходимо приоб­рести некоторые дефицитные музыкаль­ные инструменты (саксофон-тенор, саксо­фон-альт). Музыканта-кларнетиста найти можно, но саксофон не у каждого из них есть. Следует упорядочить заработную плату артистов оркестра цирка, а также норму выступлений дирижеров и музы­кантов.

Упорядочение этих вопросов улучшит работу цирковых оркестров, и они смогут решать возросшие художественные задачи, выдвинутые жизнью перед советским цир­ковым искусством.

М. МУРАТОВ,

дирижер оркестров Кемеров­ского и Воронежского цирков

Журнал Советский цирк декабрь 1959 год

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100