В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О трюке в цирке

 

За кулисами цирка, в среде артистов, часто возникают жаркие споры о трюках. И это не удивительно. Трюк является осно­вой номера. Как же ставится вопрос?

Каждому цирковому артисту известно, что существуют: 1) трюки несложные (конечно, относительно — легкого в цирке ни­чего нет!), трюки, на подготовку которых не надо затрачивать годы упорного труда, но эффектные, оригинальные. Эти трюки нравят­ся зрителю, хорошо принимаются, они, как говорят в цирке, «доходят до зрителя»; 2) трюки трудные, сложные, требующие порой мно­голетнего труда. И когда они, наконец, исполняются на манеже, то зачастую оказывается, что не пользуются ожидаемым успехом. Мы часто наблюдаем, как сложнейший трюк, истинную ценность которого артисты прекрасно понимают, не воспринимается должным образом зрителем. И напротив, трюк несложный, ценность которого мы также знаем, вызывает шумное одобрение зрительного зала. Можно при­вести множество примеров. Канатоходец с завязанными глазами, в мешке, взяв в руки баланс, медленно ступая по канату, переходит на другой мостик. И если после этого другой партнер, не имея в руках даже зонтика, перебежит по канату «просто», это останется почти незамеченным. Хотя перейти канат «без ничего» значительно сложнее, чем с балансом в руках даже с завязанными глазами,

Заслуженный артист РСФСР М. Егоров своим первым трюком в номере поражает знатоков: он подходит к трости, высота которой доходит почти до его плеча, и с места выжимает стойку на одной руке. Поистине феноменальный трюк! Однако этот трюк не полу­чает должной оценки. Но в дальнейшем артист находит путь к серд­цам зрителей.

«Зачем я буду тратить массу времени, энергии и труда на слож­ный трюк, лучше я сделаю что-нибудь несложное, но эффектное. Это будет приниматься лучше», — говорят одни. Некоторые из них впадают в крайность, отрицая вообще необходимость сложных трю­ков. Вторые утверждают, что это путь наименьшего сопротивления. Они считают, что дальнейшее развитие циркового искусства лежит через овладение новыми, еше более сложными трюками, пусть и не всегда понятными зрителю. И они впадают в крайность, забывая, что мы работаем для народа и что искусство наше должно быть по­нятным народу.

В свое время А. Луначарский так охарактеризовал трюк в цирке: «Трюк — такое положение, которое на первый взгляд кажется нераз­решимым в силу своей экстраординарности, но оказывается вполне под силу цирковому мастеру». Вот, на наш взгляд, ключ к истине в спорах о трюке. «Кажется неразрешимым» — здесь и сложность трю­ка и его необычный эффект. Конечно, в цирке существуют и будут полноправно существовать трюки несложные, но оригинальные на­ряду с  очень  сложными,  но  внешне  не  эффектными,    понятными подчас только профессионалу. Каждый артист, если он любит свое искусство и глубоко уважает зрителя, должен стремиться к тому, чтобы его номер был построен на трюках и сложных и одновремен­но эффектных.

Классическим примером подобных трюков является «тройное сальто в полете». Трюк этот необычайно эффектен — это знает каж­дый, кто когда-либо видел его. Но если бы он был только очень эффектным и не заключал бы огромной сложности исполнения, он потерял бы половину своей ценности. Но в том-то и дело, что при внешнем эффекте он является и выдающимся достижением в области воздушной акробатики. Любому, даже неискушенному зрителю ясно, что этот трюк требует огромной тренировки, большого умения и мужества. И как восторженно принимает зритель этот трюк!

Вот трюк «перш в перш» (двойной баланс), созданный артистами Французовыми. Разве это не эффектнейший и в то же время не сложнейший трюк? Или «тройное сальто с подкидной доски на ко­лонну», исполненное в свое время артистами В. Беляковым, Н. Шала-мовым, П. Девяткиным. Или трюк «одновременный прыжок четырех человек на лошадь» (четверной курс), исполненный в труппе под руководством заслуженного артиста РСФСР А. Александрова-Серж. Или «сальто с подкидной доски на ходулях», впервые исполненное артистом А. Саженевым.

Их много, этих трюков, созданных замечательными мастерами советского цирка. Надо заметить, что у нас есть номера, построен­ные почти целиком из трюков экстра-класса. Номера заслуженного артиста РСФСР М. Егорова, заслуженного артиста РСФСР и БССР Е. Милаева, заслуженного артиста РСФСР Е. Морус, труппы под ру­ководством заслуженного артиста РСФСР Р. Абакарова, братьев Запашных и многих других. Они первоклассные потому, что состоят почти целиком из сложных, рекордных и в то же время эффектных, оригинальных трюков. Конечно, не каждому артисту под силу соз­дать номер, целиком состоящий из трюков экстра-класса. Это зави­сит от способностей, таланта, возможностей артиста. Но каждый ар­тист, тем более советский, всегда должен стремиться к лучшему, к совершенствованию своего мастерства. Я в течение четырех лет под­готавливал трюк «жонглирование шестью тарелками в одной руке», и когда трюк был вынесен на «суд» зрителя, почувствовал творче­ское удовлетворение, А это высшая награда. Поиски подобных трю­ков часто приводят к необычным, новым решениям. И не надо бояться этого — новое не найдешь на проторенной тропе.

К трюкам высшего класса надо стремиться не только потому, что они являются ценнейшими, эффектнейшими. Создание таких трюков — это путь дальнейшего развития циркового искусства.

 

И. КОВАЛЕНКО

Журнал Советский цирк декабрь  1959 год

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100