Училище циркового искусства - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Училище циркового искусства


Исполнилось тридцать лет существования Училища циркового искусства. Решающий   этап   в   организации   профессионального школьного обучения моло­дых  артистов советского цирка связан  с созданием   Курсов   циркового   искусства, возникших осенью 1927  года.

История мирового цирка не знала по­добного опыта. В специальную школу при­шли юноши и девушки, желавшие посвятить себя цирковому искусству. Это была советская молодежь, которой предстояло развивать советский цирк.

Распространенная в те годы  недооцен­ка русских цирковых артистов, тяготение к иностранщине, преклонение перед заграничными цирковыми номерами — все это было пережитком прежних, дореволюционных воззрений на цирк, серьезно тормозивших развитие советского циркового искусства.

На занятиях в   Училище   циркового  искусства.   Урок проводит преподаватель Г. Аркатов

На занятиях в   Училище   циркового  искусства.   Урок проводит преподаватель Г. Аркатов

Требовались решительные ме­ры, чтобы вывести советский цирк на ши­рокую дорогу.

Надеяться   на   стихийное    пополнение артистических сил нельзя было. В двадцатые годы советские и партийные  организации,  решая  вопрос  о  подготовке   моло­дых кадров для театра,  рассмотрели так­же практические возможности подготовки молодых     артистов     советского     цирка. В 1927 году было принято решение об организации Курсов   циркового   искусства. Так было положено начало профессиональному обучению молодых артистов цирка.

- 3десь не учитываются другие попыт­ки организовать подготовку цирковых кадров, предпринимавшиеся ранее (в частности,   Мастерская  циркового  искусства).

Самый    факт    возникновения    Курсов представлял собой принципиально важный шаг  в  деле   воспитания   молодых  кадров советского цирка, в деле его дальнейшего творческого развития и роста.

В противовес стихийности и кустарщине утверждался курс на планомерную под­готовку цирковых кадров в рамках госу­дарственного учебного заведения, в котором на новых началах и принципах могла бы строиться учебно-воспитательная рабо­та. Наряду с профессиональным обучени­ем будущие цирковые артисты должны были получить знания в объеме среднего специального учебного заведения. Внача­ле был установлен трехгодичный курс обучения, затем он был увеличен до трех с половиной лет и, наконец, до четырех.

- Неоднократно изменялись и наименование цирковой школы и срок обучения в ней, так, с 1927 по 1929 год существо­вали Курсы циркового искусства (КЦИ), с 1930 по 1934 год — Техникум цирково­го искусства (ТЦИ), с 1935 по 1938 год — Всесоюзная школа циркового искусства ГВП.ЩИ) и, наконец, с 1938 года — Го­сударственное училище циркового искус­ства (ГУЦИ).

Программы и учебные планы школы все более совершенствовались.

Нет возможности подробно рассказать о многочисленных организационных труд­ностях первых лет жизни училища. Они были   неизбежны  и   многочисленны.

Не всегда качество выпускаемых номе­ров отвечало предъявляемым требовани­ям; еще не сложились педагогические кадры, не было недостатка и в людях, иронически относившихся к школьной системе подготовки  артистов цирка.

Но трудности мало-помалу преодолева­лись. Подготовка цирковых артистов в школе оправдала себя. Школа оказалась жизнеспособной. Уже после первых вы­пусков молодое пополнение, вышедшее из стен училища, внесло свежую струю в со­ветский цирк. И, хотя выпускались еще номера подражательные, а порой и невысо­кого профессионального уровня, все же вы­пускники занимали все более заметное место в программах наших цирков. Учи­лище циркового искусства становилось основным источником пополнения нашего цирка свежими  артистическими  силами.

За тридцать лет училище воспитало несколько поколений цирковых артистов. Среди них — заслуженные артисты РСФСР, награжденные правительственными награ­дами, орденами и медалями СССР, лауреа­ты Международного конкурса цирковых артистов, лауреаты VI Всемирного фести­валя молодежи и студентов. Многие, став первоклассными мастерами своего дела, заняли  ведущее положение.   Среди   них: популярнейший клоун М. Румянцев (Ка­рандаш), молодой артист-эксцентрик Олег Попов, талантливые артисты первых вы­пусков училища — жонглеры 3. Махлин, Н. Бауман, Н. Лихачев, С. Чебулов, клоуны С. Ротмистров, С. Шестопалов, А. Бугров, Д. Зверев, братья М. и А. Ширман, артисты оригинальных жанров М. Кулыгин, С. Рубанов, И. Нелипович, К. Зайцев, И. Байда, А. Шнайдер, И. Уль­янов, Р. Славский, велофигуристы под руководством А. Александрова, танцоры на проволоке А. Артемьев и Г. Бурдон, Л. Бойцов, эквилибристы Французовы, акробаты на подкидных досках Степано­вы (Инго) и Кожевниковы, воздушные гимнастки Е. Лебединская, Л. Якутская, Л. Кудоярова, группа оригинальных акро­батов под руководством С. Арнаутова, И. Вавилова и М. Файертаг, эквилибристы на шарах Рогаткины, акробаты-эквилиб­ристы В. и Н. Волжанские и многие другие.

 Эквилибристы В. и Н. Волжанские, окончившие училище циркового искусства в 1933 г., в номере со своими юными партнерами.

Эквилибристы В. и Н. Волжанские, окончившие училище циркового искусства в 1933 г., в номере со своими юными партнерами.

К числу молодых артистов,  выпущен­ных  в   более позднее  время,     относятся: гимнастки Е. Бубнова, Г. Адаскина, В. Сур­кова, жонглеры В. Кожухов, И. Хромов, В. Воробьев, Д. Филиппенко, Е. Хромов, танцовщица на проволоке Н. Логачева, группы акробатов-прыгунов под руковод­ством И. Федосова, Ф. Абапалова, Ю. Бы­ковского, эквилибристы Шубины, Газарян, акробаты-вольтижеры Маленкины, Ивано­вы, Владимировы, Байковы и другие.

Общее число выпускников за тридца­тилетие превышает тысячу человек. Все они в дружном коллективе артистов совет­ского цирка совершенствуют любимое ис­кусство, обогащают свое мастерство новы­ми достижениями, тем самым, внося свою лепту в дело дальнейшего развития со­ветского   цирка.

Из года в год Училище накапливало творческий опыт. Улучшился учебный процесс, совершенствовались методы пре­подавания, вырабатывались кадры опытных педагогов, исчезали скептицизм и неверие в собственные силы. Так в про­цессе живой практики совершалось на­копление   новых    качеств,    обеспечивших училищу прочные учебно-творческие  тра­диции.

Танцовщица на проволоке Н. Логачева, окончившая училище  циркового искусства в 1950 г.

Танцовщица на проволоке Н. Логачева, окончившая училище  циркового искусства в 1950 г.

Отсюда не следует, что с делом подго­товки кадров все обстоит благополучно. Училище не располагает достаточной учеб­но-материальной и технической базой. По­этому нет возможности готовить молодых артистов ряда жанров (например, конных жанров, дрессировки мелких животных и пр.).

- В настоящее время в училище су­ществуют: основное отделение со специальными уклонами по акробатике, жон­глированию и гимнастике, куда принима­ются окончившие семилетку, и недавно организованное (1955 г.) отделение клоу­нады и музыкальной эксцентрики, куда принимаются лица, имеющие законченное среднее образование.

Условия для организации учебно-практических занятий крайне ограничены. Все это  не может не отражаться   на качестве как профессиональной, так и обще­образовательной и культурно-политической подготовки. Все еще неудовлетворительны жилищно-бытовые условия студентов (от­сутствие общежития). Естественно, что при этих недостатках училище еще не в силах полностью разрешить задачу подго­товки новых оригинальных номеров, ко­торые внесли бы существенное разнообра­зие и обогатили бы программы наших цир­ков.

Большое значение в деле подготовки молодых кадров имеет вопрос о длитель­ности их обучения. Существующий четы­рехгодичный срок недостаточен. Необхо­димо начинать обучение с более раннего возраста, примерно, с 11—12 лет. Это даст возможность лучше закрепить приобретае­мые учащимися технические навыки и бу­дет способствовать выпуску более полно­ценных в профессиональном отношении молодых  исполнителей.

Идя навстречу этим пожеланиям, Совет Министров СССР вынес постановление, со­гласно которому в Государственное учили­ще циркового искусства будут принимать­ся лица, окончившие четыре класса сред­ней школы с установлением для них семи­летнего срока обучения в училище. В этом же решении сказано об организации при училище интерната на 75 человек с пол­ным государственным обеспечением. В ближайшее время предусмотрена капи­тальная реконструкция здания училища, которое будет располагать двумя манежа­ми, намечены строительство общежития, введение в учебный план новых специаль­ностей и т. п.

Скорейшая реализация этих мероприя­тий является первоочередной задачей, от разрешения которой в значительной сте­пени зависит дальнейший успех творчес­кой работы педагогов и студентов.


А. Волошин

Журнал «Советский цирк» ноябрь 1957 г

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования