Исполнилось тридцать лет существования Училища циркового искусства. Решающий этап в организации профессионального школьного обучения молодых артистов советского цирка связан с созданием Курсов циркового искусства, возникших осенью 1927 года.
История мирового цирка не знала подобного опыта. В специальную школу пришли юноши и девушки, желавшие посвятить себя цирковому искусству. Это была советская молодежь, которой предстояло развивать советский цирк.
Распространенная в те годы недооценка русских цирковых артистов, тяготение к иностранщине, преклонение перед заграничными цирковыми номерами — все это было пережитком прежних, дореволюционных воззрений на цирк, серьезно тормозивших развитие советского циркового искусства.
На занятиях в Училище циркового искусства. Урок проводит преподаватель Г. Аркатов
Требовались решительные меры, чтобы вывести советский цирк на широкую дорогу.
Надеяться на стихийное пополнение артистических сил нельзя было. В двадцатые годы советские и партийные организации, решая вопрос о подготовке молодых кадров для театра, рассмотрели также практические возможности подготовки молодых артистов советского цирка. В 1927 году было принято решение об организации Курсов циркового искусства. Так было положено начало профессиональному обучению молодых артистов цирка.
- 3десь не учитываются другие попытки организовать подготовку цирковых кадров, предпринимавшиеся ранее (в частности, Мастерская циркового искусства).
Самый факт возникновения Курсов представлял собой принципиально важный шаг в деле воспитания молодых кадров советского цирка, в деле его дальнейшего творческого развития и роста.
В противовес стихийности и кустарщине утверждался курс на планомерную подготовку цирковых кадров в рамках государственного учебного заведения, в котором на новых началах и принципах могла бы строиться учебно-воспитательная работа. Наряду с профессиональным обучением будущие цирковые артисты должны были получить знания в объеме среднего специального учебного заведения. Вначале был установлен трехгодичный курс обучения, затем он был увеличен до трех с половиной лет и, наконец, до четырех.
- Неоднократно изменялись и наименование цирковой школы и срок обучения в ней, так, с 1927 по 1929 год существовали Курсы циркового искусства (КЦИ), с 1930 по 1934 год — Техникум циркового искусства (ТЦИ), с 1935 по 1938 год — Всесоюзная школа циркового искусства ГВП.ЩИ) и, наконец, с 1938 года — Государственное училище циркового искусства (ГУЦИ).
Программы и учебные планы школы все более совершенствовались.
Нет возможности подробно рассказать о многочисленных организационных трудностях первых лет жизни училища. Они были неизбежны и многочисленны.
Не всегда качество выпускаемых номеров отвечало предъявляемым требованиям; еще не сложились педагогические кадры, не было недостатка и в людях, иронически относившихся к школьной системе подготовки артистов цирка.
Но трудности мало-помалу преодолевались. Подготовка цирковых артистов в школе оправдала себя. Школа оказалась жизнеспособной. Уже после первых выпусков молодое пополнение, вышедшее из стен училища, внесло свежую струю в советский цирк. И, хотя выпускались еще номера подражательные, а порой и невысокого профессионального уровня, все же выпускники занимали все более заметное место в программах наших цирков. Училище циркового искусства становилось основным источником пополнения нашего цирка свежими артистическими силами.
За тридцать лет училище воспитало несколько поколений цирковых артистов. Среди них — заслуженные артисты РСФСР, награжденные правительственными наградами, орденами и медалями СССР, лауреаты Международного конкурса цирковых артистов, лауреаты VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Многие, став первоклассными мастерами своего дела, заняли ведущее положение. Среди них: популярнейший клоун М. Румянцев (Карандаш), молодой артист-эксцентрик Олег Попов, талантливые артисты первых выпусков училища — жонглеры 3. Махлин, Н. Бауман, Н. Лихачев, С. Чебулов, клоуны С. Ротмистров, С. Шестопалов, А. Бугров, Д. Зверев, братья М. и А. Ширман, артисты оригинальных жанров М. Кулыгин, С. Рубанов, И. Нелипович, К. Зайцев, И. Байда, А. Шнайдер, И. Ульянов, Р. Славский, велофигуристы под руководством А. Александрова, танцоры на проволоке А. Артемьев и Г. Бурдон, Л. Бойцов, эквилибристы Французовы, акробаты на подкидных досках Степановы (Инго) и Кожевниковы, воздушные гимнастки Е. Лебединская, Л. Якутская, Л. Кудоярова, группа оригинальных акробатов под руководством С. Арнаутова, И. Вавилова и М. Файертаг, эквилибристы на шарах Рогаткины, акробаты-эквилибристы В. и Н. Волжанские и многие другие.
Эквилибристы В. и Н. Волжанские, окончившие училище циркового искусства в 1933 г., в номере со своими юными партнерами.