В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Гастроли артистов чехословацкого цирка

 

В третий раз советские зрители встре­чаются с артистами чехословацкого цирка. После гастролей во Львове нашим друзьям была гостеприимно предоставлена арена цирка города-курорта Сочи.

До недавнего времени цирки стран на­родной демократии не знали амплуа коверного клоуна. Участник ныне гастро­лирующей труппы комик-пародист Вацлав Мрскоч является зачинателем этого жанра в Чехословацком цирке. Работая на одном из заводов Праги, Вацлав был участником коллектива художественной самодеятель­ности. Любовь к искусству сделала его профессиональным исполнителем сатири­ческих песенок на эстраде и в варьете. А вот уже два года Мрскоч клоун в цирке. Еще рано говорить о прочно закрепив­шейся маске и образе артиста как ковер­ного клоуна, но можно с уверенностью от­метить, что выбранный им путь комика-пародиста — правильный и верный. Паро­дирование цирковых жанров дает артисту возможность проявлять свои разносторон­ние способности.

Вообще, в программе большое место уделено смеху. Комическими элементами насыщены многие номера программы. При­сутствие на манеже вместе с Вацлавом Мрскочем клоунов, Карела Дворжака, Ярослава Яничека, Венци и Вики вносит в представление большое оживление.

В плане пародии на игры гладиаторов поставлен номер Ромулус. Три эксцентри­ка Густони забавно обыгрывают неслож­ный реквизит — стол, лестницу, бутылку на подносе, — чтобы показать целую серию хороших акробатических трюков. Изобре­тательно найденными веселыми деталями изобилует выступление музыкальных эк­сцентриков и акробатов Венци и Вики. В финале номера, делая стойку «голова в голову», Вики играет на скрипке, а Венц, держа его на голове, одновременно игра­ет на двух трубах. Много веселых минут доставляет зрителям сценка с непослуш­ным мулом артистов Павлата и «футболь­ный матч» между группой клоунов и зрителями. Щедро насыщено шутками вы­ступление Патинас, разыгрывающих за­бавную сценку у телефонной будки.

Приветствуя создаваемую на арене ве­селую атмосферу, нельзя не посетовать на некоторый архаизм приемов, которыми пользуются артисты. Слишком уж много пощечин, падений, ударов, обливания во­дой, бесконечного раздевания и других безвкусных деталей.

Представленные в программе «воздуш­ные» номера гимнастов на кольцах Гантиг, выполняющих двойной копфштейн на двух трапециях, артистов на штейн-трапе Тонис, и наконец работающей под купо­лом воздушной гимнастки Геды исполня­ются с большой смелостью.

Следует отметить номер гимнастки на трапеции Геды. Дочь известных в Чехо­словакии артистов цирка, Геда с 13 лет самостоятельно работает под куполом. С каждым годом усложняя свои трюки, со­вершенствуя мастерство, артистка овладе­ла искусством баланса и равновесия, легко удерживаясь на подвижной трапеции. Сме­лая гимнастка в какой-то мере отдает дань традициям буржуазного цирка, ис­пользуя трюки с «обрывами», играя на нервах зрителей. В заключение своего вы­ступления Геда, сидя на стуле, установ­ленном двумя ножками на тонкой пере­кладине трапеции, читает книгу. Затем делает неожиданный «обрыв», задержива­ясь в последнюю секунду за трапецию но­гами.

Так же, как и Геда, выросла в цирке способная танцовщица на проволоке Эми­лия Енечкова (Долорес). Представитель­ница третьего поколения старейшей чехо­словацкой цирковой династии Кнокс, Эми­лия кроме своего основного номера на проволоке, выступает с отцом и матерью с комическим балансированием на катуш­ке: 3. Кнокс 3. Разностороннее дарова­ние молодой артистки позволяет ей уча­ствовать еще и в номере жонглирования, где она выступает    со    своим    партнером Еничеком — лучшим   прыгуном  Чехосло­вацкого цирка.

Участие в течение одного вечера в не­скольких номерах программы, владение многими цирковыми жанрами характерно для артистов чехословацкого цирка. Боль­шинство из них выступают в двух-трех номерах программы не только в качестве ассистентов, но и как ведущие исполните­ли.

Порой трудно отдать предпочтение од­ному номеру перед другим, исполняемым теми же артистами. Муж и жена Гантиг показывают незаурядное мастерство гим­настов на кольцах. В номере «Четыре Ферко» они же выступают со своими деть­ми —восьмилетней Оличкой и девятилет­ним Фердинандом, как партерные акро­баты-вольтижеры. Зрителей пленяет увле­чение, с которым работает на манеже дружная семья Ферко-Гантиг.

Дрессировщик лошадей Антонин Шупка до цирка работал на частном кон­ном заводе в Моравии, поставляющем ска­ковых лошадей на ипподромы Европы. Любовь к цирку и к животным, знание привычек и повадок лошадей привели Ан­тонина Шупку на манеж.

На гастроли в СССР Шупка привез чи­стокровных племенных лошадей: светло­серых лепезанцев и вороных питомцев старейшего в Европе Кладрупского кон­ного завода, основанного еще в 1562 году. Лошади появляются на манеже попарно, с нарядными султанами, в сбруе, украшен­ной национальным орнаментом. Сам дрес­сировщик, чаще всего, выходит на манеж в богато вышитом национальном костюме родного Моравского края; реже — во фраке. Его движения шамбарьером совсем незаметны и кажется, что дрессировщик только наблюдает, а лошади сами выпол­няют сложные эволюции. Несмотря на большой успех номера, думается, что ус­коренный темп и некоторая горячность темпераментных животных мешают зри­телям уловить всю сложность их работы.

Во втором отделении Антонин Шупка появляется на белоснежном чистокровном лепезанском жеребце «Плуто», демонстри­руя ряд аллюров высшей школы.

Был показан и конный номер, сочета­ющий в себе классическое па-де-де (ар­тистов Франтишка и Иозефы Урбановых) с комическим выступлением «девушка из публики». Артистка Мария Фиалова с большой непосредственностью исполняет роль незадачливой наездницы, но к сожа­лению, в некоторых частностях ей изме­няет чувство хорошего вкуса.

Большой успех имеет у зрителя жонг­лер на проволоке Толан Ревинок. В фина­ле артист одновременно приводит в дви­жение 10 белых колец.

Блеснула своим незаурядным, прекрас­но отрепетированным номером группа пя­ти жонглеров Бремловых, номер которых отличается выдумкой и мастерством.

Завершает программу аттракцион с сенгальскими львами укротителя Яна Валашека. В прошлом рабочий, выходец из рабочей семьи. Ян Валашек стал одним из лучших укротителей в чехословацком цир­ке. Он выступает со смешанной группой пятилетних хищников — рыжегривым красавцем львом «Мадридом» и пятью его подругами.

Традиционные прыжки в обруч, хожде­ние по перекладине, «живой ковер» и по­строение четырех пирамид выполняются хищниками очень четко, красиво. А непри­нужденная манера держаться на манеже Яна Валашека, его артистическое обая­ние еще больше способствуют хорошему впечатлению от аттракциона.

Успех гастролей Чехословацкого цир­ка несомненен. Мы радуемся достижени­ям наших друзей.

 

Евг.    Жарова

Журнал «Советский цирк» ноябрь 1957 г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100