В 1955 году большая группа наших цирковых артистов выехала на гастроли в Брюссель, Париж и Лондон. Советский цирк вступал в соревнование с лучшими цирками мира, да еще к тому же на их территории. И вот в Москву пришла телеграмма: «Все номера проходят с успехом», а за ней целый шквал восторженных отзывов и рецензий. Видавшие виды цирковые зрители, директора и критики давали высокую оценку нашим артистам, указывая при этом, что наш цирк отличается ярким своеобразием.
Прошло с тех пор совсем немного времени, а успехи советского цирка все возрастали. В Варшаве на Международном конкурсе цирков наши артисты заняли первое место по количеству завоеванных золотых и серебряных медалей. В Венгрии они были награждены орденами. С большим успехом прошли гастроли артистов советского цирка в Германской Демократической Республике, Болгарии, Румынии, Чехословакии, Греции, Югославии и Польше. Мастера советского цирка выступали в Монгольской Народной Республике, Китае, Индии, Индонезии и Бирме, и везде их встречал отличный прием.
Наш цирк получил мировое признание. Когда думаешь об этом, начинаешь особенно ясно осознавать, какой огромный путь прошло наше советское цирковое искусство. До революции русские цирки выдвинули нескольких выдающихся артистов, среди которых в первую очередь следует назвать Анатолия и Владимира Дуровых, талантливых клоунов-сатириков. Но в целом цирки влачили жалкое существование. Крупнейшие цирковые антрепренеры, ориентируясь на космополитические вкусы русской аристократии и буржуазии, привлекали на свои арены главным образом иностранных гастролеров. В провинции цирки низводились до уровня низкопробных балаганов.
Артист Л. К. Танти писал: «Никаких художественных принципов в цирке не искали, идеологии не спрашивали — по-видимому, никому это не было нужно. Городской управой отводилось для цирка место непременно только у кладбища, возле тюрьмы, в лучшем случае — на Конной площади, чтобы вонь цирковая не достигала центральных улиц». Никаких специальных учебных заведений цирковые артисты не знали, мало того — многие из них были неграмотны. Голод, холод, профессиональные болезни, необеспеченная старость являлись их постоянными спутниками. К этому еще надо прибавить, что за годы империалистической войны вследствие призыва молодежи в армию распались лучшие цирковые труппы, значительно обеднели цирковые конюшни и группы зверей. «Мы даже не представляем себе сейчас, в каком жалком упадке находился цирк к концу империалистической войны»,— писал один из старейших мастеров советского цирка В. К. Янушевский.
И когда в 1919 году были национализированы два московских цирка — Никитиных и Саламонского, то, в сущности, государство получило только два цирковых здания, к тому же не ремонтировавшихся в течение многих лет. Почти никакого циркового имущества в них не было.
И обо всем этом стоит вспомнить теперь, когда за один год советские цирки обслуживают 28 миллионов зрителей, когда артисты достигли огромных успехов во всех цирковых жанрах, когда существуют Училище циркового искусства и Студия цирка, Музей цирка, издается специальный цирковой журнал. Такой быстрый расцвет оказался возможным благодаря тому, что в цирке, как и в других областях культуры, творческая деятельность художников развивалась под руководством Коммунистической партии.
Характерно, что с первых лет революции цирки наряду с театрами и кинематографами оказались подведомственными Народному комиссариату просвещения, что сразу предопределило идейно-воспитательную, а не только развлекательную функцию циркового искусства. В том, что цирками занимался Наркомпрос, проявлялось новое к ним отношение со стороны рабоче-крестьянской власти. В 1919 году В. И. Ленин подписал декрет «Об объединении театрального дела», имевший принципиальное значение для развития цирка. В декрете говорилось, что «цирки, как предприятия, с одной стороны, доходные, а с другой стороны, демократические по посещающей их публике, и особенно нуждающиеся в очищении от нездоровых элементов и в художественном подъеме их программ, а также всякого рода эстрады, администрируются наравне с неавтономными театрами».
Таким образом, декрет прямо утверждал народную сущность циркового искусства. Из декрета следовало, что необходимо вести активную борьбу против проникновения в цирки буржуазной идеологии, за художественное очищение и художественный подъем цирковых программ.
В том же 1919 году со статьей «Задачи обновленного цирка» выступил народный комиссар просвещения, выдающийся теоретик искусства, марксист А. В. Луначарский.
Призывая художественную интеллигенцию прийти на помощь труженикам арены, Луначарский писал, что «нервам значительным элементом цирка является демонстрация физической силы, ловкости, физической красоты человеческого организма...
Вторым элементом цирка является тот род комического, который переходит а фарс, шарж, буффонаду, но мы, — продолжал Луначарский, — требуем от клоунов большего. В обновленном цирке клоун должен иметь высокий в своем комизме репертуар. Клоун смеет быть публицистом. Его великий праотец — Аристофан, а сатира клоуна — народного шута — должна быть целиком правдива, остра и глубоко демократична...
Наконец, третий элемент циркового зрелища — пантомима и карнавал...».
Значит, цирк утверждался как искусство, призванное демонстрировать физические возможности человека, как искусство сатирического плана, силами своих клоунов осмеивающее все, что мешает человеку быть счастливым, и, наконец, перед цирком выдвигалась задача осуществлять большие спектакли — пантомимы и карнавалы, в которых можно было бы поднимать важные вопросы истории и современности.
Такая направленность советского цирка была определена с первых дней его существования. Но, чтобы добиться ее осуществления, необходимо было провести большую и трудную работу, и не только силами одних цирковых артистов, но и пришедших к ним на помощь писателей, инженеров, художников, режиссеров, композиторов, теоретиков и других деятелей советского культурного фронта.
Очень важно, что с первых лет своего существования советский цирк имел ясную перспективу развития — было установлено: цирк служит народу! Очень важно и то, что на помощь цирку пришли люди из разных областей культуры, и то, что советские цирковые артисты в своей основной массе приняли участие в строительстве нового цирка. Оглядываясь сейчас назад, нельзя не оценить деятельности Виталия Лазаренко, замечательного акробата-прыгуна и клоуна-сатирика, с первых лет революции смело нападавшего на всё мешающее росту молодой Советской республики.
Артисты Армянского коллектива А. Минасян и Т. Константинова
Труппа туркменских джигитов под руководством заслуженного артиста Туркменской ССР Д. Ходжабаева
Группа эквилибристов на першах под руководством Ю. Половнева
Но Лазаренко ничего не смог бы сделать, если бы ему на помощь не пришли писатели, художники, если бы он не был окружен творческой атмосферой, характерной для советских цирков. И не один Лазаренко вел борьбу за новый, советский репертуар, за новые выразительные средства цирка. В этой большой и ответственной работе активно участвовали В. Л. Дуров, братья Танти, Д. С. Альперов, братья Кольпетти, С. И. Гарин, Н. И. Вильтзак и многие другие артисты. Советский цирк начал свой путь, имея всего-навсего два полуразрушенных здания в Москве и весьма ограниченное число посредственных, а то и слабых номеров.
Но именно потому, что на цирк было обращено внимание государственных органов, ведавших культурой, потому, что сами артисты делали все, чтобы поднять цирковое искусство, за очень короткий срок были достигнуты выдающиеся успехи. Известно, что, начиная с 1922—1923 годов, в наши цирки приезжали в большом количестве иностранные гастролеры и что качество их номеров зачастую оказывалось выше тогдашнего уровня номеров советских артистов.
Однако уже к 1926 — 1927 годам наши цирковые мастера превосходили своих иностранных коллег, а в 1930 году советские цирки смогли вовсе отказаться от приглашения иностранных аттракционов, и год от году качество номеров советских артистов возрастало.
Значительную роль сыграло объединение всех цирков в единую государственную систему. Благодаря этому артистам впервые была предоставлена постоянная работа, они освобождались от забот о завтрашнем дне, что, конечно, помогало их творческой активности.
Только в условиях развития системы государственных цирков могли быть созданы специальная цирковая школа, цирковые студии, где артист получал квалифицированную помощь в создании нового номера. Только при работе в государственных цирках артист, предлагая новый интересный номер, мог рассчитывать на то, что к нему прикрепят режиссера, художника, композитора, инженера, что Музей цирка даст ему необходимые консультации, что государство за свой счет изготовит реквизит и костюмы.
Конечно, и в буржуазных странах есть талантливые цирковые артисты, но там они создают номера на свой страх и риск, без всякой помощи и поддержки со стороны государства или дирекции цирка.
Что же привлекло зрителей и критиков, когда наши артисты выступали за границей? Не только выдающиеся технические достижения — трюкачей-виртуозов там достаточно. Привлекло другое: разнообразие и новизна показываемых номеров, постоянное стремление к созданию новых трюковых комбинаций, номеров и даже жанров.
Критика отмечала режиссерскую проработанность каждого номера и всего представления в целом. И, наконец, зрители оценили высокий художественный вкус оформления, костюмов и реквизита и то, что музыка не составлена из случайно подобранных фокстротов и галопов, но является органической частью номера, специально для него написана или подобрана из произведений классиков и современных композиторов.
Иначе говоря, цирковой номер превращается из набора трюков в цельное, во всех своих частях уравновешенное, законченное художественное произведение.
Поразило иностранных зрителей и то, что наш цирк категорически не принимает номеров, построенных на унижении человеческого достоинства, на грубости или пошлости. Искусство советского цирка рождает у зрителя светлое, высокое чувство — прекрасен человек! Характерно, что в наших цирках нет нарочитого подчеркивания опасности, что даже в такой области, как дрессировка хищников, наши артисты отказываются от устрашения и запугивания, проводят свои номера, как игру с животными, пронизывая свои выступления юмором.
И в области клоунады наш цирк идет своей дорогой. Используя лучшие традиции русского цирка, наши клоуны исполняют злободневный сатирический репертуар. Но дело не только в этом. В буржуазном цирке клоунада основывается на грубости: на пощечинах, ударах палками, обмазывании мыльной пеной, разбивании яиц на голове и других подобных приемах. Что представляет собой большинство масок клоунов буржуазного цирка? Маниакальных идиотов, одетых в нелепые наряды и действующих вопреки всем законам логики.
Группа жонглеров под руководством заслуженного артиста РСФСР В. Оскал-Оол
Посмотрите на лучших наших клоунов, и каждому будет видна принципиальная новизна их масок и приемов исполнения.
Солнечным клоуном называют Олега Попова, но этим эпитетом можно было бы наградить и других наших мастеров комического. Наши клоуны смелы и ловки, они физкультурно подготовлены. В наших цирках мы чаще вместе с клоуном смеемся над тем или иным недостатком, нежели над самим клоуном, его откровенным кретинизмом, что обычно бывает в цирках буржуазных. Наш цирк стремится к использованию народных традиций, к тому, чтобы как можно чаще на его аренах появлялись номера, развивающие национальные особенности циркового искусства. Отсюда — создание национальных цирковых коллективов: украинского, азербайджанского, армянского; отсюда — возникновение большого числа национальных цирковых номеров. Из сочетания этих качеств и складывается своеобразие советского цирка.
Сейчас, после многих поездок наших артистов за границу, после посещения нашей страны многочисленными гастролерами из разных стран Европы и Азии, это своеобразие стало особенно очевидным. Но ведь утверждение новых принципов началось буквально с первых лет существования советского цирка и продолжалось на протяжении всего его пути. Особенно эта тенденция усилилась в тридцатые годы, когда советские цирки почти полностью отказались от приглашения иностранных гастролеров и поставили перед своими артистами задачу — добиться наивысших достижений во всех жанрах. Именно в этот период советские артисты изобретают ряд интересных и своеобразных номеров, расширяющих границы циркового искусства.
Так, например, создается такой интересный жанр, как гимнастика на вращающихся снарядах, пионерами которого выступают Михаил Волгин и Алексей Бараненко. В этот же период утверждается советская школа укрощения хищников — здесь выдвигаются Николай Гладильщиков и Борис Эдер.
Окончательно сбрасываются покровы таинственности с номеров иллюзионистов, чему в первую очередь способствует талантливый артист Эмиль Кио. Создается и достигает высокого мастерства ряд номеров национального цирка: Цовкра, Али-бек — Кантемировы, Тугановы, Ташкенбаевы и другие. В то же время формируется новая клоунада и, в частности, огромной и заслуженной популярности добиваются Карандаш и выдающийся клоун-дрессировщик Владимир Дуров. И в любой области, в любом жанре цирка наши мастера достигают замечательных успехов. В этот же период цирковое представление начинает рассматриваться не как сумма случайно собранных номеров, а как нечто целое, подчиненное единству темы, идеи, единому режиссерскому замыслу. И здесь выдвигаются талантливые цирковые режиссеры и художники.
Достижения советского цирка были так велики и очевидны, что в 1939 году, в связи с двадцатилетием наших цирков, Московский цирк был награжден орденом Ленина, Ленинградский — орденом Трудового Красного Знамени, орденами, медалями и почетными званиями была награждена большая группа цирковых артистов и других деятелей цирка.
Эти награды были весьма знаменательны: награждая цирковых артистов, партия и правительство утверждали, что цирки по своему значению, по общественной пользе, ими приносимой, стоят в одном ряду с другими видами искусства, что труд циркового артиста в нашей стране так же почетен, как и всякий другой труд. И это не могло не способствовать дальнейшему подъему циркового искусства даже в трудные годы Великой Отечественной войны. С первых дней войны многие цирковые артисты отправились в армию, уходили одиночками и целыми группами, как, например, группа казаков-наездников, руководимая Михаилом Тугановым. Многие артисты пали смертью храбрых, отстаивая свое социалистическое отечество, многие были ранены, очень многие награждены боевыми орденами и медалями.
Труппа джигитов под руководством заслуженного деятеля искусств Северо-Осетинской АССР А. Кантемирова-Али-Бек
Но оставшиеся продолжали активно бороться за подъем циркового искусства. В дни войны были созданы новые номера, из которых «Семафор» и «Колесо» сестер Кох можно отнести к числу высших достижений цирка. Проводились специальные смотры достижений в области циркового искусства, наглядно убеждавшие, что рост цирка идет непрерывно. В дни войны клоуны Виталий Лазаренко младший, Карандаш, Борис Вяткин, Константин Берман и другие выступали с антифашистскими сатирическими номерами как в цирках, так и в прифронтовой полосе. В самые трудные месяцы 1942 года на арене Московского цирка пошла пантомима А. Афиногенова и М. Бурского «Трое наших», прославлявшая патриотизм советских людей. В Москве цирк играл даже в наиболее суровые для города дни, в Ленинграде цирк открыл свои двери, едва была снята блокада. Первым зрелищным предприятием, открывшимся в Сталинграде, был цирк-шапито. Город еще был в руинах, а цирк уже работал. А сколько артистов, и молодых и старых, и знаменитых и безвестных, выезжали на фронты для обслуживания бойцов и офицеров, сколько десятков и сотен раз выступали в дни войны артисты на призывных пунктах и в госпиталях! Все это крепило связь цирка с народом и еще раз подтверждало его большое общественное значение, любовь народа к цирку. Именно эта уверенность в том, что цирк любим народом, заставляет цирковых артистов непрерывно совершенствовать свое мастерство, добиваться все новых достижений. Именно благодаря этому цирки получают постоянную помощь со стороны государства. После войны продолжается дальнейший подъем циркового искусства: создан ряд оригинальных по замыслу и великолепных по исполнению номеров, выдвинулся ряд блестящих молодых артистов, талантливых писателей, режиссеров, художников, композиторов, работающих в области цирка. Созданы тематические цирковые представления, из которых особенно удачны поставленная в Московском цирке феерия «Юность празднует» (автор В. Поляков, режиссер М. Местечкин) и пантомима «Приключения поводыря с медведем» (авторы Н. Зиновьев и Н. Эрдман). Созданы новые и многообещающие национальные коллективы и номера. И, что самое главное, в цирке присутствует та творческая атмосфера, в которой стремление к новому для каждого настоящего артиста становится естественным и необходимым. А это позволяет постоянно разнообразить цирковые программы, делать каждую из них своеобразной и интересной. Именно это творческое начало, присутствующее в советском цирке, объясняет его успехи и быстро растущую международную популярность. Советский цирк сейчас находится на подъеме, но этот подъем начался не сегодня и не вчера, а с первых лет существования советского цирка и продолжался на всем протяжении его часто трудного пути. Когда мы говорим, что наш цирк на подъеме, это не значит, что у него нет серьезных недостатков и в репертуаре, и в исполнительском мастерстве, и в режиссуре, и в хозяйственной деятельности. Но эти недостатки исправимы, хотя для их исправления нужна большая работа. Забота партии и правительства о советском цирке поможет деятелям цирка идти все вперед, создавая новые замечательные произведения циркового искусства, близкие народу.