В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Юность

 

Валентина СурковаНесколько времени назад мы как   бы   вновь   оценили  достоинства нашего  цирка.

Это произошло после загранич­ных гастролей советских цирковых артистов, когда за рубежом с не­которым удивлением заговорили о совершенстве работы, о своеобра­зии, о художественной законченно­сти советских цирковых номеров, о даровитости артистов нашего цирка.

Разумеется, мы знали об этом и раньше, цирк всегда был одним из любимых видов зрелищ в нашей стране. Но, удостоверившись в том, что наше цирковое искусство на высоте, мы как бы успокоились и только изредка в печати появлялись коротенькие заметки о новых про­граммах Московского цирка. Для того чтобы идти вперед, нужно по­стоянно ощущать внимание и поощ­рение, и если наш цирк не отстал и не застыл на месте, то это только потому, что он все-таки всегда ощу­щал любовь народа.

Вообще русский цирк не был за­быт   русской литературой. Григорович, Чехов, Куприн посвятили ему произведения, ставшие классиче­скими образцами рассказа. Для писателя цирк нашего времени, со всем тем новым, что внесла в него советская эпоха, мне кажется при­влекательнейшей темой. И хотя в советском цирке нет трагических взаимоотношений между предпринимателем и артистом, которые бы­ли в старом цирке, но «бесконфликтности» в цирковом искусстве не существует, надо только внима­тельно вглядеться в то, что проис­ходит и на арене и вокруг арены. Но задаваться такими серьезными целями вряд ли возможно в этих кратких заметках, которые посвяще­ны феерическому цирковому пред­ставлению «Юность празднует», по­ставленному Московским цирком к VI Всемирному фестивалю.

На арену Московского цирка вы­шли молодые лауреаты Всесоюзно­го конкурса цирковых артистов и притом в представлении феериче­ском, где нарядное внешнее офор­мление, эффектное зрелище не­сколько отвлекало от самой рабо­ты артистов на арене. Наконец це­лое отделение цирковой програм­мы, поставленное на воде, само по себе представляло интересный аттракцион. Второе отделение спек­такля — совсем не то, что мы назы­ваем водяной пантомимой, а именно феерия на воде

Не было особой нужды в том, чтобы оправдать превращение аре­ны в пруд или «цирковое море», как шутили клоуны. Зрелище получи­лось эффектное, когда на арену с шумом хлынул каскад воды, под­свеченной разноцветными лучами прожекторов. На островке в пруду и на подвижных мостиках нужно бы­ло дать нечто соответствующее во­дяному   зрелищу.

Скульптурные группы Демкиных,  показанные на островке в окруже­нии воды, представляли собой впол­не оправданное зрелище — четыре стройные молодые женщины напо­минали скульптуры, нередко укра­шавшие фонтаны XVIII столетия. Воздушные гимнасты Папазовы в ко­стюмах моряков и с атрибутами их профессии — веслами, спасательны­ми кругами и якорями — тоже впол­не соответствовали особенностям цирковой феерии на воде.

Наконец поразительным     зрелищем была игра Маргариты Назаро­вой с тигром Пуршем. С детского возраста шесть десятилетий подряд я видел укротителей хищных зверей видел знаменитого Ричарда Савадэ но ничего подобного тому, что мы увидели в этой программе, видеть не приходилось. Тигр, прыгающий как громадная кошка, в воде за мя­чом, играющий с Назаровой в воде, рычащий, хватающий ее могучими лапами, оскаливающий клыки, — это было нечто волнующее и вместе с тем восхитительное прежде всего потому, что это был показ тигра не свободе, а не в клетке. Да и самой клетки не было, не было решетки, из-за которой мы всегда видим тигров

— Исключительный номер, — ска­зал мне, разводя руками, наш гость индиец (кстати, для Индии тигр и до сих пор страшный хищник, от кото­рого гибнут сотни, если не тысячи людей)

По правде говоря, когда на худо­жественном совете в Управлении цирками обсуждали сценарий фе­ерии «Юность празднует» и в числе номеров нам назвали номер Марга­риты Назаровой с тигром в воде, мы усомнились в том, что такой номер можно показать без клетки. Об этом даже говорили на заседании Тем более это был сюрприз и для нас и, конечно, для зрителей.

Олег Попов повторил свой за­мечательный номер на свободном канате на этот раз над водой, что, разумеется, усилило эффект, Даро­витый, веселый, обаятельный артист разнообразно показал себя и в этой программе.

«Рыболовы» — комическая пан­томимная сценка на воде в исполне­нии Юрия Никулина и Михаила Шуйдина была очень хорошо принята зрителями

Как водяная цирковая феерия, это зрелище, несомненно, завоева­ло право на существование (сцена­рий В. Полякова, режиссер М. Meстечкин,  художник  Г.  Кноблок).

Первое отделение программы было парадом нашей цирковой мо­лодежи — братья Запашные, жонглер Нази Ширай, акробаты с подкидной доской под руководством С. Кожев­никова, эксцентрики Громовы и воз­душный полет, блестящий номер под руководством Ф. Конева, изящ­ная воздушная гимнастика В. Сурко­ва — все они еще раз подтвержда­ют заслуженную славу советского циркового искусства.

Молодое поколение не только воспринимает от старшего бесстра­шие, смелость, чистоту работы, но идет дальше, достигая стремитель­ного темпа в работе.  В старое время считалось нужным «продавать номep», без нужды растягивая его длинными паузами, как бы подчеркивая его трудность, злоупотребляя барабанной дробью, играя на ме­лодраматических эффектах. Сейчас самые сложные, трудные упражнения показывают легко, стремитель­но, и именно эта легкость и непри­нужденность в работе производит большее впечатление на зрителя. Легкость, стремительность в подаче номера — это стиль нашего цирко­вого искусства, отличительная осо­бенность работы нашей цирковой артистической молодежи.

Конный цирк был представлен руководителем Б. Манжели и его партнерами Л. Котовой и Ю. Ермолаевым. Что бы там ни говорили в наш   век ТУ-104  и  сверхскоростных машин, но лошадь в цирке и на ип­подроме — прекрасное зрелище. Изящество, с которым демонстриру­ют высшую школу верховой езды наши артисты, те черточки нового, которые внесены в композицию и оформление номера, доказывают еще раз, что конный цирк не отжил свой век. И без конного цирка, в сущности, нет самого цирка, пото­му что есть же разница между мю­зик-холлом и цирком. Точно так же нет цирка и без клоунов. Клоунада в представлении была забавной, не­претенциозной и смешной.

Приятно, что молодежь была представлена зрителям ветераном советского цирка А. Буше и пред­ставителем младшего поколения Ю. Егоренко.

Много пережил наш цирк за со­рок лет и, разумеется, не сразу ро­дился своеобразный, художествен­ный стиль советского циркового ис­кусства. Каких только не проделы­вали на манеже экспериментов и в прозодежды одевали артистов, и тя­нули искусство цирка к чистому спорту, и к театру. Но, в конце концов, наш цирк вышел на ровную широкую дорогу и воспитал отлич­ную смену, поколение молодых ар­тистов, которое себя хорошо пока­зало в дни VI Всемирного фестива­ля молодежи. И за это так горячо аплодировали молодым артистам гости со всех концов мира и совет­ские зрители, верные друзья наше­го циркового искусства,

Л    Никулин

Журнал «Советский цирк» октябрь 1957 г
 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

реставрация фото онлайн