В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Дети изображают нас – это им интересно

—Однажды я рассказала Тане миф об Икаре. Эта девочка всегда нуждается в пище для своего воображения. Она сразу схватила лист бумаги и, не найдя карандаша, пальцем водила по чистому листу, объясняя, где что будет, тут же придумы­вая детали. Пусть, например, Икар ухватился рукой за луч звезды...

Рис. Наташи Плотниковой, 11 лет (Ленинград) 1958 год

Рис. Наташи Плотниковой, 11 лет (Ленинград) 1958 год

Преподавательница рисования 235-й московской школы Ариадна Степановна Жукова рассказывает о своей ученице Тане Шалыгиной. Одиннадцатилетняя Таня — лауреат Всесоюзной выставки изобразительного творчества детей, экспони­рованной в текущем году. За акварель «Цирк» ей присуждена третья премия.

—Как случилось, что в стране, где сорок миллионов школь­ников, один ваш класс выдвинул на Всесоюзную выставку шесть участников? — спросили мы Ариадну Степановну.

Рис. Тани Шалыгиной, 11 лет (Москва) 1958 год

Рис. Тани Шалыгиной, 11 лет (Москва) 1958 год

Она улыбнулась:

—Это ведь в основном акварельные рисунки цирка. Я не мешала фантазировать, подбадривала, когда у ребят падала вера в свои силы, а затем, вопреки установкам, щедро стави­ла пятерки. Дети вдохновлялись, им хотелось создать еще лучшее.

Цирк — одна из многих тем на выставке, где самая много­численная группа сюжетов связана с колхозными полями, с об­разами городов и заводов, с бытом советской семьи, с жизнью школ, с темами исторической героики.

Рис. Людмилы Петровской, 12 лет (Ленинград) 1958 год

Рис. Людмилы Петровской, 12 лет (Ленинград) 1958 год

Что же в маленькой цирковой теме привлекает боль­ше всего?

Чаще всего это клоуны, затем животные, часто акробаты. На многих рисунках очень хорош образ цирка в целом — освещенный центр, затемненные ряды, масса зрителей, кото­рым дети-художники как бы передают свою увлеченность, свое восхищение романтичным искусством цирка.


Вот маленький шедевр — акварель Людмилы Петровской. Добродушный клоун с зонтиком и собачкой в момент представ­ления. Свежий талантливый рисунок, пронизанный жизнера­достным юмором.

Акварель Наташи Плотниковой динамично изображает воз­душный полет, отлично передает романтику цирка.

Романтическая необычность цирка привлекает детей-худож­ников. Одновременно они тянутся к правде в передаче этой необычности. Вася Аземша с хорошей точностью изобразил здание Ленинградского цирка на скрещении людной городской артерии и набережной Фонтанки. Но дети знают, что, войдя внутрь этого здания, окажешься в мире чудес.

Рис. Лени Гумановского, 9 лет (Ленинград) 1958 год

Рис. Лени Гумановского, 9 лет (Ленинград) 1958 год

Разумеется, юные художники допускают ошибки в переда­че подробностей, масштабов предметов, в выборе цвета. Ле­ночка Серебрякова без нужды изобразила зрительские ряды волнообразными (вероятно, запомнившаяся ей «круглость» цир­ка перенесена десятилетней авторшей и на эту деталь). А девятилетний Леня Гумановский занял маленькой коляской почти весь манеж.

Но, надо думать, именно в цирковой тематике не всякая странность должна рассматриваться как погрешность. На вы­ставке показывался большой фриз «На вокзале», коллективно созданный ребятами седьмого ленинградского детсада. Железно­дорожники отмечали, что ряд даже мелких деталей ребята вос­создали с точностью внимательных наблюдателей; но всех пас­сажиров и всех работников транспорта изобразили детьми — так показалось интереснее.

И, в самом деле, сколько очарования, милой детской наив­ности в рисунке Тани Шалыгиной! Ее дрессировщица напоми­нает Таниных подруг, учениц 5-го класса. Тигр больше похож на щенка немецкой овчарки и, кажется, не обращает никако­го внимания на горящий обруч для прыжков. Но именно таковы дети: таковы их восприятия, вкусы, возможности. И имен­но в этом прелесть их пусть еще не совершенных рисунков, которые для нас, взрослых, полны неотразимой притягатель­ной силы.

Дети — художники цирка — это маленькие агитаторы за цирк. Они агитируют своим наивным, но в основном удиви­тельно правдивым искусством.

—Пойдемте в цирк,— как бы говорят они своими скульптурами и акварелями. Говорят не только своим сверстникам, но и нам, взрослым.

В. ПОКРОВСКИЙ

Журнал « Советский цирк» май 1958 год

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100