В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Жонглер Иван Хромов

 

Жонглер Иван ХромовЖонглирование — самый распространен­ный вид циркового искусства. Постоянно видоизменяясь, он сформировался в опре­деленный цирковой жанр. Хотя жонглирова­ние является одним из самых древних ви­дов циркового искусства, все же предметы, с которыми работает жонглер, остались без изменения. Это те же традиционные палоч­ки, мячи, шарики и кольца, то есть основ­ные атрибуты  классического жонглера.

Нужна большая выдумка, высокая про­фессиональная техника и отличное актерс­кое мастерство, чтобы разнообразить ре­пертуар и не быть похожим на других. Об одном из артистов, постоянно пополняю­щем свои номера новыми трюками и об­новляющем приемы работы, хочется рас­сказать.

Актерская биография Ивана Хромова на­чалась в 1947 году, после окончания Госу­дарственного училища циркового искусства. Он выступал с номером парного жонгли­рования, сделанным в экзотическом стиле. По ходу сюжета приходилось жонглиро­вать топориками, поленьями и другими предметами. Но молодого артиста постоян­но влекло к классическому репертуару, созданию номера «соло жонглер». Номер «соло жонглер» существовал и раньше. Ис­кусство прославленных мастеров этого жанра, таких как Растелли и Труцци, всегда волновало Хромова. В таком распростра­ненном жанре, как жонглирование, ка­залось, давно исчерпаны все возможности. Но Иван Хромов преодолевает трудности и создает эффектный и оригинальный номер. Будучи еще студентом циркового учи­лища, наряду с жонглированием Хромов в совершенстве осваивает ряд сложных ак­робатических прыжков. Жонглирование, соединенное с элементами акробатики, да­ло интересный результат. Так, работая с четырьмя кольцами, Хромов в процессе жонглирования,   когда   все   кольца  были   в воздухе, делал сальто и, придя на ноги, спокойно продолжал комбинацию с коль­цами.

Каждый жест, каждое движение были тщательно продуманы. Хромов отказы­вается от всего, что мешает работе, на­пример, от выноса реквизита на манеж, так как считает, что во время исполнения номе­ра реквизит отвлекает внимание зрителя. Он устраняет столь привычные остановки для поклона. Не успев отработать с одними предметами, он принимает неожиданно ле­тящие из боковых проходов другие пред­меты и, жонглируя ими, создает сложные комбинации, отличающиеся красивым ри­сунком и чистотой броска. От начала и до конца номер Хромова проходит в неудер­жимом темпе, и лишь по ходу действия, не ожидая паузы, восхищаясь безукориз­ненной чистотой исполнения, публика на­граждает   артиста   аплодисментами.

Не   следует   думать,   что,   создавая   номер, Хромой пользовался только теми трю­ками и приемами, которые создал сам. На­оборот, он охотно пользовался старыми приемами. Но, обращаясь к ранее извест­ному трюку, Хромов придает ему новую окраску, находит новую форму подачи. Так, жонглируя факелами в определенном ритме, Хромов делает неожиданную паузу, как бы случайно упуская факел ниже поло­женного уровня. И, когда публика уже не сомневается в том, что пламя вот-вот кос­нется ковра, Хромов стремительным дви­жением, опустившись на колени, резко под­хватывает факел и в трудном положении выравнивает комбинацию. Такая, казалось бы, незначительная деталь обогащает но­мер.

Создав номер «соло жонглер», Хромов не остановился на достигнутом. После ус­пешных гастролей в СССР китайского цирка, он решает пополнить свой репертуар еще одним номером.

Работа с вазами — один из традицион­ных номеров китайского цирка. Исключи­тельную виртуозность, которую продемон­стрировал с вазами Хау Шу-ан, произвела на Хромова большое впечатление. И вот, ровно через год, на Всесоюзном смотре новых номеров Хромов вместо обычных предметов продемонстрировал жонглирова­ние вазами. Зритель с напряженным внима­нием следил за каждым движением испол­нителя. Талантливый артист владел хрупкими вазами так же свободно, как и обычными предметами.

За последнее время И. Хромов с боль­шим успехом выступал за рубежом. Зару­бежная пресса высоко оценила мастерство русского жонглера, поставив Хромова в ряд лучших представителей этого жанра. На Международном фестивале циркового ис­кусства в Варшаве в группе артистов, пред­ставлявших советское искусство, был и Хро­мов. Артист был удостоен золотой медали.

Жонглеры Хромовы. Фото В. Кожухова

Жонглеры Хромовы. Фото В. Кожухова

Возвратившись на родину, Хромов про­должал творческие поиски. Секрет успеха Хромова прежде всего в труде, усовершен­ствовании старых форм и непрерывном соз­дании нового. Эти принципы нашли яркое отражение в его номерах.

Разностороннее дарование Хромова рас­крывается и в его последующем номере. На этот раз артист выступает с партнерами: супругой Ниной и братом Евгением. В этом номере с особой полнотой проявилась режиссерская выдумка Хромова. Невольно ув­лекаешься простой и вместе с тем тонко продуманной комбинацией. На первый взгляд трое участников исполняют, каза­лось бы, одинаковые упражнения. Так, на­пример, оба партнера, работая со скакал­кой,   бьют  мяч   головой,   в    то   время   как

партнерша находится в центре — между ними, повторяя ту же комбинацию, но уже с обручем. Таким образом, трое участни­ков номера дополняют друг друга, обра­зуя единое композиционное целое.

Интересна комбинация с саблями. Ее начинает партнерша. В быстром темпе она демонстрирует виртуозную игру с двумя саблями, между тем как партнеры, стоя поодаль, как бы любуются ее мастерством. Но вот исполнительница бросает каждому из них по сабле, и партнеры завершают интересную комбинацию. Всего лишь раз в этом номере Ивам Хромов разрешает себе солировать. Правда, благодаря оригиналь­ности и сложности исполнения трюк сразу выделяется, когда по ходу работы с тремя булавами И. Хромову приходится жонгли­ровать одновременно и руками и ногами. Кстати сказать, этот трюк Хромов перенял у своих коллег за рубежом и ему принад­лежит заслуга ознакомления советского зрителя  с  этой новинкой.

Непрерывные творческие поиски и пос­тоянное совершенствование своего мастер­ства составляют главную черту артиста-новатора.

Виктор ВЛАДИМИРОВ

 Журнал «Советский цирк» октябрь 1958 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100