В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирк на стадионе 

Нет задачи более благородной, чем служение народу. Много­образны формы творческой активности мастеров искусств, навсегда связавших свое творчество с интересами и стремлениями народа.

Труженики арены располагают большой сетью стационарных и передвижных цирков. В 1957 году проведено более 70 тысяч пред­ставлений на манежах цирков, на сценах Дворцов культуры, клубов, красных уголков. Давнишней и хорошей традицией стали выступ­ления артистов цирка в полевых станах, на стройках, заводских площадках,  в   цехах.

Однако интересы и запросы советского зрителя, любящего свой цирк, мы далеко не удовлетворяем. Для того чтобы лучше решить эту задачу, мастера цирка должны выйти на большую арену—на стадионы, в зеленые театры. Именно там они станут доступны мил­лионам новых зрителей.

Для артистов цирка выступления перед тысячами зрителей на стадионах ближе и органичнее, чем представителям других видов искусств. Не случайно поэтому такое признание получили первые выступления цирков на стадионах в 1957 году. В минувшем году состоялось 25 представлений на стадионах, были проведены 2 ка­валькады. Но это только начало. В 1958 году выступления артистов цирка приобретут большой размах. Каждый цирк даст не менее одной программы на стадионе, и таких выступлений по стране будет 50. Началась подготовка к кавалькадам. Определены 5 марш­рутов, по которым пройдут коллективы артистов цирка, выступая на площадях, в цехах заводов, на новостройках перед тружениками це­линных земель, в колхозах, совхозах. Мы обязаны оправдать ожи­дания наших зрителей. Наше творчество, наше мастерство должны отвечать   высоким требованиям  народа.

К этим выступлениям необходимо серьезно готовиться. Следует найти такие формы показа номеров и аттракционов, чтобы на просторах стадионов и площадей они сохраняли бы выразитель­ность, яркость и впечатляемость, которые производят в здании цир­ка, где пространство ограничено куполом и размерами манежа. Эту задачу решает коллектив, специально сформированный для выступ­ления на стадионах. Но руководители цирков, а не только этот коллектив, должны творчески, любовно готовить свои выступления. Однако есть еще директора цирков, которые полагают, что вы­ступление на стадионе — это очередной выезд на внецирковую площадку, и считают возможным механически переносить про­грамму с манежа на стадион.

В организации представлений на стадионах немало трудностей. Здесь и неприспособленность стадионов, и отсутствие необходимого освещения, нет привычных для артистов цирка купола и манежа, которые для одних служат местом крепления аппаратуры и средств техники безопасности, а для других — специфическим ориентиром; на многие стадионы не допускаются животные, что обедняет про­грамму, и т, д. Это тем более обязывает руководителей быть ини­циативными, стать энтузиастами выступлений на стадионах, преодо­леть все еще существующее у некоторых работников, скептическое отношение к выступлениям на стадионах и по-настоящему возгла­вить большое и важное дело,

Нелишне напомнить некоторым руководителям цирковых пред­приятий о великолепной традиции лучших мастеров советского цир­ка, выступавших на площадях в дни демонстраций, на полевых ста­нах в колхозах, в цехах заводов, на строительных площадках. Де­сятки рядовых тружеников цирка являются энтузиастами выступле­ний перед огромными массами зрителей в самых необычных для артистов условиях. Таких людей у нас становится все больше. Дело чести каждого руководителя возглавить инициативу передовиков, поддержать ее, быть вместе с ними и  выйти к широкому зрителю.

Время идет, а подготовительные работы к выступлениям на ста­дионах развертываются медленно. Так Московский цирк уже сейчас должен определить программу, которую он покажет в Зеленом теат­ре, нельзя также откладывать разработку сценария будущего спек­такля во Дворце спорта. Обсуждение режиссерских замыслов и предложений авторов, принимающих участие в этом деле, следует организовать так, чтобы в нем было отражено мнение и опыт арти­стов-исполнителей. Келейное, аппаратное решение без участия в нем широкого актива творческих работников губительно для выступле­ний,  рассчитанных на массы, на  миллионы зрителей.

Начинается летний сезон — время широких массовых выступле­ний. И этот год должен стать годом решительного улучшения орга­низационной работы и серьезного повышения идейно-художествен­ного качества представлений—спектаклей на открытых площадках. Они должны явиться достойным ответом мастеров цирка на вы­ступление Н. С. Хрущева «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа».

Преставление на стадионе

Цирковое представление на стадионе 1958 годОтветственны задачи творческих ра­ботников цирка — участников коллектива, сформированного для выступлений на круп­ных стадионах страны.

Основной состав коллектива состоит из шестидесяти человек. В разнообразной по жанрам программе преобладают группо­вые номера, среди которых центральное место занимает силовой аттракцион ар­тиста Николая Жеребцова. Воздушный по­лет представлен группой гимнастов Рябининых; с дрессированными медведями вы­ступит Иван Кудрявцев; акробатические жанры представлены номерами артистов Митрохиных, Евгеньевых и Осташенко; в состав коллектива вошли также гимнасты на турниках Семины, эквилибристы на ка­нате Григорьян и Минасьян, комические жонглеры Лихачевы, группа велофигуристов Польди, музыкальные эксцентрики Иванов и Гаврилов, воздушные гимнасты Быковы, Ефремов и Майорова и ряд других номе­ров (в их числе — группа дрессированных лошадей). Клоунскую группу возглавляет Петр Кукушкин; в представлении участву­ют артисты разговорного жанра Р. Бромберг и В. Гурский.

К сотрудничеству с артистами цирка бу­дут привлекаться местные исполнительские силы, представители различных видов спор­та — гимнасты, акробаты, велосипедисты, наездники, а также коллективы художест­венной самодеятельности — танцоры и пев­цы. Их участие придаст представлению ха­рактер массовости и еще большей зрелищности.

Свою премьеру коллектив покажет в двадцатых числах мая на стадионе Литов­ской республики — в Вильнюсе, затем на­правится в Каунас и Смоленск, оттуда вы­едет в Тулу, Курск и Харьков, посетит Сталино и крупные города: Донбасс, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Сухуми, Ку­таиси, даст представления на стадионах Тбилиси, Еревана и Баку и завершит свой гастрольный маршрут в городах Поволжья.

За три месяца коллективу предстоит проделать путь около девяти тысяч кило­метров, выступить на двадцати шести ста­дионах и обслужить до полумиллиона зри­телей.

 

Подготавливая цирковое представление для стадиона, мы не можем ограничиться лишь демонстрацией различных номеров и аттракционов, хотя бы и приспособленных к условиям выступлений под открытым не­бом. Мы стремимся к тому, чтобы массо­вые, масштабные представления коллекти­ва отражали тему дружбы нашей многона­циональной семьи народов, тему прослав­ления трудовых подвигов советских людей, тему несокрушимой мощи нашего государ­ства.

Эти темы должны найти отражение пре­жде всего в прологе. В нем пройдут эпизо­ды, раскрывающие идейную целеустрем­ленность и политический пафос представ­ления.

Место действия для пролога обширно: гаревая дорожка, зеленое поле стадиона и конструкции, размещенные в различных его точках.

...Фанфаристы торжественно возвестят о начале представления, на флагштоках под­нимутся голубые флаги с эмблемой цирка.

На беговую дорожку стадиона выедут пятнадцать всадников, олицетворяющих рес­публики Советского Союза. У каждого из них — большой щит с изображением нацио­нального республиканского герба и развевающиеся республиканские флаги на длинных,  тонких древках.

Вслед за ними на стадионе появятся большие группы спортсменов: мотоцикли­сты с трепещущимися на ветру спортивны­ми знаменами акробаты, футболисты, гим­насты, боксеры, теннисисты и гребцы с со­ответствующими атрибутами. Состоится фрагментарный показ наиболее вырази­тельных упражнений  или игр.

В кратком приветствии от имени ар­тистов говорится о том, что они с радостью отдают свое искусство народу — творцу коммунистического   общества.

Пролог закончится общим парадом спортсменов и артистов цирка, переходящим в массовое шари-вари, из которого и возникнет   первый номер программы.

Предельно ясное, лаконичное слово приобретет большое значение в раскрытии содержания и идейного замысла пролога.

Элементы публицистики будут сочетать­ся в нем с эксцентрикой и буффонадой в эпизодах приезда клоунов или неожидан­ного появления ведущего из выстреливаю­щей пушки.

Лаконичность выразительных средств, размах действия и его нарастающая стре­мительность, масштабность мизансценных построений, сочетание элементов карнавальности и эксцентрики — вот, как нам ка­жется, основные моменты, которые долж­ны определить характер пролога.

 

Цирк немыслим без клоунов, вызыва­ющих у зрителей веселый или саркастиче­ский смех.

Отражая международную тему, мы пы­таемся решить ее средствами клоунады. В представление будут вкраплены различ­ные клоунские интермедии и репризы. Мет­ко бьющая в цель сатира сочетается в них с веселой шуткой.

В большом пародийном клоунском фут­больном матче «на первенство мира» встре­тятся команды: «болельщики» и «цирковая сборная».

Сатира на бытовые темы будет пред­ставлена такой доходчивой формой, как частушка.

Практика показала, что радиофикация стадиона с успехом позволяет проводить выступления артистов разговорного жан­ра — сатириков и музыкальных эксцентри­ков.

Слово на стадионе так же необходимо, как и на цирковой арене. Хлесткое, умное, лаконично выражающее мысль и убеди­тельно сказанное слово дает великолеп­ную разрядку между номерами зрелищ­ного характера.

 

Как правило, мы отказываемся от од­новременного показа номеров на несколь­ких площадках, так как при этом внимание зрителей распыляется.

Если в виде исключения и будут одно­временно демонстрироваться несколько но­меров (главным образом партерной акро­батики), то лишь при некоторой однотип­ности трюковых комбинаций и одновремен­ности их начала и окончания.

После объявления того или иного номе­ра его участники будут доставляться к ме­сту работы на красиво декорированных открытых легковых автомашинах, идущих на большой скорости. Артисты физкультурно-спортивного жанра могут располагаться на них в различных акробатических комби­нациях, красивых группировках. Для клоу­нов и музыкальных эксцентриков передвижение на автомобиле должно явиться пово­дом к   выполнению забавных трюков.

Быстрое появление артистов будет со­действовать непрерывности представления, исключит ненужные паузы и явится дина­мичным вступлением к отдельным номе­рам.

Разумеется, появление артистов перед зрителем не должно происходить по шаб­лону. В каждом случае режиссерское реше­ние будет подсказываться жанром номера и  его особенностями.

...Вот на беговую дорожку цепью вы­езжает большая группа спортсменов-вело­сипедистов. Каждый из них поддерживает голубую ленту, которая тянется от первого к последнему.

Через поле стадиона они подъезжают к центральному манежу, создавая вокруг не­го причудливый рисунок. Неожидан­но, с шумом и гамом на велосипедах вылетают два клоуна и стремительно мчатся к манежу, будто они спасаются от преследования или хотят первыми про­рваться на манеж.

Но путь к манежу перегораживается лентой. 

Пока  происходит   игра   (перерезание ленты клоунами, сопровождающееся некоторым замешательством), велофигуристы Польди опережают клоунов и на полном ходу по наклонным пандусам въез­жают на манеж и начинают демонстриро­вать виртуозное мастерство езды на вело­сипедах.

Воздушные гимнасты Рябинины будут доставлены к рабочей площадке на мото­циклах, к которым прикреплены серпооб­разные крылья, напоминающие крылья се­ребристых чаек. Артисты одеты в белые и голубые плащи, которые от быстрого дви­жения как бы летят вслед за ними.

Показ силового аттракциона возникает в финале массовой сцены русского народно­го гулянья, с появлением на нем русско­го богатыря (Н. Жеребцов) на тройке ло­шадей. Из этого веселого гулянья с песня­ми и плясками органически выливается озорное богатырское удальство доброго молодца,  удивляющего  всех  своей  силой.

Для каждого номера должно быть най­дено особое оригинальное и мотивирован­ное появление его участников на поле ста­диона. Такого рода «мостики» к началу но­мера и введение некоторых элементов теа­трализации в их композицию должны при­дать выступлениям артистов остроту и выразительность,

В этом году весь советский народ от­мечает 40-летие Ленинского комсомола, вписавшего много славных страниц в исто­рию Советского государства. Финал пред­ставления будет посвящен нашей замеча­тельной молодежи, отразит дружбу моло­дежи и ее борьбу за мир.

Апофеоз — это парад молодости, сим­волизирующий вечную юность Страны Со­ветов. Центр стадионного поля превратится как бы в огромный букет цветов, по бе­говой дорожке пройдут автомашины, оформление которых будет символизиро­вать   изобилие  богатств   нашей  страны.

Живописность апофеоза в построении участников, факельное шествие молодых борцов за мир, массовый танец всех участ­ников представления на поле стадиона, каскады фейерверка и загорающиеся высо­ко над стадионом дорогие слова «Мир и дружба» — все это будет проходить на фоне широко льющейся песни о молодости и дружбе и явится логическим и эмоциональным завершением тематического цир­кового представления на стадионе (авторы сценария П. Бернацкий и И. Коваль, худож­ник Л. Либер).

Пролог и эпилог, обрамляющие про­грамму, интермедии и репризы, органиче­ски вплетающиеся в развитие действия и связывающие его, должны донести до зри­теля в яркой художественной форме идею представления и создать целостность цир­кового спектакля.

 

Журнал « Советский цирк» май 1958 год

Евг. РЯБЧУКОВ

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100