В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

И где бы не бывали мы


Фронтовые фотографииЖерло огромной пушки медленно под­нялось. Все затаили дыхание. Оглушительный выстрел. В воздух, описывая па­раболу, стремительно взметнулся Уго Цакини...

...На крохотной площадке под самым куполом стоит загадочный и непонятный для нас Клиф-Аэрос. Он готовится к неве­роятному трюку...

И мы решаем — быть, как они.

Декабрь 1928 года. Мы — студенты Тех­никума циркового искусства. Не в силах терпеть угнетение, мы восстаем. Это не­легко — восставать. Товарищ мой, Виктор Аверьянов, не выдерживает и... садится на стул.


 Конный номер па-де-труа в исполнении Е. Лебединской, З. Лисневской, В. Борисовой (ГУЦИ, выпуск 1933 г.)

Конный номер па-де-труа в исполнении Е. Лебединской, З. Лисневской, В. Борисовой (ГУЦИ, выпуск 1933 г.)

«Отдохните, — говорит нам педагог Воронько, — и будем продолжать хореографическую сцену «Восстание  рабов»...

Акробатика, клоунада, искусство дви­жения, техника речи и музыкальная грамота осваиваются нами с помощью заботливых и по-цирковому настойчивых преподавателей.

После учебы, вечером, многие из нас, одев костюмы с галунами и позументами, выстраивались в два ряда, пропуская на арену Московского цирка турнистов Келлер-Альфредос или блестящего дрессиров­щика Вильямса Труцци. Работая унифор­мистами, мы познавали на опыте неписаные законы манежа.

Дирекция цирка разрешила нам репе­тировать вместе с артистами, которые по­могали  студентам  советом  и   показом.

Помню, затеяли мы как-то днем «сальтитуты» — своеобразные состязания в ак­робатических прыжках. Очень приятно после резкого, темпового рундата взле­теть в плотной группировке и, закончив сальто, почувствовать пружинящую упру­гость ног. Неплохо прыгали тогда студен­ты нашего курса Костя Загорский, Вик­тор Плинер, Андрей Шнейдер, Давид Руч­ник, Матвей Файертак, Федор Суворов. Николай Бауман удивлял нас несвойствен­ной его высокому росту легкостью прыжка.

Чтобы поправить шнуровку ботинка, я присел на барьер. «А это очень страшно — когда вниз головой?» — спросил меня си­девший в первом ряду пожилой человек (днем всегда в цирке бывает кто-нибудь). У спрашивающего был пытливый взгляд, а уголок левого глаза едва заметно ин­тимно подмигивал, точно там билась ка­кая-то жилка.

Я сказал, что это не страшно, а прият­но, и спросил у сидящего, в каком номере он работает.

«Учу рычать», — с улыбкой ответил он, изогнув бровь, и превратился в Мефи­стофеля. Я подумал, что передо мной ил­люзионист или дрессировщик диких зве­рей, но оказалось — В. Э. Мейерхольд. Он в то время готовил спектакль «Рычи, Китай».

Вспоминаются репетиции пантомимы «1905 год (Москва горит)», в которой мы участвовали после летней практики. Ув­леченные масштабом постановки, артисты не считались со временем. Все яснее выри­совывается необычность построения эпи­зодов, динамичность сюжета.

Три часа ночи. Ждем начала генераль­ной репетиции. Москва спит, но цирк пе­реполнен. Только одна ложа пока еще свободна. Гаснет свет. Прожектор поло­жил на арену серебряную дорожку. На ней движется вереница дворцовых лакеев, несущих множество штанов.

«Куда это штанов такое количест­во?» — спрашивает царедворец.

Тихо в цирке. Ждут ответа.

«Их величеством в стирку сданы. Не­хватка в штанах. Его величество вынужден ежеминутно менять штаны».

Хохот. Аплодисменты. Вспыхивает свет. Чуть-чуть тишины — и, как волна, как радостный ливень, — овация. В ложе автор — Владимир Маяковский. Он ку­рит, волнуется. Поднял руку и жестом просит — не надо, а потом показывает на арену — туда, мол, смотрите, а не на ме­ня. На арене — памятник Пушкину. Ле­ниво опускаются пушинки снега. Рабочие слушают большевика-агитатора. Вырази­тельная сцена схватки с казаками. Жан­дармы охотятся за агитатором, роль ко­торого хорошо играл воздушный гимнаст Н. Красовский. В этом эпизоде Костя Алексеев, ныне артист театра имени Моссовета, неожиданно для себя обнаружил, что он комик, а не акробат.

Вряд ли уместно в этой статье пере­сказывать содержание пантомимы. Позвольте рассказать о финале, когда все пространство — вода,   воздух,   арена,   купол — насыщено действием. Бурлящий во­допад, низвергаясь, сметает на своем пути церкви, попов, тюрьмы. Высоко под ку­полом цирка оживают скульптуры крас­ноармейцев. Одной из этих «скульптур» был я. Роль, прямо сказать, не «ах», но зато Маяковский сверху нам был виден, как на ладони. И мы, «скульптуры», ис­пользовали наше «привилегированное положение». Вместо того чтобы производить сабельные приемы, мы стояли, глядели и аплодировали. Глядели на Маяковского, аплодировали Маяковскому.

Вскоре номер, с которым мы вышли из училища, — «Турнисты Баверка» (псев­доним из Бобок, Аверьянов, Казимир) — был включен в программу Московского цирка.

Большой конвейер принял нас в свое размеренное движение по циркам необъ­ятной Родины.

Шли годы. Мы старались улучшать качество исполнения, повышать уровень актерского мастерства. Сбрасывалась ше­луха псевдонимов. Я и мой новый парт­нер стали называться Казимир и Все­волод.

Шли годы. Крахмальную манишку сменила гимнастерка. Много дорог исхожено за годы войны. После грозовых лет мы разбрелись. Моя дорога вела в театр, где я и работаю сейчас.

Недавно я побывал в ГУЦИ, постоял на манеже. Училищу тридцать лет, а оно бурлит молодостью. Молодежь затеяла «сальтитуты». Рядом со мной на барьер присел поправить шнуровку на ботинке юный прыгун.

«А это очень страшно — когда вниз головой?» — хотел спросить я, но побоял­ся, что Мефистофель из меня не получит­ся...

Артисты монгольского цирка Раднабазар и Нацак —  студенты ГУЦИ (1937 г.)

Артисты монгольского цирка Раднабазар и Нацак — студенты ГУЦИ (1937 г.)

С. Кожевников (ГУЦИ, выпуск 1933 г.)

С. Кожевников    (ГУЦИ, выпуск 1933 г.)     

Эксцентрики на свободной  проволоке Славские (ГУЦИ, выпуск 1934 г.)

Эксцентрики на свободной проволоке Славские (ГУЦИ, выпуск 1934 г.)

Выступление студентов циркового техникума (1929 г.)

Выступление студентов циркового техникума (1929 г.)

К. БОБОК

 Журнал «Советский цирк» октябрь 1958 г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100