В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

В поисках своего стиля

Ведущие мастера советского цирка в результате настойчивой многолетней творческой работы создали свой особый стиль в цир­ковом искусстве. В нем сочетаются идейная направленность, от­личное профессиональное мастерство и подлинная художествен­ность; высокое сознание человеческого достоинства и душезная простота в общении со зрителями; глубокое уважение к товарищем по работе и строгая требовательность к себе. Свой стиль — как это важно в искусстве!

И как радостно, что наши молодые артисты успешно находят новые черты своего стиля.

Вот Валерий Кострюков — достойный ученик своего отца Д. Кострюкова, известного дрессировщика лошадей. Он не только умело управляет дрессированными лошадьми и пони, но изучает историю конного цирка вообще, и в особенности в России, вникает в опыт мастеров этого жанра циркового искусства и глубоко задумывается над вопросами дальнейшего развития конного цирка в Советском Союзе. Валерий Кострюков отличается большой собранностью, приятной сдержанностью в поведении на манеже, спокойствием, уверенностью, чуткостью и мягкостью  в  работе.

Молодой укротитель львов — Владимир Борисов также унасле­довал профессию своего отца. С первых самостоятельных шагов сложной, трудной и опасной работы укротителя хищников он про­являет свою, отличную от отцовской манеру исполнения. Борисов-отец, желая показать на арене природные особенности и характер хищников, поражал подчеркнутой резкостью движений, рывками, шумным поведением, выступая при этом в ярком, ковбойском ко­стюме. Это отличает его от подавляющего большинства укротителей старшего поколения, и первую очередь Б. Эдера, А. Буслаева, И. Бугримовой, А. Александрова-Федотова. Обогатив трюковую сто­рону номеров с дрессированными львами, эти мастера создали осо­бый стиль дрессировки, и зрители видели спокойное поведение ук­ротителя во время работы с замечательно «сделанными» спокой­ными львами <и тиграми.

Владимир Борисов в отличие от отца, продолжая развивать дос­тигнутое старшими артистами, покоряет зрителей спокойствием и плавностью движений, сдержанным поведением, молчанием, скром­ностью на манеже. Он выходит в почти обыденной белой рубашке, заправленной в темные брюки-галифе, и в сапогах, Создается образ обыкновенного человека, который уверенно работает среди львов. Но за этим самообладанием и спокойствием скрываются напряже­ние воли, профессиональное умение, умная осторожность и твердая уверенность в себе. Подкупающая простота и спокойствие артиста оттеняются тем, что львы у Борисова предельно активны. Это да­ет возможность демонстрировать подлинную природу и характер хищных зверей, подчеркнуть торжество силы воли. Так молодой ар­тист проявил понимание роли контраста в искусстве и, пользуясь им,  создает  свой   стиль.

Акробаты-вольтижеры, работающие с кольцом, Юрий Корнеев, Лев Зиновьев и Галина Гаврюшина так же успешно делают первые шаги в создании своего стиля. Они удачно и, надо прямо сказать, достаточно умело сочетают легкость и плавность подачи трюков с необыкновенной, совершенно несвойственной другим артистам это­го жанра необычайной энергичностью их исполнения. При этом осо­бенно приятна непосредственность, с какой они держат себя на манеже.

Артистка Галина Петринская и Мария Фалеева в партерном по­лете показывают ранее невиданное в этом жанре у женщин: они исполняют и мужские трюки, ничуть не теряя при этом женственно­сти, изящества, грациозности.

Акробатки с ренскими колесами Валентина Балакина, Любовь Чикалима, Лидия Довейко и Роза Зайчикова очень пластично испол­няют свой интересный и красивый, хорошо поставленный номер. Он особенно обаятелен неподдельной простотой. Возможно, от излишней скромности артистки почти не фиксируют заключительные положения трюков, видимо, опасаясь, что это может быть воспри­нято зрителями как рисовка или нескромное позирование. Опасе­ния эти излишни.

Надо отметить новый номер молодых артистов Валерия Дени­сова и Дзеры Тугановой — парная высшая школа верховой езды. Наездники из школы заслуженного артиста РСФСР М. Н. Туганова не только воскресили один из почти совсем забытых за последнее время жанров конного цирка, но и привнесли в него немало но­вого, своего. Дуэт молодых всадников, обаятельно простых и вы­соко артистичных, поразительно точно, синхронно и ритмично ис­полняет на белоснежных, отлично выдрессированных танцующих ло­шадях хорошо продуманную и прекрасно поставленную серию художественных движений, сливающихся в очаровательную, своеоб­разную   сюиту.

У каждого из названных молодых артистов свои индивидуаль­ные черты исполнения. У них есть и общее, характеризующее стиль лучших молодых артистов советского цирка,— скромность и стремление сказать  свое слово в цирковом искусстве.

Денисов и Туганова

Денисов и Туганова

Стрелок из лука. Оригинальный номер в исполнении Ли Худе (ГУЦИ, выпуск 1949 г.)

Стрелок из лука. Оригинальный номер в исполнении Ли Худе (ГУЦИ, выпуск 1949 г.)

Акробатки с ренским колесом Балакины (ГУЦИ, выпуск 1950)

Акробатки с ренским колесом Балакины (ГУЦИ, выпуск 1950)

В Гуци. Гуцэи

В ГУЦЭИ

 

ПРОКОПЕНКО-ЛОДГАУЗ

 Журнал «Советский цирк» октябрь 1958 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100