В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

В цирках Ростова и Харькова

 

Сравнительно недавно нам пришлось побывать в Ростове и Харькове. Как новый цирк в Ростове, так и старый в Харькове произвели на нас хорошее впечатление. Знакомясь с ними, убеждаешься, что борь­ба за поднятие мастеоства и исполни­тельской культуры, за подлинную артистич­ность находит свое отражение в каждом советском цирке.

В обоих цирках программы оформле­ны режиссерами. В Ростове это вырази­лось в постановке пролога, из которого ор­ганически возник первый номер програм­мы. В Харькове была сделана попытка объ­единить все представление серией интер­медий, построенных на материале иллюзи­онного аттракциона С. Мар и М. Марчеса. Во время пауз между номерами, обычно заполняемых коверными, М. Марчес и группа комиков — С. Любимов, Г. Кадников, Е. Карантонис и Г. Ветлицин — испол­няли краткие интермедии, в которых так или иначе использовались отдельные прие­мы иллюзионного жанра.

Можно спорить о степени готовности и качестве этих интермедий, но нельзя не отметить интересной инициативы, результа­ты которой положительно сказались в ряде занятно сделанных эпизодов. Многолетние поиски С Мар и М. Марчеса в области но­вых форм подачи иллюзионного номера не­сомненно   заслуживают  внимания.

Среди номеров харьковской програм­мы следует упомянуть группу акробатов с подкидными досками и батудом, выступа­ющих под руководством Е. Самолетова.

Соединение подкидных досок с бату­дом — явление чрезвычайно редкое, пожа­луй, даже единичное. Интересная трюковая работа находится на хорошем профессио­нальном уровне, так же как и завершаю­щие номер акробатические прыжки.

Здесь же нам довелось увидеть в но­вом составе пару сатириков — Н. Скалова и А. Дэля, недавно дебютировавших в Харь­ковском цирке.

В течение многих лет успешно работа­ли цирковые сатирики Г. Рашковский и Н. Скалов, Они по достоинству  считались лучшими в данном жанре. Г. Рашковский вышел на пенсию, и перед А. Дэлем вста­ла трудная задача заменить ушедшего та­лантливого партнера в дуэте, просущество­вавшем десятки лет.

 Коверные комики братья Ширман

Коверные комики братья Ширман

В репертуаре артиста А. Дэля преоб­ладают пародийные и пантомимические сценки, исполняемые с большим юмо­ром.  Хотелось бы избежать излиш­ней суетливости, добиться более тон­кого общения между партнерами, большей искренности и теплоты. Необходимо более смело обновить репертуар, также отказать­ся от аккомпаниаторов и исполнять куплеты и песенки под собственный аккомпанемент.

Тепло принимается зрителями номер «бронзовых людей» — М. Шварцмана и Н. Тишина. Артисты ввели в него несколь­ко новых интересных скульптурных групп и эффектно использовали светящиеся во­дяные фонтаны, служащие удачным обрам­лением для их «живых скульптур».

В программе Харьковского цирка мы видели два номера молодых исполнителей.

Оригинальный молодежный номер — полет в партере артистов Васильевых, так много обещавший в начале своего суще­ствования, сильно потерял из-за отсутст­вия второй партнерши. Это привело к ут­рате ряда интересных комбинаций и сни­жению общего   впечатления.

Молодые акробаты-прыгуны с под­кидными досками Карповы могли бы до­стичь больших результатов за время, про­шедшее после их выпуска из стен цирко­вого училища. Как номер Васильевых, так и номер Карповых нуждаются в режиссер­ской корректуре, в помощи со стороны ре­жиссеров-педагогов, выпускавших их из Училища циркового искусства. Мы останавливаемся на этом потому, что оба номера имеют несомненные потенциальные воз­можности, которые, с нашей точки зре­ния, далеко не полностью выявлены.

Как обычно, в хорошей форме участ­ники воздушного полета без сетки под ру­ководством Анатолия Вязова. Жаль только, что этот опытный мастер не обогащает сво­его номера новыми комбинациями,

Досадное чувство вызывает номер с обручами артистов П. и Е. Дрыгиных, ис­полняемый ими в течение многих лет. Вре­мя, наложившее печать на артистов, при­вело к несоответствию исполнительского материала и жанра, к тому же в доста­точной степени изжившего себя.

Характер программы Ростовского цир­ка определяется группой очень сильных но­меров.

Программу начинает воздушная гим­настка Валентина Суркова. В Ростовском цирке молодая артистка выпустила воздуш­ный номер на новом аппарате. Валентина Суркова и ее режиссер, выдающийся ма­стер Сергей Морозов, добились превос­ходных результатов. Замечательные воз­можности оригинального аппарата позво­лили еще более выигрышно показать ма­стерство исполнительницы, которая выдви­гается в первые ряды воздушных гимна­сток советского цирка.

Значительно вырос аттракцион «Мор­ские львы и купальщицы». Ведущая испол­нительница номера Ирина Сидоркина вве­ла  ряд новых трюков морских львов. Выгодно сказалась также замена купальщиц. Новые артистки хорошо плавают, проводят работу под водой красиво, весь номер ис­полняется в хорошем темпе, артистично.

Хотелось бы пожелать Ирине Сидоркиной и создателю номера, старейшему ма­стеру советского цирка Т. И. Сидоркину, подобрать более соответствующее номеру музыкальное оформление, оснастить водя­ной бассейн специальным освещением, а также найти возможность очищения воды. В Ростовском цирке видимость внутри ак­вариума была плохой. Аттракцион И. и Т. Сидоркиных интересный, непрерывно улучшающийся. Необходимо добиваться его дальнейшего   совершенствования.

Легко проводит свой трудный тяжело­атлетический номер Григорий Новак. Он нашел собственный артистический стиль. Следовало бы только подумать о введе­нии новых, чисто цирковых трюков.

Приятное впечатление оставляет номер акробатов-вольтижеров М. и С. Сквирских. Довольно сильная трюковая работа осо­бенно выигрывает благодаря обаянию юной партнерши.

Молодые выпускники Училища цирко­вого искусства — акробаты с подкидными досками Степановы и турнисты Семины — нуждаются в повседневной помощи своих режиссеров-педагогов. При условии вни­мания к ним, эти номера могут занять ве­дущее положение в советском цирке. Ни в коем случае нельзя оставлять этих талант­ливых, но профессионально еще не окреп­ших молодых людей без помощи их ру­ководителей.

Артист С. Алексеенко, выступающий в музыкальном номере, создал очень коло­ритную фигуру веселого повара-украинца. Им придуманы некоторые оригиналь­ные музыкально-эксцентрические инстру­менты. К сожалению, партнерши артиста не отличаются ни юмором, ни ярким му­зыкальным дарованием. Мешает цельно­сти общего впечатления также разнобой в их костюмах.

Следует выделить талантливых ковер­ных комиков братьев Романа, Михаила и Александра Ширман. Они вносят в про­грамму много оживления, радости, шуток. Огромный репертуар и большая трудоспо­собность артистов дают им возможность отлично связывать отдельные номера про­граммы. Артистам следует тщательно по­работать над сценической речью и отка­заться  от   ряда   неприхотливых   реприз.

Хорошее впечатление оставляют сла­женные оркестры обоих цирков (в Ростове дирижер Г. Цзайг, в Харькове — И. Додюк).

Оба цирка находятся в опытных хозяй­ских руках. Об этом свидетельствуют со­держание их помещений, отличное обслу­живание зрителей в Харьковском цирке, специально отпечатанные программы, хо­рошо экспонированные выставки в фойе и организация  рекламы в   городах.

Просмотренные нами представления свидетельствуют о росте культуры совет­ского цирка, о стремлении его передовых представителей совершенствовать свое ис­полнительское мастерство.

                                                                                       Н. Байкалов

М. Местечкин

Журнал « Советский цирк» март 1958 год

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100