В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Помогать молодежи, бережно растить творческую смену

 

Редакция журнала обратилась к управляющему Союзгосцир­ком Ф. Г. Бардиану с просьбой ответить на ряд вопросов. Ниже публикуются вопросы и ответы.

Вопрос. История русского и советского цирка, а также предше­ствующий опыт мирового цирка показывают, что воспитание и под­готовка новых артистов развивалась в двух направлениях: индиви­дуальное обучение мастерами детей (так называемый «семейный» цирк) и подготовка артистов в государственном учебном заведе­нии — опыт, впервые успешно осуществленный в Советском Союзе и  получивший  распространение   в   странах   народной   демократии.

Исключает ли наличие учебных заведений подготовку нового пополнения в порядке индивидуального прикрепления   к мастерам?

Ответ. Наше первое Государственное училище циркового искус­ства себя оправдало, и, что особенно отрадно, оно с каждым го­дом улучшает качество своих выпусков. Верен подсказанный прак­тикой метод подготовки новых артистических кадров, сочетающий учебную работу училища с деятельностью Центральной студии цир­кового искусства. Студия помогает училищу выпустить не просто фи­зически развитых людей, а законченный цирковой номер, с рекви­зитом, костюмами и музыкальным сопровождением. Хорошо, что для создания номера привлекаются не только педагоги, но и режиссер, художник, композитор. Училище дает нам возможность по­полнять творческие кадры цирка грамотными, образованными людь­ми,   имеющими   законченное   среднее   специальное   образование.

До революции, как известно, таких училищ не было. Артисты цирка находились вообще в бесправном положении, большинство, даже выдающиеся из них, не могло получить образования.

Наше цирковое училище уже дает возможность посылать его воспитанников в высшие учебные заведения. Более пятидесяти мо­лодых артистов цирка учатся в институтах театрального искусст­ва и физической культуры. В ближайшее время у нас будут мастера цирка с законченным высшим образованием, чего нет ни в одной буржуазной стране.

Другим важным источником пополнения кадров для наших цир­ков является обучение детей мастерами цирка. С малых лет дети получают возможность перенять опыт своих родителей непосредст­венно на манеже. Мастера прививают им вкус, любовь к цирко­вому искусству, передают свое мастерство, умело наблюдают за их физическим развитием, и под их руководством и наблюдением воспитываются прекрасные артисты советского цирка. К этому нуж­но добавить еще одно очень важное обстоятельство: подавляющее большинство детей артистов, несмотря на трудные условия, связан­ные   с   постоянными   переездами,   успешно   заканчивают   среднююшколу, получают аттестат зрелости. Это в  буржуазном цирке осу­ществить весьма сложно.

Интересы детей, готовящихся стать мастерами цирка, защища­ются законами нашей страны. Решением правительства регламен­тирован возраст их поступления в цирк. Прежде чем стать учени­ком цирка, каждый желающий должен пройти ряд комиссий, все­сторонне обследующих ребенка и выносящих свое авторитетное решение. У нас исключена возможность существования «гуттапер­чевых   мальчиков»,   талантливо   изображенных  Д.   В.   Григоровичем.

Таким образом, самый принцип семейного образования изменил­ся. Иначе в наших условиях и быть не может.

Одним из источников пополнения кадров является также худо­жественная самодеятельность. Многие из ее участников становят­ся хорошими артистами цирка. Некоторые артисты разговорного жанра выходят из театральных учебных заведений и из театров. После студийной подготовки они получают необходимые навыки и направление для своей работы в цирке.

Разумеется, одного училища циркового искусства недостаточ­но. Уже издан приказ министра культуры о создании училища и на Украине. Через два года оно приступит к набору учащихся. С даль­нейшим развитием сети цирков возникнет возможность открыть учи­лища и в других городах.

Вопрос. Государственное училище циркового искусства, как из­вестно, не выпускает артистов всех жанров, в частности таких, как конный цирк, всегда привлекающий зрителей, укротителей хищ­ников и других.

Какие перспективы в этом направлении намечаются в Государ­ственном училище циркового искусства и как предполагается го­товить артистов для этих жанров, если училище в течение ближай­ших лет не сможет обеспечить  потребность в них?

Ответ. Действительно, училище из-за отсутствия необходимых условий не выпускает артистов многих жанров. Оно готовит жон­глеров, акробатов, эквилибристов, гимнастов, но этого недостаточ­но. Два года назад было открыто новое отделение — клоунады и музыкальной эксцентрики. Опыт показал, что такое отделение необ­ходимо, но его работу следует упорядочить, и, кроме того, надо правильно организовать его взаимоотношения со Студией цирково­го искусства. Еще до окончания реконструкции здания училища нуж­но подумать о кадрах педагогов для воспитания артистов конного цирка и артистов других жанров. Для правильной подготовки, оче­видно, следует комплектовать училище, зачисляя в него школьников, начиная с пятого класса, а не с восьмого, как это практиковалось до сих пор. Это даст возможность за шесть-семь лет подготовить пол­ноценные   кадры.   Будет  создан   интернат  при  училище. Есть уже решение   правительства,   но выполнение задерживается из-за реконструкции здания училища.

Вопрос. Выпускники ГУЦИ, как правило, специализируются в одном каком-либо жанре. При этом значительная доля учебного времени отводится для подготовки номеров, с которыми училище выпускает своих воспитанников. С этими номерами они и выступают на манеже.   Это   создает   известную  жанровую  ограниченность.

Нет ли необходимости установить специальное дополнительное время для того, чтобы готовились выпускные номера вне учебного плана и программа выпускного экзамена для каждого студента утверждалась по рекомендации педагога с учетом определившихся у студента-исполнителя его индивидуальных особенностей?

Ответ. Училище дает некоторые навыки своим воспитанникам и в смежных жанрах, но явно недостаточно. Думается, что работу эту надо значительно усилить. Надо уделить самое серьезное вни­мание четвертому курсу. Необходимо серьезно заняться создани­ем условий, без которых будущий артист не сможет совершенст­вовать свое мастерство. Надо воспитывать артистизм, умение дер­жать себя на сцене, красиво исполнять номер. Этому надо обу­чать в училище. Лишь небольшое число выпускников умеет исполнять, например, каскады, а это нужно всем. Надо научить артиста гримироваться. Все это важно. Училище еще не достигло нужного уровня учебно-воспитательной работы. Иногда выпускаются посред­ственные исполнители, в некоторых номерах мало еще выдумки, но­вого.

Надо, стало быть, чтобы к студентам четвертого курса было привлечено большее внимание творческих работников, чтобы из стен училища вышел зрелый артист с такими качествами, которые придавали бы выполняемому им номеру завершенность произве­дения искусства, а не только законченность спортивного упражнения либо исполнения только трюка. Надо учить будущих артистов цирка, если они проявляют к этому способности, и пению, и музыке, и танцам. Нужно уделить большое внимание обучению навыкам пан­томимы. Нужные для этого качества воспитываются у молодых ар­тистов крайне слабо. Отсюда и трудности, которые преодолеть можно и необходимо.

Вопрос. По окончании училища бывшие его воспитанники совер­шенствуют номер, с которым они вышли из стен учебного заведения с режиссурой цирка. При этом не достигается творческая преемст­венность.

Нет ли, по вашему мнению, необходимости установить подлин­ную творческую связь педагогов училища и режиссуры цирка с тем, чтобы дальнейший творческий рост молодых артистов разви­вался в направлении, верном для них, и с наибольшим творческим результатом?

Ответ. Выпускники училища иногда выходят на арену, не обла­дая необходимыми качествами артистов. Это тем более обязывает педагогов училища постоянно следить за их работой и ростом, шефствовать над номером, стать постоянным другом и консультан­том артиста после выпуска его из училища. Торжественное обе­щание хранить постоянную связь с выпускниками звучит на выпу­скных вечерах часто, а выполняется оно очень плохо. Надо, что­бы режиссеры цирков, художественно-репертуарный отдел Союз­госцирка постоянно помогали молодым артистам. Попадая на производство, они часто оказываются в затруднительном положении, и к ним нельзя применять узкопроизводственный подход, они нуж­даются в более чутком отношении. Это первейшая обязанность директоров и руководителей цирка, которые должны оказывать молодежи всемерную помощь.

Вопрос. В формировании мировоззрения и эстетических взгля­дов молодых артистов цирка, их морально-этического облика большая роль принадлежит комсомолу. Специфические производ­ственные условия работы цирка осложняют деятельность комсо­мольских   организаций   и   требуют   особых   форм   работы.

Какие формы организационной работы вы считали бы наиболее приемлемыми для успешного решения этой задачи комсомольски­ми организациями цирка?

Ответ. Только год назад для всего конвейера нашего объеди­нения была создана единая комсомольская организация. Комитет комсомола Союзгосцирка уже кое-что сделал по наведению поряд­ка в комсомольском хозяйстве. Однако работы предстоит еще много. Прежде всего необходимо в каждом коллективе создать комсомольскую организацию, члены которой чувствовали бы себя не заезжими гастролерами, а теснейшим образом были связаны с райкомами на местах и принимали самое горячее, самое активное участие во всех тех прекрасных делах, которыми занимается вся передовая молодежь нашей страны. Комитету ВЛКСМ Союзгос­цирка необходимо быть в курсе всего, что делается в комсомоль­ских организациях, и с этой целью практиковать созывы комсоргов организаций, беседы с приехавшими комсомольцами, выезды на ме­ста. Комитет комсомола должен организовать широкий обмен опы­том и переписку между коллективами и отдельными комсомольца­ми, но не скучную канцелярскую, а деловую творческую, помогаю­щую в работе.

Комсомол в цирке должен стать инициатором борьбы с прояв­лениями чуждых нам влияний в коллективах, таких, как пьянство, и других вредных пережитков прошлого.

Молодежь постоянно выдвигает творческие вопросы, но худо­жественный   отдел   после   первой   творческой   конференции   ничего не сделал. Такое отношение к делам молодежи нетерпимо. Молодежь - наше будущее, и о ней надо заботиться постоянно. Ко­митет комсомола должен изучать нужды молодежи, ставить воп­росы перед руководителями и добиваться их положительного раз­решения.

Вопрос. Какова, по вашему мнению, роль руководителей цир­ков на местах и режиссуры в воспитании молодых артистов цирка?

Ответ. На первом Всесоюзном смотре, на смотре в 1952 году и на смотре, посвященном Всемирному фестивалю в Москве в 1957 году, молодежь показала интересные результаты, отличные твор­ческие образцы. Это очень хорошо. Наша обязанность так органи­зовать дело, чтобы на примере лучших училась вся молодежь. Мо­лодые люди отличаются друг от друга по своей подготовке, ин­тересам. А у нас нередко руководители цирков подходят ко всем с одинаковой меркой и равнодушно относятся к «мелочам», не проявляют глубокой и постоянной заинтересованности в воспитании молодежи. Порой старшие показывают дурной пример молодежи, а руководители цирков относятся к этому безразлично. Это недо­пустимо. Средства, которые выделяются на учебную и культурно-просветительную работу, используются недостаточно. А между тем нужны лекции по истории и теории цирка, творческие дискус­сии среди молодежи, лекции о международном и внутреннем поло­жении, надо выращивать теоретиков цирка из среды талантливой молодежи и т. д. Этой задаче, имеющей огромное значение, необ­ходимо уделить самое серьезное внимание. Большая роль в ус­пешном ее выполнении принадлежит руководителям, творческому составу Объединения. Эта задача почетная, и совместными усилия­ми мы ее выполним.

 Журнал «Советский цирк» октябрь 1958 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100