Неопубликованное письмо А. И. Куприна о цирке - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Неопубликованное письмо А. И. Куприна о цирке

 

А. И. Куприн и клоун Жакомино («Синий журнал», 1911 г.)Цирковому искусству посвящено не одно художественное про­изведение русской и иностранной литературы. Писателей привлека­ла отвага артистов цирка, их мужество, искусство, с древних времен любимое народом.

Д. В. Григорович, А. П. Чехов, М. Горький, А. И. Куприн оста­вили произведения, привлекающие не только художественными до­стоинствами, но и проникнутые теплотой, симпатией, сочувствием к артистам старого, дореволюционного цирка.

Льва Николаевича Толстого тронул рассказ Куприна «В цирке». Чехов писал об этом рассказе: «В цирке» — это свободная, наивная, талантливая вещь, притом написанная несомненно знающим че­ловеком».

Куприн хорошо знал русский дореволюционный цирк, он был верным другом цирковых артистов, среди самых близких его дру­зей был клоун Жакомино, атлет и борец Иван Заикин и многие из­вестные в свое время деятели русского цирка.

Естественно, что, когда писателю Ивану Бунину понадобились для повести некоторые сведения о цирковом искусстве, он обратился к Куприну, с которым был в давних сердечных отно­шениях.

На фото : А. И. Куприн и клоун Жакомино («Синий журнал», 1911 г.)

«Дорогой Александр Иванович, — писал Куприну Бунин, — окажи услугу, напиши: как называются в цирке эти люди в ботфортах и камзолах, что становятся в два ряда возле выхода из-за кулис, когда вылетает оттуда лошадь, и что, например, могут они тащить на аре­ну перед тем, как на нее выкатить клетку со львом, который дол­жен будет... что делать? Прыгать в горящие круги, что ли?»

На это письмо последовал ответ А. И. Куприна. Подробно и увлекательно писатель рассказывает в своем письме к Бунину глав­ным образом о работе с хищными зверями. В наше время работа укротителей львов и тигров претерпела значительные изменения по сравнению с тем, как работали со зверями в дореволюционном цирке, но описание номера укротителя, принадлежащее перу художника слова, друга цирковых артистов и ценителя циркового искусства А. И. Куприна, разумеется, заинтересует читателей.

«Милый Иван Алексеевич!

Те, что стоят при выходе из конюшен в манеж, называются обще — униформа.

Из них те, что в камзолах, в сапожках с крагами (ныне б. частью в синих, серых или даже красных рейтузах), зовутся берейторами, пикерами, реже — штальмейстерами.

Это все цирковые артисты, обязанные по контракту делать па­рад директору, членам его семьи, наездницам и гастролерам, по­могать в установке и укреплении аппаратов, держать обручи и лен­ты, убирать и чистить манеж, расстилать ковер и т. д. Но грязной работой занимаются всегда конюхи: они тоже стоят в проходе, в на­ше время в гимнастерках защитного цвета, позади фрачников. Соб­ственно, штальмейстер — это старший над униформой. Он обыкно­венно подает реплики клоунам. Он руководит работой униформы. Это важное лицо. В Cirqne de Paris это всем известный Lionn. В по­запрошлом году весь Париж справлял его пятнадцатилетний юби­лей; он получил приветствия, цветы и подарки. Ему говорили ре­чи видные писатели.

Укротитель входит сначала по ступенькам в маленькую клетку, пристроенную к большой со зверями. Заперев за собой дверь этой малой клетки, он отворяет двери большой, быстро входит в нее и еще быстрее захлопывает. В руках у него два хлыста: большой — шамбарьер для щелкания и для поощрения издали, малый — для угрозы и воздействия на близком расстоянии. Звери (в данном слу­чае львы и тигры) рассаживаются по бочкообразным белым табуре­там, всегда в одинаковом порядке. Если кто из них капризничает, балуется, ему намекают о порядке хлыстом, то же и при ссоре.

Львы делают такие номера: скачут внутри клетки по кругу — просто и с препятствиями в виде белых шестов. Прыгают сквозь об­ручи, простые и затянутые папиросной бумагой. Делают живопис­ные группы: для этого служат табуреты и еще двускатная перенос­ная белая лестница. Самый эффектный номер, когда все звери рас­полагаются снизу доверху пирамидой. Скачут также через огнен­ные обручи. Всегда в звериной колонии есть два заметных зверя. Один (чаще всего тигр), который ревет и все норовит кинуться на укротителя или на его хлыст. Его иногда приходится бить хлыстом с усердием. Это для ужаса зрителей. Другой обыкновенно большой, старый, траченный молью лев (говорят, еще с возраста котенка при­выкший к укротителю и его любящий).

С ним укротитель показывает жуткие номера. Борется с ним, укладывает его на пол, сам ложится рядом и кладет ему голову на грудь. Берет кусочек мяса в зубы, и лев осторожно берет его пастью. Кроме того, часто разверзает ему пасть обеими руками и сует в нее голову и т. д.

К зверям укротитель старается не становиться спиной, а если это неизбежно — рассчитывает так, чтобы между ним и зверями всегда оказывался старый, преданный лев».

Униформа только помогает ему (укротителю.— Л. Н.) успокаи­вать клетку. Но при исполнении номеров у него есть двое своих постоянных слуг, которым он платит жалованье. Они все время сле­дят за его работой, подают ему сквозь прутья необходимые пред­меты. Они же вооружены железными вилами или пиками, чтобы во­время притиснуть ослушника. Одеты они просто, чтобы одежда не развлекала зверей и не раздражала. Последний номер бывает пи­рамида, через которую перепрыгивает лучший гимнаст из живот­ных.

Когда наступает момент ухода, укротитель устраивается так, что­бы у него за спиной была выходная дверь, а звери в противопо­ложном углу. Тогда он зажигает фейерверк — ракеты, фонтан, рим­скую свечу, от которой много огня, дыма, вони и треску, и палит раз десять подряд из револьвера холостыми выстрелами.

Когда звери обалдели, он в таком же быстром и точном порядке как входил — так и уходит. Замечательно: только он выскочит из клетки, как звери злобно кидаются за ним.

Еще номер бревно. Через него положена балансирующая дос­ка. Два зверя становятся по краям и движением тел вперед и назад заставляют доску качаться вниз и вверх: качели.

Это львы. Медведи делают множество изумительных вещей. Катаются на роликах и велосипедах, ходят по канату или по огром­ному деревянному шару.

Если чего не дописал — скажешь. Я постараюсь дополнить.

 

Твой А. Куприн

P.S. Еще номер: лев стреляет из ружья. Оно укреплено на ше­сте. К собачке привязана веревка с кусочком мяса. Дальше просто».

Иван Бунин не воспользовался этим письмом, которое, по всей видимости, относится к 1933 году, ко времени работы писателя над повестью «Лика». В повести есть только описание номера с дресси­рованными лошадками-пони.

Л. НИКУЛИН

Журнал « Советский цирк» февраль 1958 год

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования