Неопубликованное письмо А. И. Куприна о цирке
Цирковому искусству посвящено не одно художественное произведение русской и иностранной литературы. Писателей привлекала отвага артистов цирка, их мужество, искусство, с древних времен любимое народом.
Д. В. Григорович, А. П. Чехов, М. Горький, А. И. Куприн оставили произведения, привлекающие не только художественными достоинствами, но и проникнутые теплотой, симпатией, сочувствием к артистам старого, дореволюционного цирка.
Льва Николаевича Толстого тронул рассказ Куприна «В цирке». Чехов писал об этом рассказе: «В цирке» — это свободная, наивная, талантливая вещь, притом написанная несомненно знающим человеком».
Куприн хорошо знал русский дореволюционный цирк, он был верным другом цирковых артистов, среди самых близких его друзей был клоун Жакомино, атлет и борец Иван Заикин и многие известные в свое время деятели русского цирка.
Естественно, что, когда писателю Ивану Бунину понадобились для повести некоторые сведения о цирковом искусстве, он обратился к Куприну, с которым был в давних сердечных отношениях.
На фото : А. И. Куприн и клоун Жакомино («Синий журнал», 1911 г.)
«Дорогой Александр Иванович, — писал Куприну Бунин, — окажи услугу, напиши: как называются в цирке эти люди в ботфортах и камзолах, что становятся в два ряда возле выхода из-за кулис, когда вылетает оттуда лошадь, и что, например, могут они тащить на арену перед тем, как на нее выкатить клетку со львом, который должен будет... что делать? Прыгать в горящие круги, что ли?»
На это письмо последовал ответ А. И. Куприна. Подробно и увлекательно писатель рассказывает в своем письме к Бунину главным образом о работе с хищными зверями. В наше время работа укротителей львов и тигров претерпела значительные изменения по сравнению с тем, как работали со зверями в дореволюционном цирке, но описание номера укротителя, принадлежащее перу художника слова, друга цирковых артистов и ценителя циркового искусства А. И. Куприна, разумеется, заинтересует читателей.
«Милый Иван Алексеевич!
Те, что стоят при выходе из конюшен в манеж, называются обще — униформа.
Из них те, что в камзолах, в сапожках с крагами (ныне б. частью в синих, серых или даже красных рейтузах), зовутся берейторами, пикерами, реже — штальмейстерами.
Это все цирковые артисты, обязанные по контракту делать парад директору, членам его семьи, наездницам и гастролерам, помогать в установке и укреплении аппаратов, держать обручи и ленты, убирать и чистить манеж, расстилать ковер и т. д. Но грязной работой занимаются всегда конюхи: они тоже стоят в проходе, в наше время в гимнастерках защитного цвета, позади фрачников. Собственно, штальмейстер — это старший над униформой. Он обыкновенно подает реплики клоунам. Он руководит работой униформы. Это важное лицо. В Cirqne de Paris это всем известный Lionn. В позапрошлом году весь Париж справлял его пятнадцатилетний юбилей; он получил приветствия, цветы и подарки. Ему говорили речи видные писатели.
Укротитель входит сначала по ступенькам в маленькую клетку, пристроенную к большой со зверями. Заперев за собой дверь этой малой клетки, он отворяет двери большой, быстро входит в нее и еще быстрее захлопывает. В руках у него два хлыста: большой — шамбарьер для щелкания и для поощрения издали, малый — для угрозы и воздействия на близком расстоянии. Звери (в данном случае львы и тигры) рассаживаются по бочкообразным белым табуретам, всегда в одинаковом порядке. Если кто из них капризничает, балуется, ему намекают о порядке хлыстом, то же и при ссоре.
Львы делают такие номера: скачут внутри клетки по кругу — просто и с препятствиями в виде белых шестов. Прыгают сквозь обручи, простые и затянутые папиросной бумагой. Делают живописные группы: для этого служат табуреты и еще двускатная переносная белая лестница. Самый эффектный номер, когда все звери располагаются снизу доверху пирамидой. Скачут также через огненные обручи. Всегда в звериной колонии есть два заметных зверя. Один (чаще всего тигр), который ревет и все норовит кинуться на укротителя или на его хлыст. Его иногда приходится бить хлыстом с усердием. Это для ужаса зрителей. Другой обыкновенно большой, старый, траченный молью лев (говорят, еще с возраста котенка привыкший к укротителю и его любящий).
С ним укротитель показывает жуткие номера. Борется с ним, укладывает его на пол, сам ложится рядом и кладет ему голову на грудь. Берет кусочек мяса в зубы, и лев осторожно берет его пастью. Кроме того, часто разверзает ему пасть обеими руками и сует в нее голову и т. д.
К зверям укротитель старается не становиться спиной, а если это неизбежно — рассчитывает так, чтобы между ним и зверями всегда оказывался старый, преданный лев».
Униформа только помогает ему (укротителю.— Л. Н.) успокаивать клетку. Но при исполнении номеров у него есть двое своих постоянных слуг, которым он платит жалованье. Они все время следят за его работой, подают ему сквозь прутья необходимые предметы. Они же вооружены железными вилами или пиками, чтобы вовремя притиснуть ослушника. Одеты они просто, чтобы одежда не развлекала зверей и не раздражала. Последний номер бывает пирамида, через которую перепрыгивает лучший гимнаст из животных.
Когда наступает момент ухода, укротитель устраивается так, чтобы у него за спиной была выходная дверь, а звери в противоположном углу. Тогда он зажигает фейерверк — ракеты, фонтан, римскую свечу, от которой много огня, дыма, вони и треску, и палит раз десять подряд из револьвера холостыми выстрелами.
Когда звери обалдели, он в таком же быстром и точном порядке как входил — так и уходит. Замечательно: только он выскочит из клетки, как звери злобно кидаются за ним.
Еще номер бревно. Через него положена балансирующая доска. Два зверя становятся по краям и движением тел вперед и назад заставляют доску качаться вниз и вверх: качели.
Это львы. Медведи делают множество изумительных вещей. Катаются на роликах и велосипедах, ходят по канату или по огромному деревянному шару.
Если чего не дописал — скажешь. Я постараюсь дополнить.
Твой А. Куприн
P.S. Еще номер: лев стреляет из ружья. Оно укреплено на шесте. К собачке привязана веревка с кусочком мяса. Дальше просто».
Иван Бунин не воспользовался этим письмом, которое, по всей видимости, относится к 1933 году, ко времени работы писателя над повестью «Лика». В повести есть только описание номера с дрессированными лошадками-пони.
Л. НИКУЛИН
Журнал « Советский цирк» февраль 1958 год