В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Четыре месяца в Объединенной Арабской республике

Позади остались берега нашей родины. Голубовато-серой дым­кой окутана Одесса, откуда отплыл пароход. У всех приподнятое настроение, и хотя перед отъездом из Москвы мы сделали все не­обходимые приготовления, каждый из нас как бы продолжает репе­тировать, вновь и вновь проверяя себя, додумывая последние де­тали.

Ненадолго останавливаемся в портах братских Румынии и Болга­рии, откуда плывем в Стамбул. На улицах города немало хорошо одетых, бесцельно фланирующих юношей, по-видимому, прожига­телей жизни, а еще больше людей, отчаявшихся в поисках работы, тщетно ищущих случайных заработков, а часто просящих подаяние. Роскошные особняки выглядят вызывающе, когда попадаешь сюда из неподалеку расположенных узких и грязных уличек, где живет беднота, рабочий люд. Отчетливо выступают контрасты, характер­ные для капиталистического города.

Но вот мы снова на борту нашего судна, увозящего нас в лазур­ные воды Средиземного моря. Наконец вдали проступила светло-коричневая береговая линия — Египет. Объединенная Арабская Республика — цель нашего путешествия.

Кто из нас в детстве ни рассматривал заманчивых, полных таин­ственной прелести картинок, изображавших гигантские пирамиды, возвышающиеся над выжженной пустыней!

Министр культуры СССР Н. А. Михайлов среди  артистов  советского цирка, гастролировавших в ОАР

Министр культуры СССР Н. А. Михайлов среди  артистов  со­ветского цирка, гастролировавших в ОАР.

Член Всемирного Совета мира Сеза Набрауи записывает в книгу отзывов свое впечатление о выступлении артистов советского цирка

Член Всемирного Совета мира Сеза Набрауи записывает в книгу отзывов свое впечатление о выступлении артистов советского цирка.

Выступают артисты Л. Кудоярова и Б. Левандовский

Выступают артисты Л. Кудоярова и Б. Левандовский

Кто ни замирал, разглядывая непонятную и загадочную фигуру сфинкса! Мы изучали исто­рию страны, лежащей на перекрестке трех континентов, связываю­щую Древний Восток с современным Западом. Мы узнавали, как некогда богатый Египет на протяжении двух тысяч лет подвергался варварским нашествиям, как уродовалась оккупантами культура древней страны. Свободолюбивый народ, унижаемый и угнетае­мый, все же сберег тысячелетние традиции своей цивилизации, со­хранил интерес к культурному наследию своих предков.

В течение четырех месяцев нашего пребывания в Объединенной Арабской Республике нам приходилось беседовать со многими дея­телями культуры, науки, искусства. Мы общались с простыми людь­ми, со зрителями, представлявшими разные слои населения. Все они с глубоким патриотическим чувством рассказывали о недавних годах, когда Египет оказывал сопротивление окку­пантам во всех областях жизни. Предста­вители интеллигенции, особенно студен­ческая молодежь, знакомили нас с произведениями арабских поэтов, воспева­ющих героизм народа, мужественно бо­рющегося за свою национальную неза­висимость. Нам называли имена поэтов — Сами Эль Баруди, Хафиз Ибрахим, Ах­мед Шауки, воспитывающих чувство про­теста против чужеземных захватчиков, национальное достоинство и любовь к родине.

В нынешнем Египте, составившем вместе с Сирией Объединенную Арабскую Республику, ведется многообраз­ная культурно-просветительная работа, направленная на достижение главной цели — воспитание народа в духе созида­ния,  прогресса  и  мира.

Меня, разумеется, интересовало со­временное искусство арабского народа. Надо сказать, что и правительство ОАР и печать, насколько мы могли судить по выступлениям журналов и газет, уделяет много внимания литературе и  искусству.     Здесь     популярен  лозунг:

 

Член Всемирного Совета мира Сеза Набрауи записывает в книгу отзывов свое впечатление о выступлении артистов со­ветского цирка.

 

«Искусство служит жизни». Под этим лозунгом ведут разносторон­нюю работу издательства, выпускающие книги и брошюры арабских литераторов, публикующие многочисленные переводы. Большой из­вестностью пользуются писатели Абдурахман аш-Шаркави, Юсуф Идрис, Абдурахман аль-Хамиси, молодые поэты Кемаль Абдель-Халим, Майн Бассиссу, Мохамед Халил Кассем.

Всего только тридцать лет существует кино, возникшее под влия­нием иностранной кинематографии, преимущественно французской. Теперь фильмы Объединенной Арабской Республики демонстриру­ются за пределами страны. Некоторые из них хорошо известны в Советском Союзе и  пользуются успехом.

Театральное искусство в ОАР рождалось в сложных условиях. Только в конце прошлого века возникли чисто любительские теат­ральные кружки, ставившие маленькие пьесы, главным образом бы­тового характера. Настоящий, профессиональный театр рождается только сейчас. С каждым годом растет число театральных трупп. Театральное искусство захватило широкие круги арабской интелли­генции, и теперь в стране насчитывается много самодеятельных любительских кружков, ведущих активную культурно-просветитель­ную деятельность.

Теперь несколько слов о выступлениях нашей группы, которые происходили в Каире, Александрии и Дамаске.

Газеты отмечали «прелестных сестер Бубновых, которые порхают в ослепительно белых лучах прожекторов, как розовые бабочки», Л. Кудоярову и Б. Левандовского, «жонглирующих со смертью под куполом, пренебрегая опасностью», Веру Сербину, «творящую чу­деса на проволоке», силача В. Херца, «поднимающего, лежа на спи­не, 120 кило, как соломинку». Об авторе этих строк было сказано, что «Кио — знаменитый маг, всемирно известный, может заставить человека исчезнуть, превратить белокурую красавицу в льва или цветок,  а мужчину — в карлика   или микроба»... Я,   конечно,  понимаю, что эта восторженная оценка скорее объясняется горячими, дружескими чувствами египетских зрителей к гастролировавшему коллективу артистов советского цирка.

Все представления, которые наша группа давала в трех городах ОАР, проходили с неизменным успехом и при переполненных залах, и всюду нам оказывали знаки высокого внимания. Самое важное — это отноше­ние арабов к Советскому Союзу. Оно проникнуто ис­кренней и горячей симпатией, и все, с кем приходи­лось нам встречаться в Александрии, Каире и Дамаске, стремились как можно сердечней выразить уважение к нам, как к представителям могучей социалистической державы. Мы испытывали необыкно­венную теплоту дружеского внимания, и это незабываемое чувство увезли с собой на Родину.

 

Анатолий Злобин

  Журнал «Советский цирк» август 1958 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100