Наша газета. Ноябрь 1958 год
НОВОЕ В РАБОТЕ ПРОФСОЮЗОВ
За последний год профсоюзная работа в большинстве организаций Союзгосцирка значительно улучшилась. Оживление профсоюзной работы было вызвано в первую очередь постановлением декабрьского Пленума ЦК КПСС «О работе профессиональных союзов СССР». В немалой степени этому содействовало и создание единой профсоюзной организации для всех работников советского цирка.
Шире стал привлекаться актив к участию в общественной жизни. Больше проводится мероприятий по культурно-массовой и политико-воспитательной работе. Чаще, деловитее и результативнее стали проводиться производственные совещания.
Месткомы и профорганизаторы почувствовали себя ответственными за состояние работы своих коллективов. В соответствии с решениями профсоюзной конференции работников цирков и пленумов профкома увеличилась забота профорганов о жизни, быте и отдыхе работников цирков.
Все это вместе взятое значительно повысило авторитет профсоюзных органов не только среди членов союза, но и у административных и руководящих работников. А ведь раньше, что греха таить, нередко директора и администраторы игнорировали профсоюзные органы, не считались с ними.
Развернувшаяся после декабрьского Пленума ЦК КПСС профсоюзная работа во всех профессиональных союзах СССР, увеличение их роли и ответственности — подготовили почву для создания нового Положения «О правах фабричного, заводского, местного комитетов профессионального союза».
15 июля 1958 года Указом Президиума Верховного Совета СССР это новое Положение утверждено.
Фабричные, заводские и местные комитеты по новому Положению получили большие права.
Профсоюзные комитеты участвуют в обсуждении производствен. ных планов своего предприятия; заключают с администрацией коллективные договоры; совместно с администрацией утверждают сметы расходов на улучшение культурно-бытовых условий работников.
Комитет имеет право заслушивать доклады руководителей предприятий о выполнении производственных планов и вносить в вышестоящие органы свои предложения об улучшении деятельности предприятий. Эти органы обязаны рассматривать предложения и по существу отвечать профсоюзному комитету.
Только по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетами администрацией устанавливаются повременные и сдельные ставки, тарифные разряды, новые нормы, вводятся положения о сдельно-прогрессивной и премиальной системах оплаты труда, устанавливаются размеры премий.
Рабочие и служащие не могут быть уволены с работы без согласия комитета.
Профсоюзный комитет в случае необходимости ставит перед соответствующими организациями вопрос о смещении или назначении руководящих работников.
Назначение работников на руководящие хозяйственные должности производится с учетом мнения фабричного, заводского, местного комитета.
Освобожденным членам комитетов после прекращения их полномочий предоставляется прежняя или другая, не ниже опла-
чиваемая работа (должность) в том же предприятии.
Члены фабричного, заводского, местного комитетов, не освобожденные от своей основной работы, не могут быть уволены с предприятий или переведены на другую работу и на них не может быть наложено администрацией дисциплинарное взыскание без согласия профсоюзного комитета.
Новое Положение, в котором указаны эти и другие права профсоюзных комитетов, вступило в силу 15 июля 1958 года. Все наши местные комитеты и профсоюзные организаторы должны перестроить свою работу в соответствии с новым Положением. Нужно значительно повысить требовательность не только к администрации, но и к себе, еще внимательнее относиться к нуждам большого отряда тружеников советского цирка,
Н. БОЛБЕРГ
КУЛЬТУРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ХЛЕБОРОБОВ
В соответствии с приказом Министерства культуры СССР о мероприятиях по культурному обслуживанию трудящихся, занятых на уборке урожая
1958 года, в сельскохозяйственные районы Белгородской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Оренбургской, Омской, Новосибирской, Винницкой,
Полтавской, Сумской областей, Краснодарского и Красноярского краев, а также Белорусской, Молдавской и Казахской ССР выехали 20 цирковых коллективов, силами которых дано свыше трехсот представлений.
ПОДГОТОВКА НОВОГО РЕПЕРТУАРА
Репертуарно - художественный отдел Союзгосцирка ведет подготовку нового репертуара для предстоящего сезона. Большим успехом пользовалось у зрителей представление «Цвети, наша юность», посвященное 40-летию ВЛКСМ, сценарий которого написан П. Вернадским и Н. Ковалем. Пресса высоко оценила эту программу, широко показанную на стадионах.
К этой же знаменательной дате Ю. Благовым написан большой торжественный парад-пролог «Этапы славного пути». Такой же парад-пролог со вступительным монологом написал Н. Доризо. Монологи-фельетоны подготовили Арго, О. Фадеева и В. Орлов, куплеты и частушки на молодежные темы написали В. Бахнов и Я. Костюковский, Ю. Благов. В. Гранов и М. Пустынин, М. Тривас и другие поэты и драматурги.
Новые репризы, интермедии и клоунады на международные, злободневные и молодежные темы представили Ф. Липскеров, П. Глазовой, В. Леднев, 3. Юрьев и другие.
Особо ведется работа над репертуаром для коллектива Белорусского госцирка. К участию в ней привлечены белорусские литераторы. Готовится
разнообразная программа под руководством режиссера А. Г. Арнольда.
Большая программа готовится также для предстоящей в будущем году декады Азербайджанского искусства и литературы в Москве. Над сценарием работает И. Финк. Активное участие в ее подготовке принимают работники Бакинского цирка.
Заказан репертуар для вновь создаваемого узбекского национального коллектива. Над текстом работает Ю. Благов. Режиссером приглашен Л. Н. Лукьянов. В подготовке нового репертуара примет также участие М. Эдель.
В будущем году в Москве будет происходить показ Да. гестанского искусства. В его программе — цирковое представление «Праздник в ауле». Постановка поручена режиссеру Н. М. Цертелеву. К работе над сценарием привлечен С. Д. Говоров, хорошо знакомый с жизнью, бытом и искусством этой автономной республики.
В связи с предстоящим 40-летием советского цирка начата подготовительная работа над сценариями торжественных юбилейных представлений.
В СВЕРДЛОВСКОМ ЦИРКЕ
В летнем сезоне 1959 года в Свердловском цирке значительно оживилась политико-воспитательная работа. Еженедельно проводятся лекции и доклады, регулярно выходит стенная газета.
Для артистов прочитаны лекции о советском патриотизме, две лекции о международном положении. Местный комитет систематически организует загородные прогулки в выходные дни и коллективные посещения театров и кино. Кроме того, артисты цирка познакомились в один из выходных дней с коллекцией Свердловского геологического музея.
Во время празднования двадцатипятилетия завода «Уралмаш» артисты гастролировавшего в Свердловске украинского цирка выступали на народном празднике на стадионе «Уралмаша». За участие в шефском концерте все артисты были награждены почетными грамотами и юбилейными значками завода.
Н.СЕМИН
НА ПРАКТИКЕ
По окончании учебного года в ГУЦИ студенты разъехались на летнюю практику. Наша группа, состоящая из девяти человек, поехала на практику в Кировский цирк. Встретили нас там хорошо, разместили по квартирам. 14 июля состоялся наш дебют.
Работали все мы в этот вечер с большим подъемом и прошли очень хорошо. После дебюта артисты поздравили нас, дали нам ряд ценных советов.
Практика вселила в нас уверенность в том, что со временем мы сможем стать хорошими артистами.
И. ЩУКИНА, В. СОЛОХИН
К СОРОКАЛЕТИЮ СОВЕТСКОГО ЦИРКА
В будущем году исполняется 40 лет существования советского цирка. В связи с этим управляющий Всесоюзным объединением госцирков Ф. Г. Бардиан издал приказ о проведении мероприятий по ознаменованию юбилейной даты. Согласно этому приказу, с 1 июня по 1 августа 1959 года во всех стационармых я передвижных цирках, коллективах и бригадах проводится творческий смотр новых достижений советского циркового искусства. Всем артистам, руководителям номеров и аттракционов, режиссерам и художникам, желающим принять участие в смотре, предложено прислать в художественный отдел Союзгосцирков не позднее конца текущего года мотивированные заявки о включении в число участников смотра.
Союзгосцирком разработано Положение о порядке проведения смотра. В программу его будут включаться новые номера и аттракционы, а также действующие номера и аттракционы, коренным образом усовершенствованные в 1958—1959 годах. В программу включаются также тематические представления и номера разговорного жанра, выпущенные в период этих же двух лет.
В смотре могут принимать участие все артисты, режиссеры и художники Союзгосцирков. Для этого необходимо не позже 1 января 1959 года представить в репертуарно-художественный отдел Союзгосцирков сценарии с подробным изложением творческого замысла или содержания номера. Сценарии должны содержать описание номера (аттракциона) с перечислением всех трюков, описанием реквизита, аппаратуры, снарядов и. в необходимых случаях, сопровождаться пояснительными рисунками, чертежами, схемами или эскизами.
В зависимости от жанра сценарии должны с максимальной выразительностью выявлять элементы силы, ловкости, мужества, элементы юмора, пародии и эксцентрики, демонстрируемые в оригинальной цирковой форме, а также оригинальные приемы показа дрессированных животных и хищников.
Особый интерес представляют предложения по созданию оригинальных цирковых аттракционов и номеров, предложения по обновлению традиционных цирковых жанров.
Для работы по подготовке и проведению смотра при Союзгосцирке создается Центральная смотровая комиссия под председательством управляющего Союзгосцирком Ф. Г. Бардиана.
На местах смотр производится в предприятиях Союзгосцирка, где в состав комиссии наряду с ведущими артистами и работниками предприятия. включаются представители Управления (отдела) культуры, партийных и общественных организаций, печати.
Смотр проводится в период с 1 июня по 1 августа 1959 года. Лучшие номера, выявившиеся в результате его проведения, будут включены в программу торжественных цирковых юбилейных представлений. Отличившиеся участники смотра представляются к награждению почетными грамотами Всесоюзного Объединения государственных цирков и денежными премиями 1-й, 2-й и 3-й степени.
Союзгосцирк разработал план мероприятий по подготовке и проведению предстоящего юбилея.
С 1 сентября до 1 декабря с. г. будет проведен конкурс на лучшие сценарии новых цирковых номеров. С 1 июня по 1 августа 1959 года проводится творческий смотр цирковых номеров, аттракционов и программ нового репертуара. На арене Московского госцирка намечается постановка водяной пантомимы с участием ведущих артистов старшего и молодого поколений. Премьера пантомимы намечена на 15 июня будущего года.
Во всех стационарных и передвижных цирках будут проведены торжественные юбилейные представления. В августе 1959 года на стадионе «Динамо» будет показано большое цирковое представление. К этому же времени будет подготовлен телевизионный цирковой спектакль с участием ведущих мастеров советского цирка.
В апреле будущего года намечается проведение творческого совещания по вопросам развития разговорных жанров в цирке.
Совместно с издательством «Искусство» к юбилею будут выпущены брошюры, альбомы и открытки. Кроме того, будут организованы 10 передвижных выставок на тему «40 лет советского цирка».
Учреждается специальная медаль «40 лет советского цирка», которой будут награждаться работники, проработавшие в цирке не менее 40 лет.
ХЛЕБА ШУМЯТ
Так назывался поставленный в Оренбургском цирке в августе месяце новый парад-пролог. Парад-пролог(постановщик заслуженный деятель искусств Ю. С. Иоффе) был посвящен борьбе за хлеб колхозников Оренбургской области, которые обязались дать стране в 1958 году 110 миллионов пудов хлеба. Парад включал в себя ряд веселых интермедий и плясок. В нем принимали участие артисты-сатирики Дель и Скалов, акробаты-прыгуны Быковские, акробаты Рогаткины, Минины, жонглеры Понукалины, артисты А. Бугров, А. Шнайдер, В. Ольховикова, И. Сидоркина, Г, Лебедев и другие.
Парад и шуточные интер. медии имели большой успех у публики.
Е. ЛЕВИЦКАЯ
КАВАЛЬКАДЫ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ЧЕСТЬ 40-ЛЕТИЯ ВЛКСМ
В честь 40-летия ВЛКСМ Союзгосцирком в течение лета проведено 6 цирковых кавалькад: по Узбекистану, Киргизии и Казахстану; по Уралу и Западной Сибири; по Украинской ССР; по Ленинградской области, Эстонской, Латвийской, Литовской и Белорусской ССР; по Московской области и Поволжью; Новосибирской области, Кузбассу, Алтайскому краю и Северному Казахстану. Участниками кавалькад было дано свыше 400 представлений, которые просмотрело более 500 тысяч зрителей. 40-летие Ленинского комсомола широко отмечается предприятиями Всесоюзного объединения государственных цирков. Во всех стационарных, передвижных цирках и коллективах «Цирк на сцене» в программы представлений включены специально подготовленные парады-прологи, клоунады, интермедии, репризы, посвященные юбилейной! дате.
В Ленинградском ордена Трудового Красного Знамени цирке успешно идет программа «Молодые мастера советского цирка». В Московском ордена Ленина цирке — программа под девизом «Дорогой побед».
В столице и на периферии на аренах цирков и сценических площадках большим успехом пользуется цирковая молодежь. На предприятиях проводятся творческие встречи комсомольцев и молодежи цирка с рабочей и сельской молодежью, студентами и школьниками.
Комсомольцы и молодежь совместно со старшими товарищами с большим воодушевлением отмечают 40-летие комсомола, демонстрируя широкому зрителю новые достижения циркового искусства.
РЕКЛАМА ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ
Хорошая вещь — реклама. Яркие, заинтересовывающие афиши, анонсы, броские плакаты фотовитрины — все это нужно, и глупо было бы против этого возражать. И нашему цирку следует подумать о более интересных, увлекательных афишах, которые, кстати сказать, тоже утверждают лицо цирка, о праздничности плакатов, о зазывности анонсов, о привлечении к этому лучших художников страны.
Но есть реклама и реклама. Наша советская реклама не должна вводить людей в обман и уже, во всяком случае, должна быть грамотной и отличаться от рекламы купцов Епишкиных.
Перед нами афишка - «трамвайка» передвижного цирка № 13, выступавшего в Кисловодске.
Вот она:
«Впервые в Кисловодске.
По возвращении из Европы гастроли Московского ордена Ленина цирка, крупнейший советский аттракцион Зинаида Тарасова (с тридцатью ассистентами)».
Возникает ряд законных вопросов:
1. Давно ли Кисловодск перестал быть Европой? А если он еще остался на территории Европы, то как же удалось Тарасовой, находясь в Европе, в нее же вернуться?
2. Не уподобляются ли создатели этой афиши тем горе-географам, которые до сих пор считают Россию Азией?
3. С каких пор все артисты стационарных и передвижных цирков, входящих в организацию «Союзгосцирк», стали считаться артистами Московского ордена Ленина цирка?
4. С какого времени номер 3. Тарасовой стал крупнейшим советским аттракционом?
5. Почему авторы афиши не знают арифметики? Ведь даже если считать трех коверных и прибавить к ним четырнадцать штатных ассистентов, то как ни крути, а получится не тридцать ассистентов, а самое большее семнадцать.
6. Видимо, под Европой подразумевается Швеция, куда на гастроли выезжала в этом году 3. Тарасова. Но даже если заменить понятие «Европа» «Швецией», то и тогда афиша неверна. Указанные далее в афише антипод Лукьянов, эквилибристы на шестах
Косоребриковы, акробаты Борискин и Влазнов, эксцентрики Ирманов, жонглер Монеев, коверные Узунян и Якобино ни на какие гастроли за границу не выезжали и определение «по возвращении из заграничной поездки» к ним не подходит, ибо истине не соответствует.
7. В афише указано: «Дагестанские канатоходцы Цовкра п/р и при участии Я. Гаджикурбанова». Это тоже неправда, ибо именем «Цовкра» разрешено именоваться только группе п/р Абакарова.
Номер 3. Тарасовой — артистки большого обаяния — представляет несомненный интерес, и, конечно, она заслуживает не только яркой, интересной афиши, но и грамотной и соответствующей истине. А дирекции, выпустившей подобную «афишу», следует подумать о том, какую плохую услугу оказывают они артистам, выступающим в Кисловодске «впервые по возвращении из Европы».
М. ВОЛЫНСКИЙ
Журнал «Советский цирк» октябрь 1958 г