В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О фильме Борец и клоун

 

Как и все тульские мальчишки я бегал в цирк смотреть все­мирный чемпионат французской борьбы. Забравшись на га­лерку, мы с замиранием сердца ждали минуты, когда ар­битр   вызовет на ковер прославленных чемпионов.

И они выходили. Огромные, таинственные, увешанные лентами и медалами.

А иногда по цирку точно прокатывалась волна. И уже никто не следил за тем, что делали на манеже наездники, фокусники, ак­робаты,— весь цирк смотрел на человека в маске, который мрачно сидел  где-нибудь в амфитеатре.

Кто он? Откуда? Как и когда появился в цирке?

Человек в маске во всеуслышание заявлял о своем непреодоли­мом желании бороться в чемпионате. Он выходил на ковер и в полминуты расправлялся с недавним любимцем публики. Цирк неистовствовал. Аршинные афиши объявляли о следующих схватках «до победы», о «реваншах». Мы с утра приходили в цирк и делали все, только бы получить место на галерке. Расчищали снег, если это было зимой, подметали улицы, если это было летом. Готовили корм   животным,  чистили   конюшни.

И, когда по свистку арбитра дяди Вани или Подопригоры на арену выходили  борцы, мы аплодировали до боли в ладонях.

Вместе со всеми выходил «чемпион чемпионов», русский бо­гатырь Иван Поддубный. Он всегда шел последним, не торопясь, вразвалку, не напрягая мускулов, выходил как-то очень просто, по-домашнему, добродушно улыбаясь в сивые чумацкие усы.

Так он и боролся. Не торопясь, без эффектных приемов, наро­читого крика и возмущения. Это была для него работа, в меру тя­желая, в меру приятная.

Поддубного любили, ему верили все. И мы, галерочные ребята, и рабочие тульского оружейного завода, заполнявшие амфитеатр, и те, кто приезжал специально на «борьбу» и заполнял места в пар­тере и   в  обитых красным бархатом ложах.

Про Поддубного так и говорили: «Иван Максимович борется по-чистому».

..Недавно хороший друг принес мне книгу. Написал ее Ана­толий Дуров, помогал составить ее и редактировал писатель Ски­талец. Читать эту книгу наслаждение. Передо мной вставал добрый волшебник, русский чародей, бог животных, сатирик поэт, «король шутов, но не шут королей».

В книге много фотографий, рисунков самого Дурова и его друзей.

Шаляпин, Бунин, Куприн, Репин, Айвазовский, Горький, писатели, художники, артисты, государственные деятели, разные люди, не схожие ни языком, ни достатком, писали Дурову слова благодар­ности  и  любви.

Печальна биография Дурова. Сиротское детство, бегство в яр­марочный балаган, скитание по городам Севера и Юга России с труппой, где нищие, голодные артисты  спят вповалку  на полу.

Труден путь Дурова, Завистники истребляли его дрессирован­ных зверьков, отравили любимую ученую лошадь, подожгли зда­ние его цирка.

Не весело в то далекое время быть «царем смеха».

Читая собранные в книге репризы и сценки Дурова, понимаешь, как страшен был его смех для власть имущих. Дурова ненавидят и боятся, преследуют, арестовывают, высылают. В книге есть заме­чательный по трагикомизму документ.  Привожу его дословно:

«Ваши изгнания способствовали вашей славе не меньше, чем ваши четвероногие артисты». И подпись: «Московский обер-полиц­мейстер генерал-майор Трепов. Москва, июня 27, 1902 года». И пе­чать Московского обер-полицмейстера с двуглавым орлом.

А сегодня, в середине XX столетия, писатель Николай Погодин, режиссеры Константин Юдин, Борис Барнет силой кинематографи­ческого искусства вернули нас на 50 лет назад и предоставили возможность воочию встретиться с борцом Иваном Поддубным и клоуном Анатолием Дуровым в фильме «Борец и клоун».

Какой же будет эта встреча? Узнаем ли мы, люди старшего по­коления, того, кто принес в наше детство сказку о собачках, знающих арифметику и географию, и того, кто тогда олицетворял для нас силу, мужество и честность.

Удача каждого фильма начинается с правильного выбора ре­жиссером актера на главную роль.

Я не знаю, увлекался ли борьбой артист С. Чекан, но так про­фессионально бороться, как это он делает в фильме, может только всесторонне развитый, опытный спортсмен.

Вот он стоит, возвышаясь на целую голову над друзьями груз­чиками в Одесском порту, и просит принять его в артель и очень искренне огорчается, когда ему в этом отказывают.

С интересом следим мы за Поддубным — Чеканом в сценах с акробаткой мадемуазель Мими, а по-русски Марусей (артистка И. Арепина). Сколько нежности, сколько трогательной заботы про­являет он к своей невесте.

Великолепно решена режиссером, снята оператором (С. Полуя­новым) и сыграна актерами сцена, когда Поддубный в воскрес­ный день, гуляя с Мими, забегает в лавчонку купить два двухпудовика. Продолжая прогулку, Поддубный несет двухпудовую гирю, как обычно несут фунтик с конфетами.

А как жесток Поддубный в эпизоде, когда он узнает, что клоун Энрико (артист Г. Вицин), желая избавиться от конкурента, насы­пает Дурову в мел известку. В неистовом гневе волочет он пре­ступника по улице к лечебнице, где находится его друг, и только сообщение привратника, что врач спас Дурову глаза, избавляет Энрико от заслуженной кары.

Поддубный отказывается от борьбы с чемпионом мира Раулем Буше (артист А. Соловьев). Тот втер в кожу оливковое масло. Под-дубному засчитывают поражение,  и он уезжает к   родным.

Хата. Иван Максимович сидит за столом рядом с отцом и слу­шает добрую украинскую песню. В эту минуту у Поддубного—Че­кана такое счастливое лицо, что веришь, наконец-то этот могучий человек обрел подлинное счастье.

Вторая встреча с Буше на первенство мира в Париже. Эпизод так великолепно поставлен и решен режиссером, что зритель на­граждает самыми искренними аплодисментами победителя — борца-профессионала артиста   С.  Чекана — Поддубного.

Наша встреча с чемпионом мира силачом Иваном Поддубным несомненно состоялась...

Рядом с борцом живет и действует в фильме клоун-сатирик Анатолий Дуров. Воплотить на экране этот образ режиссура пору­чила артисту А. Михайлову.

Скажем сразу, талантливый артист честно старается извлечь как можно больше из скудного материала, отпущенного ему авто­ром  сценария Николаем Погодиным.

И если в первой половине фильма сделана интересная заявка на показ прославленного клоуна, то с середины картины Дуров-са­тирик исчезает. Показ его жизни, его трудного пути подменен монтажом нескольких кадров. Из наплыва в наплыв возникают афи­ши и названия городов, где проходили гастроли Дурова.

В фильме мало показан Дуров — знаменитый дрессировщик животных, как и нет Дурова-сатирика.

В начале статьи я говорил о книге, подаренной мне другом. Читая и перечитывая ее (почему бы, кстати, издательству «Искусство» не выпустить ее снова), видишь Анатолия Дурова человеком силь­ным,   находчивым,   человеком   горячего   сердца   и   пытливого   ума.

На экране Дуров—Михайлов не «шут его величества народа», а скорее один из многих клоунов, которыми были богаты русские цирки.

И если встреча с Иваном Поддубным состоялась, то встреча с Анатолием Дуровым должна еще произойти.

То, что сделал талантливый коллектив, руководимый (после смерти режиссера-комедиографа К. Юдина) режиссером Борисом Барнетом, доказывает, сколько интересного, самобытного, подлин­но народного таит в себе для драматурга театра и кино наш рус­ский цирк.

 В роли Анатолия Дурова – артист А. Михайлов

В роли Анатолия Дурова – артист А. Михайлов

В   роли   Ивана   Поддубного  артист С. Чекан,  в  роли Рауля Буше — артист А. Соловьев

В   роли   Ивана   Поддубного  артист С. Чекан,  в  роли Рауля Буше — артист А. Соловьев

Журнал « Советский цирк» февраль 1958 год

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

сколько стоит создать интернет сайт