За рубежом
История цирка должна стать наукой
Под таким заглавием журнал «Артистик», издающийся в Германской Демократической Республике, публикует сообщение об учреждении «Союза историков цирка». Как сообщает журнал, несколько известных европейских критиков и деятелей цирка объединились с целью разработать основы научного исследования истории циркового искусства.
Во вновь созданный «Союз историков цирка» вошли: от Австрии — художник и историк цирка Целлер-Целленберг, профессор Пеммер, О. Христль и Зейтлер, от Германии — Г. Дембек и В. Ульрих, от Франции — писатели и критики Тристан Реми и Р. Лёвен-брук. Голландию представляет Ф. Диксборн, Англию — Сохе, Италию — Сервелатти.
Члены общества ставят себе задачей во всех своих критических и научно-исследовательских работах опираться только на документальный материал.
«Союз историков цирка», по заявлению его членов, намерен развернуть научно-исследовательскую работу, с тем, чтобы история цирка стала признанной и серьезной наукой, каковой является история театра.
Как известно, в Советском Союзе ведется научно-исследовательская работа в области истории цирка. Приветствуя наших зарубежных коллег, желаем им последовательности и успеха.
Выставка в Магдебурге
В Магдебурге в помещении клуба молодежи была организована выставка, посвященная искусству цирка.
На стендах выставки демонстрировались портреты выдающихся мастеров циркового искусства, плакаты цирков различных стран, программы цирковых представлений. Многочисленные фотографии знакомили посетителей с методами дрессировки хищных зверей, с реквизитом различных номеров, рассказывали о развитии циркового искусства в ГДР, Советском Союзе и других странах. На специальных стендах давалась информация о несчастных случаях, довольно многочисленных в западноевропейских цирках.
Было экспонировано большое количество рецензий и фотографий, посвященных гастролям советского цирка в Англии, Франции и Бельгии.
Неизменное внимание посетителей привлекали книги о цирке и дрессированных животных, а также мемуары цирковых артистов.
На выставке был прочитан ряд докладов о современном цирке.
НА АРЕНЕ АКТЕРЫ ТЕАТРА И КИНО
Недавно в Париже на манеже Зимнего цирка состоялось необычное представление, организованное Союзом артистов Парижа.
На цирковой арене наряду с цирковыми актерами выступали их многочисленные гости — известные артисты театров и кино.
...Спектакль открыл известный французский эстрадный певец Морис Шевалье. Многочисленные зрители — их собралось более трех тысяч, среди них сотни актеров, писателей, журналистов — встретили его аплодисментами. Шевалье повторяет на разных языках столь знакомую посетителям цирков фразу:
— Начинается представление!
Первым выступает Морис Шевалье с группой дрессированных лошадей. Одна из актрис состязается в стрельбе из карабина с великолепным комиком Фернанделем. Киноактер Жан Маре, исполнив этюд на трапеции, показывает незаурядные гимнастические способности.
Две балерины выполняют упражнения на трапеции. Их сменяют певцы, декламаторы... Вечер закончился выступлением киноактрисы Ингрид Бергман, выступившей в качестве иллюзионистки и показавшей ряд интересных фокусов. В конце своего выступления она попросила у одного из зрителей часы и тут же разбила их вдребезги, после чего часы, целые и невредимые, были обнаружены в кармане известного западного дипломата.
Хотя артисты, выступавшие на манеже, были заняты в номерах, не имеющих ничего общего с их амплуа, многие из них продемонстрировали ловкость, смелость, умение работать в другом жанре (журнал «Доокола Свята»).
НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ
В иностранной печати нередко встречаются сообщения о несчастных случаях, вызванных тем, что артисты, угождая низменным требованиям публики и антрепризы, выступают в опасных номерах, не пользуясь предохранительными средствами.
Как сообщает журнал «Эко» (Дания), летом 1957 года разбилась насмерть, сорвавшись с трапеции во время представления на открытом воздухе в Белль-Форче (США), американская воздушная гимнастка Этель д Арси.
Другая воздушная гимнастка, Севина, выступая в г. Шарлотта (США), сорвалась с трапеции с высоты 10 метров. Артист Джеймз Хауэлл, ее муж, сумел спассировать ее при падении, так что Севина счастливо отделалась лишь сильными ушибами.
Упав с высоты 20 метров, погиб воздушный гимнаст Франц Стош. Выступая в г. Сен-Поле, (штат Миннесота, США), он сорвался с трапеции при выполнении своего лучшего трюка. Стош, которому исполнилось уже шестьдесят лет, делал «обрыв», разыгрывая сценку мнимого падения с трапеции. В зубах он держал мундштук, привязанный к длинному эластичному тросу. В момент работы зубник сломался, и Стош, пролетев мимо площадки, к которой его должен был подтянуть трос, рухнул на арену.
По сообщениям журнала «Артистик» (ГДР), с каната 5-метровой высоты упала итальянская артистка Гиглиола Гамберутта, когда во время ее выступления в цирке погас свет. Артистка получила тяжелые повреждения.
В результате трагического случая в Париже погиб один из лучших немецких артистов — Хемада (Фриц Хеннеман).
Как рассказывает «Артистик», Хемада отклонил предложения директора цирка Жозефа Буглийона работать над сеткой, так как считал, что работа над сеткой менее ценна. Во время исполнения заключительного трюка — прыжка с площадки под куполом цирка к вертикальному канату, находившемуся на расстоянии 6 метров, — Хемада промахнулся, ударился о канат и, сломав при падении позвоночник, скончался.
Как свидетельствуют многочисленные сообщения, пренебрежение к страховке приводит к тому, что «игра со смертью» нередко кончается для исполнителей трагически.
НОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ ШАПИТО
По сообщению журнала «Артистик» (Германская Демократическая Республика), среди артистов и деятелей цирка большой интерес вызвало техническое усовершенствование конструкции передвижного цирка-шапито, освоенное цирком Буш.
В минувшем летнем сезоне цирк Буш гастролировал в Германии и странах Центральной Европы в шапито, все опоры которого изготовлены из легких дюралюминиевых труб.
Как известно, в цирках-шапито обычной конструкции брезентовый купол поддерживается несколькими высокими центральными мачтами и большим количеством боковых стоек.
Такое оборудование затрудняет передвижение зрителей по залу и ухудшает видимость манежа.
Новая конструкция отличается своей простотой. Незначительное число дюралюминиевых стоек поддерживают два центрических круга, также сделанных из дюраля. Брезентовый шатер свободно опирается на эту конструкцию, легкую, портативную, удобную при сборке и разборке и значительно улучшающую условия видимости манежа для зрителей.
Шапито новой конструкции рассчитано на три тысячи зрителей.
Журнал «Советский цирк» январь 1958