Живая счетная машина
Для того, чтобы перемножить эти числа, вам потребуется не менее 10 минут и придется написать 54 цифры. Цирковой математик, взглянув на написанное, тотчас же, как бы шутя, скажет результат: 249 625 637 104.
Человеческий мозг — своего рода счетная машина, и человек может тренировать свой мозг так, чтобы почти мгновенно производить сложные математические вычисления. Ошибка в работе циркового математика так же недопустима, как в любом цирковом жанре: зритель ее не простит.
Мое первое знакомство с демонстрацией математики на арене цирка произошло 45 лет назад. Я был тогда учеником Нижегородского реального училища.
Цирк Никитина на Нижегородской ярмарке широко рекламировал «Чудо XX века!» — семилетнего Володю Зубрицкого. Его выступления в цирке проходили с шумным успехом. На манеж выходил мальчик, одетый в костюмчик с матросским воротником, с отпущенными волосами, подстриженными на лбу челочкой. С ним выходил мужчина средних лет и, представив Володю зрителям, предлагал давать задачи. На доске в клетках писались пять пятизначных чисел (по одной цифре в каждой клетке), и Володя, взглянув на доску, сразу говорил сумму всех пяти чисел. Он множил четырехзначное на четырехзначное, возводил числа в квадрат и куб, извлекал квадратные и кубические корни. Гремели аплодисменты, а в антракте шли оживленные споры. Были предположения, что все делается при помощи подсаженных лиц, которые и называли нужные числа, но эти предположения тотчас же разбивались зрителями, которые сами называли и писали числа.
Знакомство с номером Зубрицкого возбудило среди учеников реального училища много споров и разных толков. Скоро мы узнали, что старший брат Володи (брата звали, если мне память не изменяет, — Женя) принят в приготовительный класс нашего училища. Я отыскал этого малыша и постарался с ним подружиться. Это был очень замкнутый мальчик, но постепенно лед таял, и Женя в большую перемену стал иногда приходить ко мне. Я спросил его как бы между прочим: «А кто учил Володю?» «Папа с ним занимается. Володя способный, а вот у меня ничего не вышло». Я узнал, что и Женю готовили к роли математика-вундеркинда. Женя неплохо в уме множил трехзначное на двухзначное число, но делал это неохотно. Труднее было ему множить трехзначные на трехзначные. На нас эти опыты производили большое впечатление, и мы всячески старались узнать «секрет». Постепенно нам удалось от него научиться множить в уме двухзначные на двухзначные.
Предположим, нужно умножить 54 на 93. Первой цифрой в произведении всегда будет цифра, полученная от умножения единиц (в нашем случае 4X3 = 12; двойку записываем в результат, а десятки, т. е. 1, держим в уме). Вторая цифра результата получится от умножения единиц множимого на десятки множителя плюс произведение десятков множимого на единицы множителя и плюс остаток, т. е. 4X9 = 36 и 5X3 = 15. Полученные числа сложим: 36 + 15 = 51 и прибавим единицу, которую держали в уме, получится 52. Десятки (2) пишем в произведение второй цифрой. Теперь в произведении у нас будет записано две цифры (22), а сотни (т, е. 5) держим в уме. Третья и четвертая цифры произведения получатся от умножения десятков на десятки и плюс остаток т. е. 5X9 = 45; 45 + 5 = 50. Пишем эти две цифры в результат, и у нас получится 5022.
На первый взгляд кажется, что система умножения в уме очень трудна, но если вы достаточно потренируетесь, то в считанные секунды будете точно называть произведение.
Математики на манеже цирка легко множат в уме шестизначное на шестизначное, когда произведение выражается в сотнях миллиардов. Трудно даже представить, как должен быть натренирован мозг, чтобы мгновенно и безошибочно назвать одиннадцатизначный результат.
Хочется упомянуть здесь еще о двух крупнейших представителях этого жанра, теперь уже умерших.
В 1927 году мне пришлось быть в Берлине, где в то время находился центр Международной артистической ложи. Президентом ложи был Макс Бероль Конора. Людей, впервые пришедших в ложу, поражало, что президент знал на память не только имена всех членов ложи (а их было больше 25 тысяч!), но и возраст, последние контракты артисте, все города и страны, в которых артист выступал. Конора в молодости был цирковым математиком. Слава о нем гремела во всех пяти частях света. Для Конора не было трудным сложить моментально в уме восемь восьмизначных чисел, умножить шестизначное на шестизначное, возвести число в высокую степень. Он мгновенно называл день недели, если вы говорили год, месяц и число своего рождения и сейчас же указывал ваш возраст в секундах. На вопрос, сколько порядковых комбинаций возможно при 32 картах, не задумываясь, отвечал: 267 791457 865 748 215 218 012 160 000 000.
Любопытна биография Конора. Родом берлинец, он шестнадцати лет, не окончив гимназии, начитавшись приключенческих романов, сбежал в Америку и сделался там... чистильщиком сапог. Конора меняет одну профессию за другой: бой на лифте, клерк в конторе, ковбой «дикого Запада», служащий отеля, учитель музыки, барабанщик в варьете. Двадцати лет он женится на своей ученице. Скромного заработка нехватало, и молодожены, подготовив номер «мнемотехники» (передача мыслей на расстоянии при поморщи условного кода), начали выступать сначала по небольшим городкам.
...Прошли годы. Росла слава. Все континенты объехал «феномен-счетчик», «неподражаемый» Конора. Наконец, закат артистической карьеры и почетная должность президента Международной артистической ложи.
Конора был математиком-самоучкой. Но вот в России появляется замечательнейший математик, пришедший в цирк с математического факультета. Это был Семен Романович Арраго. Он мгновенно производил в уме невероятно трудные вычисления, никогда не ошибаясь. Арраго был строгим математиком и, в отличие от Конора, не прибегал ни к каким трюкам и дешевым эффектам. Его работа поражала зрителей и всегда вызывала восторг и бурю оваций. Ученые заинтересовались Арраго и производили над ним наблюдения. Во время выступления пульс артиста доходил до 140.
В 1929 году Арраго гастролировал в Кременчуге. По окончании выступления, когда он сидел в своей гардеробной, к нему подошел молодой человек. Арраго заметил смущение и робость пришедшего, понял его волнение и начал с ним разговор. Оказывается, юноша хорошо развил свою память, обладал способностью быстро запоминать много цифр, но от смущения не мог показать своих способностей. Это был Яков Острин, сын скромного провинциального юриста
На другой день в назначенное время молодой человек вновь пришел к Арраго в гостиницу.
Я сейчас работаю токарем по металлу, - рассказал он. — Мне часто приходится пользоваться расчетными таблицами для нарезки винтов и других работ. После двух или трехкратного просмотра таблиц я легко запоминал их. Мне бы хотелось, чтобы вы, проверив мою память, сказали, смог бы я учиться вашему искусству — мастерству быстрого и точного счета.

Володя Зубрицний
Арраго заинтересовался Остриным и дал ему на пробу сложить в уме пять трехзначных чисел, что тот и сделал быстро и без ошибки. Арраго усложнил опыт, написал четырехзначные числа. Острин сложил, но допустил ошибку на две единицы в десятках. Волновался Острин ужасно. «Прямо-таки ноги подкашивались», — говорил он потом. Но в следующие встречи эти подсчеты проходили уже быстрее и было решено, что Арраго будет заниматься с ним.
Арраго много беседовал со своим учеником, внушая ему любовь к трудному и оригинальному искусству. Это был восторженный энтузиаст своей профессии.
«Молодой человек, — говорил Арраго, — на ваших плечах помещается целый мозговой завод! Да-да, завод! Нужно следить за нормальными условиями работы этого замечательнейшего аппарата. Прежде всего нужно бороться с рассеянностью и добиться правильной эксплуатации своей памяти — воспринимать только полезное, нужное, не замечая лишнего. Это одна из главных задач».
Желая ускорить работу, ученик на первых порах допустил излишество, тренируясь по 10—12 часов в день. Истощение нервной системы, упадок сил, потеря сна, аппетита — вот все, чего он добился. Приостановив занятия на полгода, он снова начал тренировку. Но результаты не радовали: четыре строки трехзначных чисел суммировались за 13—15 секунд (сейчас Острин делает это за 1,24 секунды; разница больше чем в 10 раз!). «А нет ли каких-нибудь фокусов? — думал он. — Нет ли особых «секретов», благодаря которым в мгновение ока подсчитываются числа? Все ли рассказал Арраго? Что он скрыл? Как узнать его «тайну» молниеносного счета в уме?»
Начались поиски «таинственного» и, по правде сказать, несуществующего. На год заброшена тренировка. Всевозможными вычислениями в поисках «тайн» исписано 500—600 тетрадей.
«Мне казалось, — говорит Яков Григорьевич, — что крайние цифры нижнего столбца нужно сложить, затем от большего отнять меньшее число, перемножить на количество строк... и получится сумма чисел». Но вместо этого опять головные боли, опять истощение нервной системы — кроме вреда здоровью, эти «эксперименты» ничего не принесли.
Отдых — и снова упорная, но терпеливая тренировка по системе, указанной Арраго. Ежедневные тренировки от 3-х до 5-ти часов с перерывом через каждые полтора часа на 30 минут. Благодаря нормальной, плановой тренировке вернулся сон и аппетит, появилось прекрасное самочувствие. Развилась какая-то особая внимательность. Рассеянность исчезла. Восстановилась нормальная работа памяти.
Начав тренировку с однозначными числами, написанными друг над другом — в одну колонку, Я. Острин переходил к записи цифр в одну строчку — и опять моментальный подсчет. Затем начал писать цифры разбросанными в беспорядке по листу бумаги. Взгляд — и цифры стоят перед глазами и моментально подсчитаны.
«Куда бы я ни смотрел после этого — на пол, на потолок, на окно, на стену, — я везде видел только цифры и мог их подсчитывать, не глядя больше на запись. Причем не могу сказать почему, но мне казалось, что, закрыв глаза после взгляда на цифры, я вижу эти цифры отчетливее, лучше, и мне их легче сосчитать. Так было в дни тренировки, а сейчас, работая на манеже цирка перед зрителями, я и при открытых глазах хорошо вижу перед собой все записи чисел, вернее, продолжаю их видеть после одного брошенного на них взгляда», — рассказывает Острин.
Продолжая тренироваться, Яков Григорьевич особенно следил за быстротой, точностью, прочностью запоминания. Началась борьба за каждую секунду, затраченную на тот или иной эксперимент. Работа спорилась и радовала. Постепенно выработалась чрезвычайная быстрота в оперировании трех-, четырех-, пяти- и шестизначными числами. (Сейчас Я. Г. Острин свободно оперирует в уме восемнадцатизначными числами.)
С 1940 года, считая номер достаточно подготовленным, Я. Г. Острин начинает свою работу в системе государственных цирков.
...Режиссер объявляет номер Якова Григорьевича Острина. В скромном вечернем костюме на манеж выходит человек небольшого роста с седеющими волосами, обрамляющими высокий лоб. Его сопровождает постоянная помощница М. Ф. Жданова. Униформисты выносят доску для записи мелом чисел и раскладывают по барьеру небольшие дощечки.
Ассистент Острина просит написать на дощечках несколько чисел. Зрители пишут, и Яков Григорьевич, проходя мимо дощечек, говорит сумму: «2567! 5867! 4872! 6846!..» Все это делается на ходу, очень быстро. «Правильно! Точно! Верно!» — несется в ответ из рядов зрителей.
Демонстрация продолжается. Раздаются табель-календари, и зрители называют месяц и число, а артист молниеносно называет день недели. Зритель спрашивает, какой день был 25 апреля 1945 года. Моментальный ответ: «Среда!» «А 1 мая 1956 года?» Ответ: «Вторник!» «Скажите день 1 декабря 1957 года?» «Воскресенье!» Ответы зрители могут проверить по тем табель-календарям, которые им розданы.
Возникает естественный вопрос: неужели артист запомнил и держит в уме все дни всех лет? Это совершенно невозможно, да и не нужно. У Острина есть определенная система вычислений дней недели. Для этого он держит в памяти коэффициенты всех двенадцати месяцев, затем коэффициенты годов и веков, свыше 250 разных цифр, которыми он и оперирует, производя вычисления.
Для дней недели тоже есть таблица коэффициентов, которую легко запомнить:
воскресенье – 1
понедельник – 2
вторник – 3
среда – 4
четверг – 5
пятница – 6
суббота – 7
Приведем самый простой пример вычисления дня недели на 1958 год. Для этого необходимо знать еще одну таблицу:
январь – 3
февраль – 6
март – 6
апрель – 2
май – 4
июнь – 0
июль – 2
август – 5
сентябрь – 1
октябрь – 3
ноябрь – 6
декабрь – 1
Эти коэффициенты следует твердо знать. Когда называется месяц, цифра коэффициента тотчас же встает перед глазами. Вычисления производятся следующим образом: к названному числу прибавляют коэффициент месяца, полученную сумму делят на 7, по остатку узнают день.
Допустим, называют 24 октября 1958 года. К числу прибавляем коэффициент месяца: 24+3=27, Полученную сумму всегда делим на 7. 27:7—3. Остаток 6 указывает на искомый день недели, по нашей первой таблице это пятница. (Дни недели считаются с воскресенья.) Получается ответ: 24 октября 1958 года — пятница.
Приведенная нами таблица месяцев пригодна только на 1958 год. Для 1959 года к результату следует прибавить 1. Приведем пример для 1959 года: какой день будет 1 мая 1959 года? Считаем: число 1+4 (май) и +1 (для 1959 года), получим сумму 6, т. е. пятница.
Мы привели примеры только для 1958 и 1959 гг., но цирковой математик мгновенно называет любой день любого месяца любого года, а это не так-то просто, как кажется после приведенного нами простого примера.
Ассистентка вызвала зрителей, которые написали на доске несколько строк больших, порядка десятков и сотен миллионов, чисел. Острин не смотрел на доску во время записи и только сейчас, повернувшись, окидывает ее внимательным взглядом и, отвернувшись от доски, называет сумму всех написанных чисел, которая выражается в миллиардах.
Зрителям вручают справочник, и они дают задания: «647 возвести в куб». Моментальный ответ: 270 840 023!»
Просят извлечь кубический корень из 1728 000. Не проходит и секунды, как следует ответ: «120!»
Зритель в первом ряду пытается что-то сказать, Яков Григорьевич подходит к нему — это работник прокуратуры.
«Простите, — говорит он, — а не можете ли вы снять свои очки и продолжать выступление?»
Странная просьба. Но артист не растерялся и спокойно спрашивает: «Вот вы тоже в очках, какой у вас номер стекол?»
«Плюс 5!»
«Счастливое совпадение, — говорит Острин, — и у меня плюс 5. Прошу вас, поменяемся на время очками!
Обмен состоялся, и работа продолжается. Раскланиваясь по окончании номера, артист и зритель возвращают друг другу очки.
«Прошу прощения, — говорит зритель, — но мои соседи с обеих сторон и я тоже были убеждены, что на стеклах ваших очков записаны таблицы математических расчетов».
Это далеко не единичный случай, когда любознательные зрители «проверяют» артиста — просят опустить голову, повернуться, перейти на другую сторону. Все эти, на первый взгляд, странные просьбы лишний раз доказывают, что зрители живо интересуются демонстрацией математики на манеже цирка.
Часто к Я. Г. Острину обращаются ученые с просьбой рассказать им о его работе. После этого производятся различные опыты исследования памяти.
Острин свободно множит два шестизначных числа друг на друга и тотчас же называет результат — произведение. Для проверки вычисления требуется не менее 10—12 минут (что в условиях цирка совершенно недопустимо). С этим экспериментом Острин выступает в различных научных институтах. Во время выступлений он не только демонстрирует свою память, но и рассказывает о своей системе и методе работы.
Профессор кафедры педагогики и психологии А. А. Гайворонский после ознакомления с опытами Я. Г. Острина записал: «Все задания Я. Г. Острин решает в уме. Это достигнуто им путем упорной и систематической тренировки мышления и его памяти».
Ассистент кафедры психиатрии, кандидат медицинских наук А. Яновская записала: «Нужно думать, что артист Острин Я. Г. представляет счастливое сочетание эйдетика (человек, обладающий хорошей памятью) и хорошего счетчика, причем последнее подкрепляется им в порядке длительной тренировки».
Сейчас Яков Григорьевич Острин готовит новую оригинальную работу, никогда никем не демонстрировавшуюся: зрители будут писать различные задания на розданных им листках. Артист не будет смотреть на написанное, а ему будут читать задачи. Запоминая сказанное, он будет тотчас же решать задачи в уме.
Новый метод чрезвычайно труден, и артисту приходится вновь встать на путь развития своей памяти, теперь уже слуховой. Можно надеяться, что новый слуховой метод быстрого счета Я. Г. Острин усвоит так же, как и обычный — зрительный, и те, кто придет в цирк, увидят достижение в этом редчайшем цирковом жанре. Жанр этот настолько интересен, что приходится только сожалеть, что единственным исполнителем этого жанра в наших цирках является Я. Г. Острин.

Я. Г. Острин во время выступления
Журнал «Советский цирк» сентябрь 1958 г.
А. Вадимов