В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Говорят наши читатели

 

Дискуссия о слове е цирке, развернувшаяся на страницах жур­нала, привлекла внимание не только людей, профессионально свя­занных с цирком, но и вызвала многочисленные отклики наших читателей.

Письма, полученные редакцией, свидетельствуют о глубокой заинтересованности  рядовых   зрителей судьбами  любимого искусства.

Как и в дискуссии на страницах журнала, зрителей прежде все­го заинтересовал вопрос о специфике цирка. Это и понятно, ибо она, специфика, определяет суть того искусства, которому они отда­ют свое предпочтение. Так студент Ленинградского государственно­го института театрального искусства В. Фиалковский пишет, что «искусство цирка — это прежде всего героическое искусство», или, точнее,   «это   сочетание   героического   с   гротесково-смешным».

Цирковой артист демонстрирует достижения физического разви­тия человека, но, в отличие от спорта, цирк, как всякое искусство, характеризуется образной формой. Цирк, естественно, имеет и свои специфические средства выражения. «Если для мастера эстрады Н. Смирнова-Сокольского,— продолжает В. Фиалковский, — материа­лом его искусства, самым главным выразительным средством явля­ется звучащее слово, то основное выразительное средство в цирке — трюк. Это язык цирка».

С мнением т. Фиалковского о том, что цирк, как и всякий вид искусства, имеет свою специфику, согласно большинство авторов писем,  присланных в редакцию.

Читатели справедливо отмечают, что вопрос о своеобразии ис­пользования слова на манеже можно решать лишь относительно специфики циркового искусства в целом.

Ю. и Н. Поповы (Москва) пишут: «В театр эстрады зритель идет преимущественно, чтобы слушать, а в цирк — чтобы смотреть. Ведь недаром цирк круглой формы — смотри, со всех сторон смотри! В цирке имеет силу только слово, связанное  с действием».

Если в решении этих общих вопросоз читатели более или менее едины, то роль слова на манеже оценивается многими по-разному. Б. Заскальков из Харькова, например, считает, что разговорные номера в цирковых представлениях надо свести до минимума. «Нам нравится цирк именно за то, что артисты его много делают и мало говорят. Цирковое искусство увлекает зрителя силой, мужеством, красотой,   ловкостью   исполнителя».

Надо отметить, что подавляющее большинство читателей держит­ся  иного  мнения.

 «Слово в цирке только украсит любую программу, конечно, если это слово будет острым, живым, злободневным и смешным», — пи­шет нам служащий Советской армии А. Монфред (Рига).

С точкой зрения т. Монфреда согласны очень многие читатели. Все они за острое, злободневное слово на арене, но вместе с тем все они и требуют от мастеров циркового искусства высоко­художественного репертуара и мастерского исполнения.

Отмечая радостные достижения советского цирка, читатели справедливо сетуют на недостатки разговорного жанра. В чем, на их взгляд,  виноваты  и  писатели  и артисты.

Тов. Кравцов из Брянска справедливо отмечает, что многие наши талантливые сатирики, такие как В. Бахнов и Я. Костюковский, В. Дыховичный и М. Слободской, Л. Ленч и В. Поляков, последние годы снизили творческую активность и мало пишут для цирка. В результа­те на арену подчас проникают слабые, неостроумные репризы, клоу­нады, куплеты.

Читатели требуют повысить уровень мастерства и самих исполни­телей разговорных жанров. «Клоун в цирке, — читаем мы в письме В. Шабанова из г. Кемерово, — одна из центральных фигур. А мно­го ли вы найдете клоунов со своим особым творческим лицом? К сожалению, нет. Очень неприятно слушать хриплые невырази­тельные голоса. Естественно, что даже остроумный текст в устах таких комиков теряет половину своей  силы.

Почему-то распространилось мнение, что труд клоунов легкий, не требующий  особого таланта. Неверно!

Очень хотелось бы, чтобы остроумное злободневное слово на манеже и  подано было мастерски».

Вопросы репертуара, мастерства, высказывания об отдельных но­мерах и мастерах клоунады, впечатления от новых программ — та­ков  широкий  круг тем,  затрагиваемых  в письмах наших читателей.

Быть в своем искусстве ближе к жизни, к повседневной нашей действительности — это важнейшее требование, вытекающее из программного партийного документа, — статьи Н. С. Хрущева «За тес­ную связь литературы и искусства с жизнью народа», выдвигается всеми нашими читателями.

Отклики зрителей и читателей на дискуссию лишний раз демон­стрируют интерес к цирку, который обязывает мастеров этого ис­кусства добиваться новых достижений.

 

 

Журнал « Советский цирк» май 1958 год

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100