Говорят наши читатели
Дискуссия о слове е цирке, развернувшаяся на страницах журнала, привлекла внимание не только людей, профессионально связанных с цирком, но и вызвала многочисленные отклики наших читателей.
Письма, полученные редакцией, свидетельствуют о глубокой заинтересованности рядовых зрителей судьбами любимого искусства.
Как и в дискуссии на страницах журнала, зрителей прежде всего заинтересовал вопрос о специфике цирка. Это и понятно, ибо она, специфика, определяет суть того искусства, которому они отдают свое предпочтение. Так студент Ленинградского государственного института театрального искусства В. Фиалковский пишет, что «искусство цирка — это прежде всего героическое искусство», или, точнее, «это сочетание героического с гротесково-смешным».
Цирковой артист демонстрирует достижения физического развития человека, но, в отличие от спорта, цирк, как всякое искусство, характеризуется образной формой. Цирк, естественно, имеет и свои специфические средства выражения. «Если для мастера эстрады Н. Смирнова-Сокольского,— продолжает В. Фиалковский, — материалом его искусства, самым главным выразительным средством является звучащее слово, то основное выразительное средство в цирке — трюк. Это язык цирка».
С мнением т. Фиалковского о том, что цирк, как и всякий вид искусства, имеет свою специфику, согласно большинство авторов писем, присланных в редакцию.
Читатели справедливо отмечают, что вопрос о своеобразии использования слова на манеже можно решать лишь относительно специфики циркового искусства в целом.
Ю. и Н. Поповы (Москва) пишут: «В театр эстрады зритель идет преимущественно, чтобы слушать, а в цирк — чтобы смотреть. Ведь недаром цирк круглой формы — смотри, со всех сторон смотри! В цирке имеет силу только слово, связанное с действием».
Если в решении этих общих вопросоз читатели более или менее едины, то роль слова на манеже оценивается многими по-разному. Б. Заскальков из Харькова, например, считает, что разговорные номера в цирковых представлениях надо свести до минимума. «Нам нравится цирк именно за то, что артисты его много делают и мало говорят. Цирковое искусство увлекает зрителя силой, мужеством, красотой, ловкостью исполнителя».
Надо отметить, что подавляющее большинство читателей держится иного мнения.
«Слово в цирке только украсит любую программу, конечно, если это слово будет острым, живым, злободневным и смешным», — пишет нам служащий Советской армии А. Монфред (Рига).
С точкой зрения т. Монфреда согласны очень многие читатели. Все они за острое, злободневное слово на арене, но вместе с тем все они и требуют от мастеров циркового искусства высокохудожественного репертуара и мастерского исполнения.
Отмечая радостные достижения советского цирка, читатели справедливо сетуют на недостатки разговорного жанра. В чем, на их взгляд, виноваты и писатели и артисты.
Тов. Кравцов из Брянска справедливо отмечает, что многие наши талантливые сатирики, такие как В. Бахнов и Я. Костюковский, В. Дыховичный и М. Слободской, Л. Ленч и В. Поляков, последние годы снизили творческую активность и мало пишут для цирка. В результате на арену подчас проникают слабые, неостроумные репризы, клоунады, куплеты.
Читатели требуют повысить уровень мастерства и самих исполнителей разговорных жанров. «Клоун в цирке, — читаем мы в письме В. Шабанова из г. Кемерово, — одна из центральных фигур. А много ли вы найдете клоунов со своим особым творческим лицом? К сожалению, нет. Очень неприятно слушать хриплые невыразительные голоса. Естественно, что даже остроумный текст в устах таких комиков теряет половину своей силы.
Почему-то распространилось мнение, что труд клоунов легкий, не требующий особого таланта. Неверно!
Очень хотелось бы, чтобы остроумное злободневное слово на манеже и подано было мастерски».
Вопросы репертуара, мастерства, высказывания об отдельных номерах и мастерах клоунады, впечатления от новых программ — таков широкий круг тем, затрагиваемых в письмах наших читателей.
Быть в своем искусстве ближе к жизни, к повседневной нашей действительности — это важнейшее требование, вытекающее из программного партийного документа, — статьи Н. С. Хрущева «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа», выдвигается всеми нашими читателями.
Отклики зрителей и читателей на дискуссию лишний раз демонстрируют интерес к цирку, который обязывает мастеров этого искусства добиваться новых достижений.
Журнал « Советский цирк» май 1958 год