На улицах, площадях и стадионах
Поезд шел по весенней земле. Врывавшийся в открытые окна ветер был напоен неповторимым запахом цветения. Проплывали распахнувшиеся, облитые солнцем поля, белые яблоневые сады, а у самой дороги свисали тяжелые гроздья кустов сирени. Ее особенно много этой весной.
Постепенно холмистая равнина оделась густыми лесами. Проехали Смоленск, Минск, И вот справа на высоких лесистых холмах — речных террасах возник древний город. Поезд пришел в Вильнюс.
Здесь, в столице советской Литвы, начинает свой путь впервые созданный специально для работы не стадионах цирковой коллектив. Организация коллектива — практический ответ творческих работников цирка на призыв партии приблизить искусство к массам. И интерес, проявленный зрителями к состоявшемуся представлению, оправдал все надежды и развеял все тревоги артистов и режиссуры.
А задуматься было над чем. Как перенести цирковое представление с манежа на поле стадиона, да еще органически включить в него выступления различных местных спортсменов и не потерять при этом цельности спектакля? Как построить работу акробатов, гимнастов, конников, клоунов? Где и как крепить аппаратуру? Как все расположить, чтобы любой пришедший на стадион зритель хорошо видел и слышал, что происходит на поле?
Эти и десятки других возникавших вопросов предстояло решать в процессе работы. От их удачного решения зависел успех.
Когда субботним вечером 31 мая незнакомый с городом приезжий спросил, как пройти на республиканский стадион «Спартак», где должен был происходить спортивно-цирковой праздник «Цвети, наша молодость», ему ответили:
Идите прямо по улице Дзержинского. Потом направо. Найдете: туда все идут!
Да, дорогу было легко найти — к назначенному часу не стадион потянулись тысячи людей, оживленно обсуждая прошедшую по городу еще днем кавалькаду. Это артисты цирка как бы приглашали трудящихся Вильнюса посетить представление. И вот приглашение принято. Гости пришли. Чаша стадиона полна до краев.
Стадион выглядит необычно. В центре поля на некотором возвышении установлен манеж-эстрада, по диагонали к нему второй манеж с барьером и опилками, с другой стороны, тоже по диагонали — группа турников, А справа и слева не атлетических секторах поля — гимнастические снаряды артистов воздушного полета под руководством заслуженного артиста РСФСР Ю. Рябинина и молодых гимнастов Быковых, в разных концах поля две трибуны для ведущих (Р. Бромберг и С. Кован).
Парад-пролог «Народу советскому — искусство народное» открывается посвящением славному сорокалетию Ленинского комсомола. На центральный манеж вступают фанфаристы. Торжественно звучат серебряные трубы. На стадион въезжают 15 всадников со знаменами союзных республик. Они делают круг и покидают поле, которое уже занято курсантами Вильнюсского радиотехнического училища, 350 курсантов демонстрируют вольные упражнения. Их сменяют боксеры — учащиеся железнодорожного училища. На мотоциклах и машинах прибывают артисты, и участники художественной самодеятельности городе которые принимают участие в представлении.
Ведущий Р. Бромберг читает:
Прими, старинный Вильнюс, наш привет!
Привет всему литовскому народу!
Желаем вам успехов и побед,
Пусть ваша жизнь цветет все краше с каждым годом!
Текст приветствия повторяется на литовском языке. Цирковое представление началось.
Замысел главного режиссера коллектива Е. Рябчукова и авторов сценария П. Бернацкого и Н. Коваля — сосредоточить внимание зрителей на демонстрации одного номера — бесспорно, оправдал себя. Получился цельный, крепкий спектакль, без томительных пауз, где каждый номер органически вошел в представление. Чтобы добиться этого, пришлось проделать большую работу не только режиссерам, но и артистам. Работа в непривычных условиях потребовала изобретательности и труда.
Вы с восхищением смотрите, с какой легкостью на бешено скачущем по гаревой дорожке коне наездник из группы Мухтар-Бека Коченова демонстрирует сложнейшую джигитовку. А ведь всего несколько дней назад на репетиции ничего не получалось. Цирковой конь, привыкший к манежу и писте, привыкший к круговому упору, здесь на стадионе, не чувствуя привычной опоры, вдруг заносился, грозя всаднику разбить голову. И понадобилось большое искусство и упорство, чтобы за очень короткий срок приучить лошадь работать в новых условиях.
А выступление воздушных гимнастов при сильном ветре!
Да, почти каждому артисту коллектива пришлось по-новому взглянуть на свой номер, задуматься, как полнее, ярче донести свое искусство до зрителя.
Успех выпал на долю воздушных гимнастов под руководством заслуженного артиста РСФСР Ю. Рябинина, джигитов под руководством заслуженного артиста Северо-Осетинской АССР Мухтар-Бека Коченова, армянских эквилибристов на канате Г. Григорьяна и С. Минасьяна, турнистов Семиных и комических акробатов Евгеньевых. Особым успехом пользовался с большой выдумкой поставленный режиссером Е. Рябчукоеым клоунский футбол.
В работе коллектива есть одна очень важная особенность. В каждом новом городе в представление включаются выступления местных спортсменов и самодеятельности. Это прекрасно, Это расширяет рамки циркового спектакля, обогащает его. И, хотя в первом представлении не удалось целиком выполнить намеченную в этом направлении программу, включение в представление местных спортсменов и участников художественной самодеятельности лучшим образом отразилось на всем облике спектакля, который закончился великолепным фейерверком.
Заканчивая репортаж, следует отметить, что успеху нового дела способствовали не только артисты, режиссер, простое и строгое оформление художника Л. Либера, но и четкая работа администраторов и униформистов.
Приветствуя рождение нового коллектива и желая ему успехов, мы с интересом будем следить за его дальнейшим путем. А дорога у него, как сообщил нам руководитель С. Эльдаров, длинная; коллектив даст представления в 22-х городах Российской Федерации, Украины, Грузии, Армении и Азербайджана. Мы обязательно навестим коллектив в одном из городов и расскажем читателю, как у него идут дела.
Ан. ГУРОВИЧ
Журнал «Советский цирк» июль 1958 г.