На улицах, площадях и стадионах - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

На улицах, площадях и стадионах

 

Поезд шел по весенней земле. Врывавшийся в открытые окна ветер был напоен неповторимым запахом цветения. Проплывали распахнувшиеся, облитые солнцем поля, белые яблоневые сады, а у самой дороги свисали тяжелые гроздья кустов сирени. Ее осо­бенно много этой весной.

Постепенно холмистая равнина оделась густыми лесами. Проеха­ли Смоленск, Минск, И вот справа на высоких лесистых холмах — речных  террасах  возник древний  город.  Поезд пришел  в  Вильнюс.

Здесь, в столице советской Литвы, начинает свой путь впервые созданный специально для работы не стадионах цирковой коллек­тив. Организация коллектива — практический ответ творческих ра­ботников цирка на призыв партии приблизить искусство к массам. И интерес, проявленный зрителями к состоявшемуся представле­нию, оправдал все надежды и развеял все тревоги артистов и ре­жиссуры.

А задуматься было над чем. Как перенести цирковое представ­ление с манежа на поле стадиона, да еще органически включить в него выступления различных местных спортсменов и не потерять при этом цельности спектакля? Как построить работу акробатов, гимнастов, конников, клоунов? Где и как крепить аппаратуру? Как все расположить, чтобы любой пришедший на стадион зритель хо­рошо видел и слышал, что происходит на поле?

Эти и десятки других возникавших вопросов предстояло решать в процессе работы. От их удачного решения зависел успех.

Когда субботним вечером 31 мая незнакомый с городом приез­жий спросил, как пройти на республиканский стадион «Спартак», где должен был происходить спортивно-цирковой праздник «Цвети, наша молодость», ему ответили:

Идите прямо по улице Дзержинского. Потом направо. Найде­те: туда все идут!

Да, дорогу было легко найти — к назначенному часу не стадион потянулись тысячи людей, оживленно обсуждая прошедшую по городу еще днем кавалькаду. Это артисты цирка как бы приглашали трудящихся Вильнюса посетить представление. И вот приглашение принято. Гости пришли. Чаша стадиона полна до краев.

Стадион выглядит необычно. В центре поля на некотором воз­вышении установлен манеж-эстрада, по диагонали к нему второй манеж с барьером и опилками, с другой стороны, тоже по диаго­нали — группа турников, А справа и слева не атлетических секторах поля — гимнастические снаряды артистов воздушного полета под руководством заслуженного артиста РСФСР Ю. Рябинина и моло­дых гимнастов Быковых, в разных концах поля две трибуны для ве­дущих (Р. Бромберг и С. Кован).

Парад-пролог «Народу советскому — искусство народное» откры­вается посвящением славному сорокалетию Ленинского комсомола. На центральный манеж вступают фанфаристы. Торжественно звучат серебряные трубы. На стадион въезжают 15 всадников со знаме­нами союзных республик. Они делают круг и покидают поле, кото­рое уже занято курсантами Вильнюсского радиотехнического учи­лища, 350 курсантов демонстрируют вольные упражнения. Их сме­няют боксеры — учащиеся железнодорожного училища. На мото­циклах и машинах прибывают артисты, и участники художественной самодеятельности городе которые принимают участие в представ­лении.

Ведущий Р. Бромберг читает:

Прими, старинный Вильнюс, наш привет!

Привет всему литовскому народу!

Желаем вам успехов и побед,

Пусть ваша жизнь цветет все краше с каждым годом!

Текст  приветствия   повторяется   на  литовском    языке.    Цирковое представление  началось.

Замысел главного режиссера коллектива Е. Рябчукова и авторов сцена­рия П. Бернацкого и Н. Коваля — сосредоточить внимание зрителей на демонстрации одного номера — бесспорно, оправдал себя. Получился цельный, крепкий спектакль, без томительных пауз, где каждый номер органически вошел в представление. Чтобы добиться этого, пришлось проде­лать большую работу не только режиссерам, но и артистам. Работа в непривычных условиях потребовала изобретательности и труда.

Вы с восхищением смотрите, с какой легкостью на бешено скачущем по гаревой дорожке коне наездник из группы Мухтар-Бека Коченова демонстрирует сложнейшую джигитовку. А ведь всего несколько дней назад на репетиции ничего не получалось. Цирковой конь, привыкший к манежу и писте, привыкший к круговому упору, здесь на стадионе, не чувствуя привычной опоры, вдруг заносился, грозя всаднику разбить голову. И по­надобилось большое искусство и упорство, чтобы за очень короткий срок приучить лошадь  работать  в новых условиях.

А выступление воздушных гимнастов при сильном ветре!

Да, почти каждому артисту коллектива пришлось по-новому взгля­нуть на свой номер, задуматься, как полнее, ярче донести свое искусство до зрителя.

Успех выпал на долю воздушных гимнастов под руководством заслу­женного артиста РСФСР Ю. Рябинина, джигитов под руководством заслу­женного артиста Северо-Осетинской АССР Мухтар-Бека Коченова, армян­ских эквилибристов на канате Г. Григорьяна и С. Минасьяна, турнистов Семиных и комических акробатов Евгеньевых. Особым успехом пользо­вался с большой выдумкой поставленный режиссером Е. Рябчукоеым клоунский футбол.

В работе коллектива есть одна очень важная особенность. В каждом новом городе в представление включаются выступления местных спорт­сменов и самодеятельности. Это прекрасно, Это расширяет рамки цир­кового спектакля, обогащает его. И, хотя в первом представлении не уда­лось целиком выполнить намеченную в этом направлении программу, включение в представление местных спортсменов и участников художест­венной самодеятельности лучшим образом отразилось на всем облике спектакля,   который   закончился   великолепным   фейерверком.

Заканчивая репортаж, следует отметить, что успеху нового дела способствовали не только артисты, режиссер, простое и строгое оформление художника Л. Либера, но и четкая работа администраторов и унифор­мистов.

Приветствуя рождение нового коллектива и желая ему успехов, мы с интересом будем следить за его дальнейшим путем. А дорога у него, как сообщил нам руководитель С. Эльдаров, длинная; коллектив даст представления в 22-х городах Российской Федерации, Украины, Грузии, Арме­нии и Азербайджана. Мы обязательно навестим коллектив в одном из городов и расскажем читателю, как у него идут дела.

Ан. ГУРОВИЧ

  Журнал «Советский цирк» июль 1958 г.

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования