В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

На щекотливые темы

 

Есть вещи, о которых давно уже шепчутся в артистических фойе. Пора заговорить о них в полный голос, если мы действительно заинтересованы в дальней­шем творческом развитии  советского  цирка

СЛЕДУЕТ  ДУМАТЬ   САМОМУ

Многие клоуны, заполняющие паузы между номерами, так называемые «коверные», из года в год повторя­ют одни и те же шутки. Такое творчество, конечно, ни в какой мере не способству­ет повышению интереса к их выступлени­ям. Тем более приятно я был удивлен, когда увидел, что клоуны Ю. Никулин и М. Шуйдин изобрели и поставили две новые смешные сценки, решенные сред­ствами пантомимы. Артисты собираются показать акробатический трюк, но один из партнеров (Ю. Никулин) так хил и немощен, что его приходится надувать при помощи автомобильного насоса, может быть, он станет сильнее. Сколько с этим надуванием происходит смешных, чисто клоунских эпизодов! Воздух вдруг начи­нает выходить из уха, и его останавли­вают при помощи защипки для белья; в рот приходится засунуть яблоко, чтобы удержать воздух. И надувают человека с таким азартом, что он уже не в силах согнуть ни рук ни ног. Исполняют эту сценку артисты выразительно, и весь зри­тельный зал, что называется, покатывает­ся от хохота. В другой сценке артисты проделывают фокусы. Один из них, зарядив пистолет галстуком-бантиком, стреля­ет, да так ловко, что бантик оказывается на шее у его партнера. Потом исполните­ли меняются ролями. Происходит довольно сложная и забавная игра, в результате которой гремит выстрел и бантик неожи­данно появляется у клоуна на спине: во время выстрела артист-исполнитель не во время повернулся. Конечно, это просто шутки, только так их и можно воспри­нимать. Но веселая шутка имеет все пра­ва на то, чтобы присутствовать на арене. Однако чем чаще шутки повторяются, тем менее  смешными   они  становятся.

Прошло месяца три с тех пор, как я увидел эти сценки в исполнении Никулина и Шуйдина, и вскоре эти же шутки мне довелось увидеть в исполнении О. По­пова и А. Будницкого. Тогда же я написал Никулину письмо: зачем, мол, он так лег­ко раздает то, что им и его партнером изобретено. Это мешает его успеху, да и плохо для цирка в целом, так как одина­ковый репертуар у разных клоунов са­мым отрицательным образом сказывает­ся на повышении их мастерства, И по­лучил ответ, что Олег Попов, без всякого спроса, стал показывать чужие интерме­дии. Да разве один Попов?! То же самое делают Ю. Котов, Серебряковы, так же поступают П. Тарахно и Е. Мочалов и другие клоуны. Никулин пишет, что у не­го опускаются руки: не успевают они с партнером сделать что-нибудь новое, как это сразу же копируется, и при этом не­редко скверно, актерски беспомощно. Если бы речь шла только о Никулине и Шуйдине, можно было бы об этом не пи­сать. К сожалению, такие факты далеко не единичны. В цирковых программах ме­няются фамилии участников, а репертуар остается прежним. Новые клоуны не име­ют успеха — они повторяют старые номе­ра. А как бывает обидно, когда копиров­щики приезжают в тот или иной цирк раньше авторов номеров и создатели но­вого оказываются в самом глупом поло­жении, показывая то, что уже было пока­зано. Ведь при таких условиях у твор­ческих людей, действительно, руки опу­скаются, а копировщикам раздолье — стащить всегда есть у кого! Странно, что в этом вопросе позицию невмешательства занимают репертуарный отдел Союз­госцирка (А. С. Рождественский) и ди­ректора цирков. А кто, как не они, должны вести борьбу против подража­тельства и механического копирования. Добиться того, чтобы каждый клоун имел свой репертуар, — задача трудная, но выполнимая. Ее необходимо решать, если мы хотим добиться того, чтобы каждый кло­унский номер был интересен. Не может сам клоун создавать себе репертуар — сле­дует оказать ему помощь путем прикреп­ления к нему авторов и режиссеров, но бездумному копированию того, что сдела­ли коллеги, следует положить конец.

В ЦИРКЕ ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕКРАСНО

Зрители ходят в цирк, чтобы любоваться ловкими, смелыми, сильны­ми людьми. В цирке мы хотим ви­деть гармонически развитого человека. И вдруг… выходит артист — обрюзгший, толстый, с большим животом, выходит не в качестве комического персонажа, а, так сказать, как цирковой герой — акробат или гимнаст. Назвать фамилии таких ар­тистов здесь нетрудно, но, право, каждый постоянный посетитель цирка знает их.

Почему это происходит? Говорят, годы берут свое. Да, безусловно. Трудно сохра­нить в пятьдесят лет юношескую талию, но это необходимо, раз артист выступает на арене. Посмотрите на сестер Кох, вот прекрасный пример настоящей творческой дисциплины. Кто задумывается об их воз­расте, когда они выходят на арену! Я уже не говорю, что их трюки, как и прежде, поражают  своей   трудностью.

Это достигнуто ежедневными репети­циями, даже в те дни, когда они не высту­пают. В отпуск артистки ездят вместе, что­бы и на курорте не оставлять упражнений, соблюдают строжайшую диету и режим.

Главное в жизни — искусство, и этому главному подлинные мастера очень мно­гое приносят в жертву. Кто скажет, что Иван Папазов отец взрослых сыновей, ког­да он вместе с ними выходит на арену, скорее — старший брат. А В. Волжанский? Право, трудно поверить, что он вы­ступает  со  своими  детьми.   На  арене он кажется совсем молодым человеком. Мож­но назвать много мастеров, прекрасно со­хранивших форму. Так почему есть ар­тисты, ее теряющие, позволяющие себе небрежно тренироваться, злоупотреблять вином, наедаться на ночь. Конечно, при­держиваться строгого режима трудно, и чем старше становится человек, тем это все труднее и труднее. Но пока артист ос­тается на арене, он обязан быть в пре­красной форме. Это закон цирка. Иначе это не артист, а ремесленник! Но ведь ремес­ленники в искусстве никогда не добива­лись чего-нибудь значительного. И чем меньше их будет, тем лучше. Об этом, кстати говоря, следует заботиться А. И. Котлярову и другим сотрудникам художественного отдела Союзгосцирка.

О   ТЕХ,   КТО   ПОД  КУПОЛОМ

Известно, что гимнастические номера, исполняемые под куполом цирка на вращающихся снарядах, созданы со­ветскими артистами. Мы гордимся имена­ми М. Волгина и А.  Бараненко — первых конструкторов и  исполнителей  подобных номеров.

У нас и сейчас есть великолепные мас­тера этого жанра: В. Лисин и Е.Синьковская, Е. Лебединская и Г. Резников, П. Чернега и С. Разумов и другие, много сделавшие для развития и обогащения жанра воздушной гимнастики. И в СССР и за границей наши гимнасты пользуются неизменным успехом. Но... понимая всю щекотливость вопроса, который я собира­юсь поставить, нельзя не заметить, что если сложить возраст участников некото­рых из гимнастических пар, то цифра будет совсем близка к ста, а кое у кого и перевалит за сто. Как хотите, но этот возраст для гимнастов критический. В та­ком  возрасте трудно ждать, а тем более требовать от артистов новых гимнастиче­ских достижений, да и старые им трудно удерживать. И вот постепенно кое-кто на­чинает исключать из номера сложные трюки, а потом постепенно и вовсе пере­ходит к позировке в воздухе, окутывая себя со всех сторон лонжами. Неискушен­ный зритель иногда этого не понимает, но цирк посещают и зрители, хорошо разбирающиеся в гимнастике, — их не обма­нешь. А между тем есть немало молоде­жи, от которой можно было бы ждать но­вых замечательных достижений, нового подъема воздушной гимнастики, этого эф­фектнейшего жанра цирка. Молодежь рвется под купол, а там гимнастические снаряды часто висят так густо, что новый уже буквально некуда подвесить. И в той области, где еще недавно наши артисты были первыми, начинается застой.

Какой же выход? Мне кажется, сле­дует серьезно задуматься и самим артистам старшего поколения и художественому отделу Союзгосцирка о том, как в течение ближайших лет переклю­чить гимнастов на другие цирковые жан­ры и, может быть, даже на другую рабо­ту. Понимаю, нелегко расставаться с тра­пецией, с аплодисментами публики. Но что же делать, возраст неумолим! И под­линный патриотизм, желание видеть раз­витие нашего цирка настоятельно требу­ют того, чтобы под купол поднималась молодежь. А разве в качестве режиссеров или педагогов сегодняшние гимнасты с их опытом и талантом мало принесут пользы советскому цирку?! Конечно, мно­го. А ведь это должно быть главным для деятеля советского цирка, — та польза, ко­торую он может принести. Ну а молоде­жи следует уже сегодня думать о том, чем она может обогатить жанр цирковой гимнастики, ибо в воздух, под цирковой купол следует подниматься самым достой­ным, самым талантливым, творчески ак­тивным, смелым, сильным и... молодым!

 

Ю. ДМИТРИЕВ

 Журнал «Советский цирк» декабрь 1958 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

www.put-boksera.ru занятие боксом борьбой после 45