В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Наша газета май 1958 год

О тех, кого не замечает зритель

Нередко между нами, дирек­тором цирка и работником областной газеты, которому приходится рецензировать цир­ковые программы, возникают разногласия. Но есть один во­прос, по которому наши взгляды совпадают. Речь идет об об­служивающем персонале цир­ка, о людях, от которых в большой степени зависит как оформление, так и темп цир­кового представления. Хотя зри­тель обычно не замечает ра­боту этих людей — униформи­стов, берейторов, электриков-осветителей,— от них зависит очень многое.

В советском цирке выраще­ны кадры замечательных ар­тистов, добившихся высокого мастерства. Но вопросами под­готовки обслуживающего пер­сонала цирков пока никто не занимается. И это очень при­скорбно.

...В прошедшем сезоне в Ар­хангельский цирк приехал мо­лодой артист В. Коваленко. Здесь ему предстояло впервые выступить с новым номером, только что выпущенным Цент­ральной студией циркового ис­кусства. Естественно, артист волновался, тем более, что в номере использовался сложный реквизит. Успех в данном слу­чае зависел не только от ис­полнителя, но и от униформи­стов, от того, насколько быст­ро они будут подавать необходимые по ходу действия пред­меты. И униформисты подве­ли. Сначала по их вине «отка­зал» один из аппаратов, затем под руками у Коваленко не оказалось нужного ему музы­кального инструмента. Надо отдать справедливость молодо­му артисту — он не растерялся, «перестроился» на ходу, довел номер до конца, так что зри­тели не заметили неполадок.

Вспоминается и другой слу­чай: в том же сезоне, выступая на манеже Архангельского цирка, прекрасный жонглер заслу­женный артист РСФСР К. Ни­кольский не обходился без «накладок». Актер здесь ни при чем — униформисты не вовре­мя бросали ему мячи, не вы­держивали заданного жонгле­ром темпа. А. Никольский нерв­ничал, волновался, и качество номера от этого снижалось.

К сожалению, эти примеры не единичны. В цирке почти каждый сезон работает такая униформа, которая не может удовлетворить ни артистов, ни зрителей. Конечно, подчас зри­тель не замечает неполадок, но он чувствует затягивание пере­рыва между номерами, сниже­ние общего темпа представле­ния. А как трудно приходится коверному, когда он уже окон­чил репризу, а аппаратура сле­дующего номера еще не под­готовлена. Коверный вынужден возвращаться на манеж, чтобы хоть как-нибудь заполнить паузу.

В чем же дело? Неужели так трудно наладить работу с уни­формистами, добиться, чтобы они четко исполняли свои не столь уж сложные обязанности? Да, действительно, в условиях Архангельского, да и многих других периферийных цирков, эта проблема становит­ся порой неразрешимой. Не один директор цирка перед на­чалом сезона ломает голову над тем, где бы найти людей на ко­роткий срок работы — на четыре-пять месяцев. Причем, лю­дей, обладающих достаточной физической силой, чтобы быст­ро переносить с места на место подчас довольно тяжелый реквизит, обладающих хоть мини­мальными данными для того, чтобы включаться в репризы, разыгрываемые коверными и т. д. Трудно найти летом та­ких людей, особенно в Архан­гельске, где с началом морской и речной навигации потребность в рабочих кадрах резко возрас­тает. Многие молодые люди, ко­торые в других условиях, мо­жет быть, и пошли бы на се­зон в цирк, предпочитают пора­ботать на речном судне или на причалах порта.

Временные, нанятые на се­зон униформисты, естественно, недостаточно знакомы с особен­ностями цирка. Ни один из них не может «пассировать», если кому-либо из артистов требует­ся лонжа. Эта обязанность обычно возлагается на инспек­тора манежа или на одного из артистов. Смена программ в летних цирках происходит бы­стро. А за короткий срок малоопытные униформисты не успевают освоиться с реквизи­том, аппаратурой, допускают ряд «накладок» на первых пред­ставлениях.

В прошлом году Архангель­ский цирк перешел на пред­ставления в двух отделениях (ранее они состояли из трех от­делений). При слабо подготовленной униформе это создало ряд дополнительных трудно­стей. Так, дирекции цирка при­шлось отказаться от перекрест­ного полета под руководством артиста В. Галаган, хотя этот номер, несомненно, украсил бы программу. Но включить полет в середину отделения невоз­можно — установка и уборка сетки создали бы невероятно длинные паузы, а начинать та­ким выигрышным групповым номером первое отделение не разумно. Второе же отделение программы целиком занимал аттракцион — демонстрация группы тигров под руководст­вом заслуженного артиста РСФСР А, Александрова-Федо­това.

И нередко для того, чтобы создать необходимую для цир­кового представления четкость, приходится просить кого-либо из артистов поработать в уни­форме «по совместительству». Это не предусматривается ника­кими положениями. Но как быть, если, например, в про­грамме выступают эквилибри­сты с першами, а ни один из униформистов не в состоянии выполнить простейшую вещь: взять на плечи артистку и до­нести ее до партнера, держа­щего на лбу перш?

Нам думается, что работни­ков униформы следует готовить специально. Настоящий уни­формист должен отвечать первичным требованиям, которые предъявляются и к артисту. Не будучи полноценным исполнителем, в полном смысле сло­ва, он, тем не менее, должен обладать знанием элементов циркового мастерства. Тогда он и в репризы с коверным вклю­чится органически, легко, а не нарочито, как это сейчас порой бывает, тогда он смело возьмет в руки трос от лонжи, а ар­тист не побоится доверить ему свою жизнь.

При соответствующей подго­товке униформисты явятся своеобразным резервом кадров артистов цирка. Можно не сом­неваться, что наиболее одарен­ные из них могут стать арти­стами. Ведь стали же мастера­ми советского цирка заслужен­ный артист Армянской ССР Р. Манукян, артист Б. Хмыров — бывшие униформисты, артист Д. Кострюков — бывший берейтор и многие другие.

Для этого необходимо, чтобы униформисты были бы штатны­ми работниками цирка, а не случайными, наспех подобран­ными к открытию сезона людь­ми. И, говоря о перспективах развития советского цирка, сле­дует серьезно задуматься о подготовке униформистов, а может быть, и об открытии специального учебного заведения. Реальная база для того, что­бы сделать униформистов штат­ными работниками цирков, имеется. Зимних цирков стано­вится все больше. Следователь­но, постепенно ликвидируется существующий ныне разрыв между количеством зимних и летних цирков, и со временем появится возможность содер­жать штат униформистов для двух параллельно работающих цирков — зимнего и летнего.

Пока же следовало бы ввес­ти в штат каждого сезонно работающего цирка хотя бы двух профессиональных работ­ников униформы. Эти люди бы­стро сплотили бы нанятых на сезон униформистов в единый рабочий коллектив, помогли бы менее опытным товарищам ос­воиться с делом, взяли бы на себя наиболее трудную часть работы. Возможен и другой ва­риант: иметь при Всесоюзном объединении цирков штат старших униформистов, рас­пределяя их по мере надобнос­ти между цирками на зимний или летний сезон. Как бы то ни было, но этот вопрос тре­бует неотложного решения.

И речь идет не только об униформистах. Кто готовит для цирка кадры берейторов, помощников дрессировщиков? Ни­кто. Эта категория работников цирка также подбирается и обучается своему делу «само­теком».

Представление в любом цир­ке — и столичном и провинци­альном — должно быть полно­ценным во всех отношениях. Но добиться этого можно, когда не только артисты, но и весь обслуживающий персонал — электрики-осветители, унифор­мисты, берейторы и другие — находятся на уровне тех высо­ких требований, которые предъ­являет к цирковому искусству наш зритель.

И. БЛЕЙХЕР,

Директор Архангельского цирка.

И. ЛЕОНИДОВ,

литсотрудник

газеты «Правда Севера»

За минувший месяц

В апреле состоялось откры­тие сезона ряда летних цирков.

В программе Владивосток­ского цирка аттракцион «Мед­вежий цирк» под руководством заслуженного артиста РСФСР В, Филатова, воздушный полет под руководством старейшего артиста цирка Ф. Конева, жон­глеры В. и А. Кисс, музыкаль­ные эквилибристы под руко­водством 3. Гуревича, икарийские игры под руководством Плинера, турнисты под руко­водством М. Николаева, акроба­тический этюд в исполнении Г. и И. Авьерино, дрессирован­ные собачки К. Лапиадо, экви­либристы П. Кузнецова и В. Се­менова, пластический этюд В. Деминой, группа дагестан­ских канатоходцев под руковод­ством народного артиста Даг. АССР и заслуженного артиста РСФСР Рабадана Абакарова.

***

Астраханский цирк показал программу с участием С. и М. Марчесс (иллюзионное обозре­ние), заслуженного артиста Уз­бекской ССР Г. Заставникова (клоун с собачками), эксцент­риков Масловых, клоуна С. Любимова, партерного полета Ва­сильевых, жонглеров Самойленко и Юговой, комического полета без сетки Вязовых, му­зыкальных эксцентриков Ветлицыных, эквилибристов с лест­ницей и шестами Золототрубовых, высшую школу верховой езды Денисовых и других.


В программе открытия Сим­феропольского цирка: музы­кальный аттракцион лилипутов «Перепутанные страницы», жонглер на лошади Н. Ольховиков, эквилибристы с шеста­ми Авдеевы, акробаты с собач­ками братья Сосины, акробати­ческий этюд на движущейся площадке в исполнении В. Шашкова и Г. Лернер, акробаты с обручем Карнеевы, воздуш­ная гимнастка В. Бабинская, манипулятор Б. Хейфец и дру­гие.

***

В столице Украины — Киеве была показана программа, в со­ставе которой: новый аттрак­цион «Львы и лошади» с уча­стием артистки Тамары и заслуженного артиста РСФСР Александра Буслаевых, эквили­бристы на тройном канате Со­коловы, гимнасты на батуде Звягины, эквилибристы с шестами Французовы, акробаты-вольтижеры Кузнецовы, худо­жественно-акробатическая груп­па Елкиных, конюшня дресси­рованных лошадей под управ­лением Н. Монкевич, гимнасты на канатах Марьянковы, велофигуристы Асмус, акробаты-эксцентрики Котомцевы, дресси­рованные собачки артистки Н. Быстровой, сатирики Даль и Скалов, клоуны — заслуженные артисты Удмурдской АССР В. Орлов и И. Тряпицын и другие.

***

Сталинградский цирк пока­зал программу, в составе которой номера Украинского цирко­вого коллектива, в том числе; аттракцион «Гонки в шаре» под руководством заслуженного артиста РСФСР П. Маяцкого, гуцульский ансамбль акроба­тов-прыгунов, акробатический этюд Лисиненко, жонглеры Фи­липенко, воздушные гимнасты Крыленко, Ароновы и Байдины — музыкальные эксцентри­ки, антиподисты Микитюк, Ла­рионовы — игра с цветами, ак­робаты-вольтижеры Фоменко, Галанкина и Белов, сатирики Водолага и Прихожий.


В программе открытия Дне­пропетровского цирка были по­казаны: аттракцион дрессиро­ванных львов под руководст­вом Шевченко, жонглер на ло­шади В. Попов, воздушная гим­настка Г. Адаскина, акробаты Кобяковы, музыкальные экс­центрики Евтушенко, конюшня дрессированных лошадей под руководством М. Штейн, акро­баты-прыгуны Алексеевы, тур­нисты с амортизаторами Чигвинцевы, эквилибристы Хмыровы, партерные гимнасты на батудной сетке Дрыгины, жонглер 3. Махлин, дрессированные со­бачки артистки А. Александро­вой, иллюзионный аттракцион под руководством Рубанова, клоуны — заслуженные артисты Латвийской ССР А. Маркунас (Антонио) и А. Шлискевич и другие.

***

В программе открытия Воро­нежского цирка были: аттрак­цион «Под цыганским шатром», конюшня дрессированных ло­шадей и пони под руководст­вом Д. Кострюкова, силовые ак­робаты на шарах братья Маренковы, сатирики Савич и Цейт­лин, воздушные эксцентрики Дашевские, эквилибристы на лестнице Маньон, Гайлевич и Чумаков, китайские игры — Ван-фун-ки, дрессированные животные под руководством И. Цивина, музыкальные экс­центрики Феррони, акробаты-вольтижеры Владимировы, ак­робаты-эксцентрики Ошук, кло­ун Н, Шульгин и другие.

***

Львовский цирк открыл се­зон программой, в составе ко­торой: иллюзионный аттракци­он под руководством А. Шаг, прыгуны Степановы, эксцент­рики Высоцкие, сатирики Тугаевы, конюшня дрессирован­ных лошадей под руководством Г. Зинченко, сальтоморталистка на лошади Лерри, акробаты-вольтижеры Митрохины, дрес­сированные собачки под руко­водством А. Польди, жонглеры на мотоциклах под руководст­вом Н. Польди, музыкальная клоунада под руководством за­служенного артиста РСФСР и Груз. ССР Л. Танти и другие.


В программе открывшегося Запорожского цирка: акробаты-прыгуны Самолетовы, жонг­лер — заслуженный артист РСФСР К. Никольский, эквили­брист М. Егоров, клоуны А. Буг­ров и Г. Лебедев, группа велофигуристов под руководством А. Польди, канатоходцы под руководством Н. Хибина, сатири­ки Я. Одесский и А. Павлова, дрессированные собачки артистки В. Поповой, акробаты-эксцентрики Серебряковы, конюшня дрессированных лоша­дей под руководством Б. Манжелли и другие.

В апреле состоялось откры­тие сезона во Фрунзенском цир­ке.

В составе новой программы были: эквилибристы с лестни­цами Андроновы, акробаты-прыгуны Быковские, группа дрессированных обезьян артис­та В. Малярова, гимнасты на турниках Семины, гимнасты на батудной сетке Полифроновы, художественно- акробатическая группа под руководством В. Ми­ронова, группа велофигуристов иод руководством А. Александ­рова, музыкальные эксцентри­ки Л. Лаврова и П. Тихонов, ко­нюшня дрессированных лоша­дей под руководством П. Хурсанова, иллюзия и манипуляции в исполнении И. Символокова, китайские игры Ван-чу, клоунская группа под руководством М. Калядина.


Весенняя премьера


Так назвал свою новую про­грамму Московский Госцирк.

Она включает ряд интерес­ных и новых для Москвы номе­ров. Впервые в Москве показы­вается новый аттракцион заслу­женной артистки РСФСР И. Бу­гримовой, лишь недавно под­готовленный для выступления. Талантливая дрессировщица де­монстрирует ряд трюков, сви­детельствующих о все растущем мастерстве артистки.

После большого перерыва начал свои гастрольные вы­ступления в Москве заслужен­ный артист РСФСР Борис Вяткин, в репертуаре которого много новых сценок, шуток и клоунад.

Со своей белой лошадью вы­ступает артист Королев, стро­ящий с «партнершей» скульп­турные группы. Дрессирован­ных яков и овчарок показыва­ет артист В. Тихонов. Это но­вый для москвичей номер.

В разнообразной и интерес­но составленной программе: артисты Благодарские (воздуш­ный номер), группа акробатов Павловых, оригинальные жонг­леры на мачтах Грачевы, (па де труа) на лошадях — Щети­нины, группа Тувинских цирко­вых артистов под руководством заслуженного артиста респуб­лики В. Оскал-Оол, музыкаль­ные энсцентрики Макеевы.

Режиссер программы М. С. Местечкин, художник Л. 3. Окунь.


Гвоздь программы

Скандальный случай в на­шем цирке разыгрался совер­шенно неожиданно.

Сначала по городу были рас­клеены кричащие афиши: «Ве­чер веселого смеха! Впервые в нашем цирке в большой кра­сочной клоунаде участвует 12 клоунов! Сценки, репризы, са­тирические куплеты на злобу дня! Приходите в цирк повесе­литься!»

А кто же не любит весело отдохнуть? И народ повалил, как говорят, валом.

Директор цирка Лев Марко­вич Озеров был в отличном на­строении, и всех приятно удив­ляла его необычайная привет­ливость к артистам и рабочим манежа. Все радовались!

И вдруг! Как нарочно всегда подкарауливает это проклятое «вдруг».

В кабинет директора вошел развязной походкой изысканно одетый молодой некрасивый че­ловек с гривой красновато-рыжих волос, с отвисшей нижней челюстью, как у питекантропа, и блестящими рачьими глаза­ми. Мудрая природа как будто нарочно наградила его такой благодарной для клоуна ориги­нальной внешностью.Молодой человек сел в крес­ло и будто пропел речитативом: Прошу прошения, Лев Маркович. Я к вам на одну ми­нутку. Я вас слушаю, товарищ Сорокин, — пробасил директор, не отрываясь от бумаг. Лев Маркович, за мое участие в клоунаде мне надо бы определить дополнительную оплату. Директор оторвался от бу­маг и удивленно уставился на молодого артиста. Что-о? На каком основа­нии? На том основании, Лев Маркович, что вся клоунада держится, собственно, на мне. Товарищ Сорокин, вы переоцениваете себя. Скром­ность украшает человека. Вы же недавно со школьной скамьи... Причем тут скромность, Лев Маркович, когда факты го­ворят сами за себя. Я — гвоздь клоунады! Товарищ Сорокин, сейчас не время об этом говорить. Скоро представление... Нет, как раз время, — продолжал Сорокин, и если вы не установите дополнитель­ную ставку, я не буду играть в коллективном номере. Да вы с ума сошли. Соро­кин! Вы же сорвете програм­му!.. А это меня меньше всего волнует, Лев Маркович. За свою ставку я выполню свой парный номер и баста! Да что вы берете меня за горло перед самым представле­нием?! — закричал Озеров, баг­ровея лицом, — Да, вы гвоздь, но со ржавчинкой. Я буду жаловаться... Пришлось почти на ходу, за полтора часа до представления несколько перестроить клоуна­ду, заменив Сорокина другим артистом.

Клоунада прошла с успехом.

На другой день за кулисами на специальном щите был выве­шен приказ о том, что артисту Сорокину за саботаж объяв­ляется выговор. Вскоре состоя­лось бурное собрание, на ко­тором все артисты осудили Со­рокина. Но Сорокин остался при своем мнении. Его отстранили от работы. Обиженный Со­рокин громогласно заявил:

—Я это так не оставлю. Я в суд подам!

Через две недели после это­го скандального случая я снова увидел Сорокина в цирке. На всех артистов пришла разна­рядка. Лишь один Сорокин был не у дел, и о нем как будто за­были, хотя он подал покаянное заявление. Одинокий и злой, Сорокин шатался по пустому цирку и клял начальство за бюрократизм и за то, что оно не оценило его таланта.

В. ОБОДОВСКИЙ

После представления

Представление в цирке окончено. Разошлись зрители. Но вот зал вновь наполняется посетителями. Это после трудо­вого дня пришли отдохнуть, посмотреть новую картину работ­ники и артисты цирка.

Хорошую традицию в Ивановском цирке можно только приветствовать.

Передвижные цирки в 1958 г.

Всесоюзное объединение госцирков утвердило маршруты пе­редвижных цирков в текущем году. Они охватывают почти все районы необъятной территории Советского Союза.

ЦИРК №1 (директор X. Папашьян) посетит крупнейшие пунк­ты Краснодарского края и Северного Кавказа, в том числе Крас­нодар, Новороссийск и Майкоп.

ЦИРК №2 (директор А. Алексеев) обслужит важнейшие про­мышленные пункты среднеазиатских республик и Сибири. Свои представления он будет, в частности, давать в Ашхабаде, Бухаре, Алма-Ате, Томске, Караганде, Ленинабаде и других городах.

ЦИРК № 3 (директор П. Никольский) обслужит Калугу, Щер­баков, Ярославль, Владимир, а также Кривой Рог и Севастополь.

ЦИРК № 4 (директор М. Эльский) посетит Смоленск, Витебск, Вильнюс, Краснодар, Ставрополь и Ворошиловград.

ЦИРК № 5 (директор Ф. Земцев) наряду с городами централь­ного промышленного района (Тула, Рязань, Серпухов, Подольск) посетит Евпаторию, а также Чимкент и Чарджоу.

В Литовскую ССР и в Калининградскую область направится ЦИРК № 6 (директор В. Шапошников). В его маршрут включе­ны также Псков и Кишинев.

Значителен диапазон выступлений ЦИРКА № 7 (директор С. Поляков). Они будут проходить и в Поволжье (Ульяновск, Че­боксары, Саранск) и в Средней Азии (Самарканд, Ашхабад, Ак­тюбинск). Этот коллектив посетит также Махачкалу, Мингечаур и Кутаиси.

ЦИРК № 8 (директор Н. Васильев) поедет по маршруту Мары, Термез, Карши, Омск, Тамбов, Мичуринск, Елец, Каменск и Гроз­ный.

По крупнейшим городам УССР и БССР проходит маршрут ЦИРКА № 9 (директор А. Каринин). Он побывает в Чернигове, Полтаве, Гомеле, а также в Орле, Белгороде, Курске и Брянске.

В Петрозаводск, Мурманск и Вологду направляется ЦИРК № 10 (директор Б. Барашкин). В его маршрут вошли также Вильнюс, Выборг и Кременчуг.

В промышленных районах Средней Азии выступит Цирк № 11 (директор К. Григорьянц). Он посетит также Биробиджан, Благо­вещенск, Комсомольск-на-Амуре, Спасск и Находку.

По Донецкому бассейну совершит поездку ЦИРК №12 (дирек­тор С. Мельников). Он побывает также в Таганроге.

ЦИРК №13 (директор И. Добрынкин) будет работать на Кавказе (Сухуми, Пятигорск, Нальчик, Орджоникидзе), а также в Донбассе (Макеевка, Сталине). Свои представления он даст и в Жданове.

В маршрут ЦИРКА № 14 (директор М. Эльворти) вошла в ос­новном Москва, где выступления его продлятся с 15 мая до 21 сентября, после чего он поедет на месяц в Херсон.

Всем перечисленным цирковым коллективам подготовлены не­обходимые условия для успешной планомерной работы.

Впервые с Советском цирке новый аттракцион

В настоящее время идет под­готовка нового, впервые у нас создаваемого аттракциона с ла­мами.

Пять экземпляров этих ред­ких животных прибыли из Юж­ной Америки (Аргентина) на польском пароходе «Адам Миц­кевич». Аттракцион будет пополнен еще двумя ламами, на­ходящимися в наших зооцирках.

Своеобразие создаваемого номера в смешанной дрессуре лам и слона.

Аттракцион готовится в Ива­новском цирке. В качестве дрессировщицы выступит мо­лодая артистка Валентина Эдер.

Журнал « Советский цирк» май 1958

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

Кожаные мужские браслеты тут