В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Труппа Донвальдо

Труппа ДонвальдоВ 1926 году в Ленинграде, на улице Пролеткульта, в спортивном зале, под руководством опытных цирковых артистов — Тафани, Орлова, Альперова и Брайтонс — груп­па молодых людей занималась акробатикой. В 1927 году самые способные из них создали цирковую акробатическую труппу. Сначала эта труппа именовалась Али Чанышевы, позже — Донвальдо и, наконец, Осташенко.

Первоначально в числе участников этой труппы были: X. Гисматулин, К. и В. Никольские, В. и В. Махинок, А. Львов, П. Павлов и М. Осташенко. Все это были люди молодые, горячие и весьма способные к акробатике. Репетировали они без устали и везде, где только возможно: на арене, в цирковом фойе, в коридорах гостиниц, а во время пере­ездов из города в город — даже на платформах железно­дорожных станций, если поезд стоял продолжительное вре­мя. Уже в 1929 году московский рецензент писал: «Четкость, легкость и темперамент их работы буквально пора­жают» 1.

Особенных успехов труппа добилась к 1931 году, когда во главе ее встал М. Осташенко, а членами труппы явля­лись: П. Осташенко, Г. Чайченко, Г. Семиничев, Г. Клейн­гольц, А. Вязов, Е. Мочалов, Н. Зимин, Л. Кобленц, Г. Питателев.

С веселым шумом появлялись Донвальдо на арене и сейчас же начинали отроить акробатические пирамиды: одну, другую, третью. Выстроили пирамиду, зафиксировали ее и тут же рассыпали. Но пирамиды — это только, так ска­зать, прелюдия к номеру. Главная же часть номера состоя­ла из акробатических прыжков, исполняемых во все более убыстряющемся темпе, под подбадривающие возгласы тех, кто ожидал своей очереди прыгать.

Трудно перечислить комбинации из прыжков, демон­стрируемых Донвальдо, но некоторые из них назвать необ­ходимо. М. Осташенко исполнял в темпе двадцать четыре арабских сальто-мортале, обходя, таким образом, три раза круг арены, и он же проделывал пять раз подряд (как го­ворят в цирке, в пять углов) такую комбинацию: рундат, флик-фляк, заднее сальто-мортале и переднее сальто-мор­тале.

Исполняя флик-фляк, три раза обходил круг арены Г. Чайченко. С каждым новым кругом он все больше при­жимался к барьеру арены и все убыстрял темп.

П. Осташенко на барьере, опоясывающем арену, демон­стрировал разнообразные акробатические прыжки: «араб­ские колеса», «колпинские прыжки»2, «колеса на локтях», а заканчивал «колесами не месте», которые делал в цент­ре   манежа.

__________________________________________________________________

1 Юр. Ага, Эстрада в Эрмитаже, «Новый Зритель», 1926, № 26—27.

2 Комбинация, состоящая из чередования рундатов и арабских колес, исполняемых по кругу. Впервые была про­демонстрирована артистом М. Осташенко в 1928 г. на ст. Колпино под Ленинградом.

Л. Кобленц исполнял комбинацию: рундат — флик-фляк — пируэт-сальто-мортале, снова флик-фляк и снова пируэт-салыо-мортале.

Г. Клейнгольц делал рундат — твист и снова рундат — твист. Последний раз он прыгал так высоко, что перелетал через барьер, отделяющий арену, и оказывался в проходе для   публики.

Все перечисленные здесь трюки исполнялись легко, не­принужденно и изящно. В прыжках особенно ценится вы­сота. П. Осташенко, Г. Клейнгольц и особенно М. Осташен­ко прыгали необычайно высоко. Упражнения были во всех деталях отделаны и доведены до совершенства. Не слу­чайно Г. Клейнгольц первый получил звание чемпиона СССР по акробатическим прыжкам.

Номер Донвальдо А сколько было актерского обаяния в застенчивой и в то же время горделивой улыбке М. Осташенко, когда он, закончив прыжки, принимал восторги публики! Какая экс­прессия, какая выразительность были в фигуре Г. Чайченко, когда он готовился к прыжкам! С особенным старанием и увлечением делал кульбит, пролетая через весь манеж, Г. Семиничев. А прыжки П. Осташенко зрители восприни­мали как спортивную игру, которая доставляла удоволь­ствие самому исполнителю.

Номер Донвальдо проводился, как говорится, на одном дыхании, зрители бывали поражены, больше того, ошелом­лены чудесным каскадом прыжков. Казалось, что номер продолжается всего пять-шесть секунд, тогда как на самом деле он шел восемь-девять минут.

Где сейчас те, кто работал в этой группе?

М. и П. Осташенко продолжают выступать в цирке, но как акробаты-эксцентрики. К. Никольский — известный жон­глер, заслуженный артист РСФСР, А. Вязов — воздушный гимнаст-эксцентрик, Е. Мочалое и Г. Чайченко — клоуны, Л. Кобленц — участник номера «эквилибристы на шарах», кое-кто из Дональдо ушел из цирка.

 

Журнал «Советский цирк» март 1961 г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100